Подростковый возраст — особый период, когда наши дети становятся слишком эмоциональными, самостоятельными и неудобными. И хотя нам очень хочется обойти этот кризис, он очень важен для становления личности ребенка и его взросления.

Поэтому в сегодняшнем материале предлагаем вам ознакомиться с наблюдениями и советами детского и семейного психолога Светланы Ройз. Светлана в своем блоге в Facebook подробно рассматривает общие проявления поведения современных подростков, а также те особенности, которые мы можем замечать в их поведении во время войны.

Какие проявления поведения свойственны подросткам и детям предподросткового возраста (9-12 лет)?

Что сейчас важно знать о подростках: советы психолога Светланы Ройз - Learning.ua

Светлана Ройз приводит следующие признаки:

1) «Языковой максимализм», полярности, проявляющиеся в речи: например, «Я это обожаю — я это ненавижу», «Никогда — всегда».

2) Застенчивость (ребенок 8-9 лет может стесняться принимать душ, переодеваться перед родителями).

3) Попытка отстраниться от всего, что напоминает детство: подросток может раздражаться, когда слышит уменьшительные (нежные) формы слов, просит называть его другим именем (более «взрослым»).

4) Обесценивание того, что было значимым и любимым еще несколько месяцев назад («Это отстой, я это ненавижу»).

5) Чувствительность к шуткам, интонации, мимике, высокая внимательность к тому, что может казаться обесцениванием, — подростки воспринимают информацию, фокусируясь не на том, что говорят (на содержании), а на том, как говорят (на форме).

6) Появление «претензий» к телу (подростки могут говорить о том, что им вообще не нравится их тело: слишком большой-маленький нос, уши, грудь и т.д.).

7) Избирательность в одежде, выбор преимущественно черного цвета в одежде (одна из многих причин этого — опосредованная возможность сказать «нет»).

8) Манерность в жестах, мимике, артикулировании.

9) Обостренная потребность в контроле, согласовании планов и намерений (взрослые могут часто слышать: «Я вам не марионетка, чтобы меня переставлять с места на место»).

10) Более экстремальные (не рискованные, а именно экстремумные) проявления эмоций — слезы, смех, гнев.

11) Обостренная потребность в личной территории (взрослые могут слышать: «Я хочу остаться в одиночестве», «Я хочу жить сам».

12) Появление на заставках телефона или в планшете любимых героев фильмов, сериалов, певцов (это «переходные объекты» во взрослении).

13) Дети (8 с половиной — 9 лет) могут пытаться выглядеть «как взрослые», имитировать «взрослое поведение», копировать авторитетных героев и блоггеров (критичность к которым снижается).

14) Отказ от еды, которую готовит мама.

15) Когда рядом с ребенком проявляется в фильмах или разговорах тема секса — она может вызвать преувеличенные реакции (как слишком активное внимание, так и реакцию обесценивания).

16) Постоянное «сидение» в телефоне, ноутбуке/компьютере. По словам психолога, «жизнь в компьютере и телефоне» дает подросткам чувство предсказуемости и контролируемости. Поэтому недостаточно запретить гаджеты — важно предоставить что-то на замену.

17) Гендерная неопределенность.

18) Трудности с засыпанием (это общая проблема подросткового возраста, которая сейчас осложнена высоким уровнем тревоги).

Что важно понимать о подростках во время войны?

Что сейчас важно знать о подростках: советы психолога Светланы Ройз - Learning.ua

При написании материала о подростках Светлана Ройз пользовалась результатами недавнего всеукраинского социологического исследования «Підлітки та їхнє життя під час війни: настрої, цінності, майбутнє». Это исследование реализовал благотворительный фонд «Клуб добродіїв» при поддержке гуманитарной организации «Plan International». Сам опрос проводила компания «Kantar» среди подростков 13-19 лет, проживающих в больших городах Украины.

Результаты исследования демонстрируют, как именно повлияла война на украинских подростков: что больше всего их волнует, достаточно ли они поддержки получают, как видят собственную реализацию и где планируют свое будущее. Так, было обнаружено, что:

1) 73 % подростков волнует война, она «вплетена» в повседневность и влечет за собой тревожность и страх за будущее.

2) 59 % хотели бы получать больше поддержки от близких. Это не подарки, а:

«Для наших почти взрослых детей наша близость критически важна. Но важно выбирать форму, в которой они смогут принять нашу поддержку», — объясняет Светлана.

3) 83% подростков хотят узнать, как они могут поддерживать себя в трудные времена.

Просмотреть полную версию исследования можно по ссылке.

Какие особенности могут проявиться у подростков во время войны?

Что сейчас важно знать о подростках: советы психолога Светланы Ройз - Learning.ua

Светлана Ройз отмечает, что дети, подвергшиеся травматизации или живущие в состоянии хронического стресса, могут:

1) Стать более молчаливыми или очень болтливыми (ведь травматический опыт влияет на части мозга, отвечающие за речь).

2) Проявлять больше агрессии. По словам Светланы, агрессия может быть контрфобическим поведением: гнев легче проявить, чем страх. Поэтому за агрессивным поведением важно увидеть то, что оно «прикрывает».

3) Чувствовать себя одинокими. Кроме субъективного переживания одиночества, являющегося общим признаком подросткового возраста, сейчас подростки объективно часто остаются без привычных, близких контактов (часто в общении только онлайн). Поэтому очень важно помочь им восстановить живые контакты.

Это особенно касается детей, находящихся в иностранной, иноязычной среде и культуре. Мимика и интонации местных жителей для них незнакомы, и могут считываться как «опасные». Это может прибавлять напряжение, усиливать стресс подростка и провоцировать еще большую бдительность и напряженность. Поэтому очень важно детей привлекать к общению, взаимодействию в новой среде, вместе с ними узнавать больше о традициях, реакциях и правилах того сообщества, в котором они живут. Это будет способствовать стабилизации состояния ребенка.

Одиноким также может чувствовать себя ребенок, который пережил чрезвычайные события и переехал в другую, более безопасную среду (перешел в другую школу или класс).

4) Повторять много раз одно и то же действие (петь одну и ту же песню, повторять одну и ту же строфу) — это «ритмическое действие», которое помогает успокоиться.

5) Стать более тревожными. Закономерная в этом возрасте тревога усиливается тревожностью и неопределенностью, связанной с войной. Поэтому важно:

6) Проявлять импульсивность, раздражительность, трудности с контролем. Об этих особенностях поведения ребенка важно ему рассказывать, объяснять, как сейчас работает его мозг, как реагирует нервная система, какие проявления могут быть на уровне тела (например, дрожь, потливость, сердцебиение).

7) Бояться показать свою уязвимость, просить о помощи. Поэтому родителям важно проявлять свою уязвимость, рассказывать о своих ошибках, опыте и чувствах, а также восстановить ритуалы, связанные с близостью.

8) Переживать постоянную амбивалентность в ощущениях. Например, «будьте со мной — отпустите меня», «я все могу сам — помогите мне», «дайте мне побыть одному — не уходите слишком далеко». Детям сложно осознать эти особенности своего поведения, а родителям трудно его выдерживать. Поэтому психолог советует помнить, что это сложный признак переходного этапа и искать баланс в близости и дистанции.

9) Испытывать беспомощность, невозможность повлиять на обстоятельства. Беспомощность — травматична. Поэтому взрослые должны помочь подросткам почувствовать контроль, свою действенность, возможность влиять на что-то. Все, где они могут осуществить конкретные действия и применить навыки, — это вклад в стабилизацию. Важно также предлагать действия и занятия, где они могут сразу увидеть результат.

10) Проявлять изменения в учебной деятельности и мотивации. Дети по-разному проявляют адаптацию к стрессу: кто-то пока что не может восстановить привычный темп и объем в обучении (даже для подросткового возраста). А кто-то неожиданно становится более сосредоточенным, успешным и упорным.

11) Чаще говорить «Мне скучно». Это может объясняться тем, что рядом нет того, на чем раньше удавалось фокусироваться. От стресса также может страдать фантазийная сфера, воображение (трудно представить и выбрать действие). А еще у подростка может быть «выученное поведение» — искать внешние стимулы (телефон, компьютерную игру).

12) Употреблять ненормативную лексику. В сегодняшних условиях она помогает подростку сбросить эмоциональное напряжение. Однако это лишь одна из причин ее употребления.

13) Заниматься самоповреждением (шрамирование, порезы на теле и т.п.). По словам психолога, это один из маркеров, когда нужно обязательно обращаться к специалисту.

14) Переживать чувство утраты. Горевать можно не только за близкими, подростки по-настоящему горюют за друзьями, домом, возможностями. И взрослым важно признать их чувства (вы можете сказать: «Это действительно сложно терять — друзей, надежды, планы»). И подросткам, и малышам, и взрослым нужны утешение, забота, чтобы не избавиться от возможности чувствовать, не замирать.

15) Брать на себя роль взрослого (парентификация).

16) Избегать определенных действий, событий, людей. Здесь нужно понять, чего именно пытается избегать подросток (какой конкретной ситуации). Поэтому важно наблюдать, выявлять, с чем связана тревога и, возможно, обратиться к психологу.

17) Испытывать страх ненормальности (исключительности эмоций и проживания). Взрослым важно повторять: «Ты — нормальный, все твои эмоции — нормальны в ненормальной ситуации, в которой мы сейчас живем».

18) Страдать из-за чувства вины — часто подростки переполнены чувством вины. Поэтому нужно соблюдать осторожность с высказыванием обвинений и своих ожиданий.

19) Становиться более удобными или бунтовать.

20) Редко просить о нежности и телесном контакте. С подростками важно корректировать дистанцию ​​в контакте, уточнять, как мы можем обнять, поддержать, быть рядом. А после близости нужно быть готовым, что подростки могут обесценить контакт, снова отойти на безопасное для «почти взрослых» расстояние.

Как родители могут помочь подросткам прожить этот сложный период?

Что сейчас важно знать о подростках: советы психолога Светланы Ройз - Learning.ua

Светлана Ройз советует родителям:

1. Заботиться о себе, чтобы были силы для понимания и поддержки детей.

2. Говорить ребенку: Ты всегда можешь на меня рассчитывать. Когда опасно снаружи, мы должны стать надежной «безопасной средой».

3. Воздержаться от самообвинений и самообесценения. Помните, что все проявления подросткового возраста направлены не на родителей, а на взросление.

4. Говорить конкретные вещи именно то, что сейчас видим, избегая слов «никогда», «всегда» («Я сейчас вижу невымытую тарелку» вместо «Ты никогда не моешь посуду»).

5. Избегать фраз: «У тебя все будет в будущем, вся жизнь впереди...» (это чувствуется как обесценивание того, что происходит именно сейчас); «Я понимаю, как тебе, я тоже был таким» (все переживания уникальны). Вместо обесценивания и обобщения попытайтесь помочь ребенку назвать и осознать эмоцию:

6. Утешать, но без чтения моралей.

7. Уделять внимание детям, находящимся в состоянии ступора (после травматических переживаний). Они обычно не привлекают к себе внимания, но часто именно им нужна помощь, корректное побуждение к активности, «оживление».

8. Рассказывать о половом созревании, предлагать книги, фильмы. Дети взрослеют гораздо быстрее, чем нам кажется.

9. Отмечать то, что детям удается, то, что они делают сами. К примеру:

10. Помнить, что уважение — всегда важно, а сейчас — критически важно.
11. Держать в фокусе и пытаться разобраться, какая именно потребность кроется за поведением ребенка.

12. Помнить, что критика не способствует близости, а наоборот — отдаляет.

13. Находить активности для совместного времяпрепровождения (готовить, убирать, смотреть фильмы, играть в настольные игры и т.п.)

14. Если вы озабочены поведением, состоянием ребенка и/или вашими отношениями, обращаться за помощью к специалистам.

Надеемся, что советы Светланы будут полезны и вам.