Что такое «язык любви»? Это разные формы проявления нашей любви к ребенку — слова, поступки, прикосновения, проведенное вместе время, подарки — все то, что мы вкладываем в наши отношения.
- «Понять язык любви — не сложная наука. Родителям достаточно распознать потребности ребенка и дать ему любовь прежде всего в той форме, которая ближе к нему. Именно так зарождается глубинная связь между детьми и родителями. Понимание потребностей и желаний детей — это путь к крепким отношениям с ними, а пять языков любви — инструмент для выявления того, что лучше всего демонстрирует любовь ребенку», — отмечают специалисты UNICEF и ВОЦ «Волонтер», авторы буклета «П’ять мов любові у спілкуванні з вашою дитиною».
Буклет создан по мотивам книг Гери Чепмена, консультанта по вопросам семьи, и Роса Кэмпбелла, специалиста в области психиатрии, специализирующегося на проблемах детей и подростков. Авторы буклета дают родителям советы, как построить доверительные отношения с ребенком и подростком, используя пять языков любви. Их советы публикуем в сегодняшнем материале.
І. Как «работают» пять языков любви?
Гери Чепмен и Росс Кэмпбелл выделили такие пять языков любви к детям:
1. Слова поддержки, похвала.
2. Безопасные прикосновения (тактильный контакт).
3. Продуктивно проведенное вместе время.
4. Помощь.
5. Подарки.
Специалисты UNICEF и ВОЦ «Волонтер» отмечают:
- «Если родители и дети владеют общим языком любви, то каждый естественно выражает свои чувства в ответ на любовь другого. Если разный язык присущ обеим сторонам, и ни одна из них даже не догадывается об этом, отношения будут похожи на общение с иностранцем, язык которого неизвестен».
Поэтому для налаживания гармоничных отношений между вами и вашим ребенком очень важно понимание его языка любви. Авторы буклета советуют для начала определить приоритетный для вашего ребенка язык любви и применять его чаще всего, а уже потом использовать все пять.
Расскажем о них поподробнее.
1. «Поговори со мной», или слова поддержки, похвала
Слова — мощный инструмент общения, особенно в проявлениях любви. Словесные ласки, похвала, поощрение и поддержка будто уверяют: «Я забочусь о тебе». Авторы советуют замечать даже маленькие достижения ребенка и его хорошие поступки. Говорить об этом. Пусть ребенок слышит, как его хвалят, ведь похвала — это признание.
- Однако похвала должна быть уместной и предметной. Более подробно с рекомендациями психологов относительно похвалы можно ознакомиться в нашей статье «Учимся хвалить ребенка правильно».
Авторы буклета призывают родителей быть осторожными с критическими высказываниями. Они особенно негативно будут влиять на ребенка, основной язык любви которого — слова поддержки.
Как проявлять язык любви:
- говорить: «Ты хорошо выглядишь!», «У тебя прекрасно это получилось», «Я горжусь тобой», «Научи меня так делать», «С каждым днем у тебя получается все лучше» и т.п.;
- напоминать каждый день и без ограничений: «Я тебя люблю», «Я люблю смотреть, как ты...(играешься, рисуешь, поешь, помогаешь мне/брату и т.д.)»;
- поддерживать не только достижения, но и усилия ребенка;
- называть ребенка ласковым «домашним» именем, которое используете только в семье;
- признавать добрые намерения, усилия и решимость ребенка даже в ситуации, когда он ошибается;
- пишите записки поддержки и любви и оставляйте там, где ребенок обязательно их увидит.
Как хвалить подростка:
1) Делайте это искренне. Подростку важно, чтобы вы были честны с ним.
- «Если уборка ограничилась перестановкой книг на полке, а вы говорите: „Ты так хорошо убрал, почти идеально“, то фальшь будет замечена, а ее следствием станут такие же некачественные уборки. Подобная похвала была бы уместна для дошкольника, а подросток в ней заподозрит сомнения в его способностях и намерениях», — отмечают специалисты UNICEF и ВОЦ «Волонтер».
2) Хвалите за конкретные действия. Общие фразы не пойдут подростку на пользу. Ему важно, чтобы заметили, что именно было сделано, за что его хвалят.
- Сравните: «Ты — молодец», и «Ты молодец, что убрал всю квартиру, — спасибо тебе», «Спасибо, что сложила грязную одежду в корзину, теперь я могу стирать».
3) Не можете похвалить за результат — хвалите за старания.
К примеру, ваш одиннадцатилетний сын вымыл посуду после семейного обеда. Конечно, вы бы сделали это лучше. Но посуда вымыта, подросток старался и потратил на это свое время. Если вы хотите, чтобы и в следующий раз он взялся за это дело, приобрел опыт и научился делать это лучше, не критикуйте. Похвалите за усилие: «Сынок, спасибо, что помыл посуду. Очень ценю твое усердие и помощь». Сын почувствует себя нужным и поймет, что его заботу оценили.
- Некоторые родители могут подумать, что без их рекомендаций ребенок и дальше будет небрежно мыть посуду, ведь не знает, как это делать правильно. Не беспокойтесь, качество придет с практикой. Кроме того, при удобном случае вы сможете деликатно подсказать и показать, как лучше сделать. А если на первой попытке ребенку скажут, что работа проделана плохо, она вряд ли возьмется за мытье посуды по собственной инициативе.
4) Хвалите, когда это слышат другие.
Пусть похвалу, произнесенную вами ребенку, также услышат члены семьи. Или в присутствии подростка расскажите другим (родственникам или друзьям семьи, если это уместно), за что вы его похвалили. Например, «Игорь, наш сын сегодня впервые сам приготовил ужин. Попробуй, получилось очень вкусно».
- При этом авторы советуют не хвалить подростка в присутствии его друзей. Ведь дети в этом возрасте стесняются таких проявлений со стороны родителей.
2. «Обними меня» или безопасные прикосновения
Прикосновения к тем, кого мы любим, обладают мощной эмоциональной силой. Родители носят младенцев на руках, качают их, целуют, гладят.
- «Возраст ребенка — не помеха ласкам, если тактильный контакт для него — основной язык любви. Для такого ребенка отсутствие объятий и поцелуев — что колодец без воды. А телесные наказания, даже в виде оплеухи или шлепка, станут для него разрушительными. Пусть хорошей привычкой в вашей семье будут утренние объятия, а лучшее „Спокойной ночи“ „говорят“ нежные прикосновения», — советуют специалисты UNICEF и ВОЦ «Волонтер».
Как проявлять язык любви:
- садиться чаще возле ребенка;
- обнимать, целовать, поглаживать по спине, держать за руку;
- инициировать общие объятия для всей семьи, а для большего удовольствия еще и обнимать домашних любимцев;
- играть в игры, подобные Twister.
В тактильном контакте с подростком помните:
Вы не можете ласкать подростка так же, как вы это делали в детстве, и должны всегда помнить о его стремлении к самоопределению и независимости. Если же подросток испытывает потребность в вашей нежности, дайте ему возможность побыть ребенком столько, сколько он этого хочет.
- В подростковом возрасте тактильный контакт возможен только при согласии ребенка. Спросите подростка: «Можно, я тебя обниму?» и делайте это не в присутствии друзей, ибо реакцией на ваши действия может оказаться сопротивление, а не радость.
Помните: подросток нуждается в вашей любви, но прикосновение как язык любви следует использовать в нужное время, в нужном месте и должным образом.
- «Если в детстве языком любви вашего ребенка было прикосновение, то в подростковом возрасте оно приобретет новые черты, и вам придется как будто учить незнакомый диалект иностранца, язык которого вам был известен», — отмечают авторы буклета.
3. «Побудь со мной», или продуктивно проведенное вместе время
Проводя время с ребенком, вы посвящаете ему часть своей жизни. Это самая большая ценность для детей, приоритетным языком любви которых является качественное время с родителями в совместных действиях и общении. Ребёнок будто слышит: «Ты важен для меня, мне нравится быть с тобой, что-то делать вместе». И это лучший способ удовлетворить потребности ребенка в соответствии с его физическим и эмоциональным развитием.
Итак, когда ребенок просит вместе поиграть, отдохнуть на природе и тому подобное, он словно подсказывает: язык моей любви — интересное и полезное время, проведенное с родителями.
- «К сожалению, на этом „языке“ гораздо сложнее общаться, чем, например, „языком“ поощрений и прикосновений, потому что он требует более длительных эмоциональных затрат. Прикосновение длится секунду. На похвалу понадобится меньше минуты. Но стоит ли ограничивать время, полезное для собственных детей?» — справедливо замечают специалисты UNICEF и ВОЦ «Волонтер».
Как проявлять этот язык любви:
- всегда внимательно слушать ребенка и держать с ним зрительный контакт, когда он рассказывает о произошедших с ним событиях, делится чувствами или просто спрашивает вас о чем-то;
- ходить вместе в магазин или по другим делам;
- посещать кинотеатр, кафе, гулять по парку;
- играть где угодно и любым способом, даже к домашним делам привлекать ребенка, как к игре;
- придумывать забавные и веселые игрушки, отыскивать возможность посмеяться;
- создать маленькие семейные традиции и ежедневно их придерживаться;
- рисовать вместе, вести общий дневник (напоминаний, полезных или интересных дел, впечатлений, мечтаний), следить за изменениями природы и т.д.
Продуктивное время с подростком — это реальное общение друг с другом и уделение внимания друг другу. Это время, когда вы вместе:
- поддерживаете спортивную команду;
- просматриваете кино;
- устраиваете поход в парк/лес/на реку;
- играете всей семьей в настольную игру, ужинаете, неторопливо разгоаваривая, без гаджетов, помогаете друг другу или другим членам семьи и т.п.
4. «Сделай это для меня», или помощь
Когда ваш ребенок просит починить игрушку или хочет помочь вам в чем-то, иногда это может свидетельствовать о потребности в дополнительном внимании, а значит, в любви.
- «Если помощь — основной язык любви ребенка, это не означает, что нужно мгновенно реагировать на каждую его просьбу, однако будьте чувствительны к подобным запросам. Помочь ребенку и выполнить что-то за него — не одно и то же. Важно чему-то научить и/или вместе сделать то, что нужно», — объясняют авторы буклета.
Как проявлять этот язык любви:
- младших детей укладывать в кроватку самостоятельно (это гораздо лучше, чем приказать им отправляться спать);
- приготовить ребенку любимое блюдо/напиток;
- сделать прическу, приделать то, что ребенок хотел, к одежде, игрушке и т.п.;
- составить список любимых дел, которыми можно заняться вместе, придерживаться его, особенно когда ребенок меньше всего этого ожидает;
- поддерживать ребенка в его предпочтениях и обучении;
- разбираться вместе, как лучше выполнить домашнее задание.
Когда помогаете подростку, важно помнить: хотя он и стремится быть самостоятельным, но должен знать, что кто-то готов ему помочь. Из-за особенностей возраста ваш ребенок может и не просить об этом, поэтому вы должны быть внимательны к его делам и говорить:
- «У меня есть свободное время. Тебе нужна помощь?»;
- «Вижу, делаешь ответственное и сложное дело. Будет нужно — помогу. Говори, сделаем вместе».
5. «Это — для меня?», или подарки
И вручение, и получение подарков могут стать мощным проявлением любви, которая останется в воспоминаниях на всю жизнь. Ребенок, который часто дарит вам поделку, собственную игрушку или полевой цветок, найденный на прогулке, склонен чувствовать вашу любовь через подарки. Однако есть разница между ребенком, который принимает подарки как проявление вашей любви, и ребенком, который просит (требует любым способом) подарков для себя почти каждый раз, когда идете за покупками.
- «Вручение подарка должно сопровождаться определенной церемонией, ведь сущность дарения — не в передаче предмета из одних рук в другие, а в проявлении любви. Мы хотим, чтобы ребенок почувствовал наше отношение к нему: „Ты важен для меня. Я тебя очень люблю“. Такое эмоциональное послание ребенок слышит во время дарения», — отмечают специалисты UNICEF и ВОЦ «Волонтер».
Как проявлять этот язык любви:
- выбирать прежде всего продуманный, а не большой и дорогой подарок (можно сделать его собственноручно);
- выбирать подарки в соответствии с интересами ребенка и его возрастом;
- подарить ребенку песню (стихотворение, рассказ) о нем, которые сами написали;
- вручить подарок за достижения (заранее записывать на доске/плакате успехи ребенка);
- оставить неожиданный подарок в рюкзаке или под подушкой;
- сделать небольшой сюрприз-поощрение после выполненной задачи.
Когда дарите что-то подростку, помните: подарок — это проявление любви, желание родителей поделиться своей безусловной привязанностью к подростку. Однако некоторые родители путают подарки с вознаграждением за «оказанные услуги» (уборка в течение месяца, хорошие оценки и т.п.).
- «Конечно, так может быть, однако считать это подарком не следует. Это сделка. И теоретически такое же соглашение подросток может „заключить“ с любым взрослым (сосед, бабушка, старший брат, другие). Подобные сделки нравятся подросткам. Они часто сами их инициируют, чтобы получить то, что хотят. Этот метод применяется во многих семьях, поэтому настоящие подарки подростки обычно получают по праздникам», — объясняют авторы.
Определяя язык любви вашего ребенка, помните, что только один из них является приоритетным, но проявлять свою любовь к ребенку можно на всех пяти языках любви.
II. Как проявлять язык любви в зависимости от возраста ребенка?
Язык любви вашего ребенка будет частично зависеть от его возраста. Младенцы, малыши и дошкольники еще не владеют своим языком любви, поэтому родители должны постоянно проявлять свою любовь к ним разными способами.
Если вашему ребенку от 5 до 8 лет, он еще не в состоянии ни понять, не рассказать, что означает язык любви. Поэтому, применяя все, обязательно заметите, на какую из них ребенок реагирует лучше всего. Спросите у ребенка, какие действия родителей означают любовь к нему, когда он понимает, что родители его любят. Ответ будет для вас подсказкой.
С ребенком от 9 до 12 лет попробуйте также применить разные языки любви, а затем поиграйте с ним в вопрос-ответ, чтобы узнать, когда именно он чувствует, что его любят больше всего.
С подростками об этом можно просто поговорить. А можно вспомнить, как ваш подросток проявляет свою любовь к вам: обнимает и дает себя обнять, покупает (делает собственноручно) заранее продуманные подарки, выполняет определенные домашние поручения, например выносит мусор, подметает пол и т.д. Скорее всего, подростки будут проявлять любовь к вам в той форме, в которой им нравится ее принимать.
ІІІ. Как распознать основной язык любви ребенка?
Ваш ребенок может проявлять чувство любви на нескольких «языках», но один из них будет преобладать. Как его распознать?
1. Присмотритесь, как ребенок проявляет любовь к вам.
Если целует, обнимает, прижимается — это тактильные контакты. А если часто что-то дарит, то и сам ожидает такого проявления любви.
2. Обратите внимание на то, как ребенок проявляет любовь к другим людям.
Если всегда стремится помочь, язык его любви подсказывает: проявление помощи — это и есть любовь для вашего ребенка.
3. Заметьте, что ребенок чаще всего просит.
Если ребенок всегда хочет что-то делать вместе, его язык любви — проведенное с вами время. Если всегда просит подарков или ожидает сюрпризов, возможно, именно они для него важнейшее проявление любви. Если нуждается в одобрении, то, похоже, похвала — лучшая поддержка для него.
4. Обратите внимание, на что ребенок жалуется.
Жалобы — также хороший способ понять основной язык любви вашего ребенка. Если вы слышите: «Мы никогда ничего не делаем вместе», то это, вероятно, потребность проводить с вами интересный и содержательный досуг. Когда ребенок говорит: «Я ничего не умею, у меня не получится», то его язык любви — это, наверное, слова поддержки.
- «Всегда помните: каждый ребенок уникален, и то, что устраивает одного, может не устроить другого, потому что каждый ребенок нуждается в проявлениях любви, которые соответствуют именно его внутренним ощущениям. Это поможет детям почувствовать собственную ценность и станет стержнем уверенности в себе в любом возрасте и уровне развития», — отмечают специалисты UNICEF и ВОЦ «Волонтер».
Подробнее о языках любви и способах их использования можно прочитать в книге Гери Чепмена «Пять языков любви у подростков» и в книге Гери Чепмена и Роса Кэмпбелла «Пять языков любви к детям».