Начало учебного года всегда сопровождается определенным адаптационным периодом. Это время, когда школьникам особенно важна поддержка родителей и учителей. А в условиях войны эта потребность становится еще более явной.
Как наладить режим дня школьника, чего следует избегать в разговорах, что нужно учесть во время проведения урока и как реагировать на различные эмоциональные проявления детей — ответы на эти и другие вопросы дает в своем блоге детский и семейный психолог Светлана Ройз. Публикуем их сегодня для вас.
Как помочь ребенку вернуться к учебе в школе?
Светлана распределила советы на 6 тематических рубрик:
- «Режим дня и ежедневные рутины»;
- «Дорога в школу и безопасность»;
- «Отношения»;
- «Самооценка и эмоции»;
- «На уроке»;
- «Техника безопасности».
Рассмотрим их подробнее.
І. Режим дня и ежедневные рутины
Психолог рекомендует:
1) Начать просыпаться всей семьей чуть раньше.
- «Сейчас у нас может быть мало сил на быструю адаптацию, а настройка телесных ритмов сама по себе является терапевтической. Пробуждение, прием пищи, подготовка ко сну — это вклад в общее состояние устойчивости. Жаль, что они у нас сбиваются тревогами», — говорит Светлана.
2) Заняться приятными организационными делами — перебрать одежду, сложить на полках книги, учебные материалы, канцелярские принадлежности.
3) Подготовить рабочее место. Оно особенно важно при дистанционном обучении, ведь будет ускорять процесс настройки на работу. Психолог рекомендует разделить в квартире или доме «домашнее» и «рабочее» пространства школьника. К «рабочему» могут принадлежать стол, лампа, флажок, обозначающий «рабочее пространство», постер на стене.
4) С ребенком, посещающим 1–4 класса, подготовить школьный рюкзак.
- «Подумать вместе, что с собой нужно иметь в школе, кроме канцелярии. В прошлом году мы готовили маленький фонарик, игрушку-брелок, необходимые лекарства, выписывали телефоны близких на бумаге, делали бейдж с именем ребенка», — делится личным опытом Светлана.
5) Готовить руку к письму. Вы можете играть в игры, где нужно писать слова, лепить из теста или пластилина.
II. Дорога в школу и безопасность
Психолог советует:
1) Если ребенок учится офлайн и будет ходить в школу сам, пройти несколько раз по дороге в школу.
2) Зафиксировать, где по дороге есть укрытие, договориться о том, что ребенок должен делать во время сирены, если идет из школы, если едет в транспорте, как и когда выходит на связь с вами.
3) Если есть такая возможность — зайти в школу.
- «Детям важно „телом ощутить“ место, где они будут находиться. Потрогать парту, пойти в туалет, увидеть столовую», — объясняет Светлана.
4) Если ребенок будет учиться онлайн — договориться, что делать дома во время сирены. Также следует напомнить, как включаются приложения, которые будут использоваться в обучении.
ІІІ. «Отношения»
«У детей перед началом учебного года всегда бывает много тревоги — примут ли меня одноклассники, сохранились ли отношения, найду ли я свое место в классе. Война и стресс обостряют чувство одиночества. У детей, которые после обучения онлайн переходят в оффлайн-формат, может быть одновременно много разных чувств — и радость, и тревога. Будет хорошо, если дети смогут озвучить то, что их беспокоит (мы можем начать разговор сами, со своих воспоминаний)», — советует психолог.
Также Светлана рекомендует:
1) По возможности встретиться с классом или несколькими одноклассниками на платформе ZOOM.
2) Если в младшей школе система обучения будет не похожа на ту, что была ранее (например, разные предметы ведут разные учителя), важно ребенка предупредить об этом. Также психолог советует родителям показать ребенку фото учителей, а педагогам — возможно, успеть сделать собрание, чтобы дети могли познакомиться.
3) Если у учителей будут силы и возможность, можно отправить письмо ученикам, которые учатся за границей, чтобы дети почувствовали, что о них помнят, что они важны, и мы ждем от них известий и рассказов.
- «На самом деле поддержание контактов со всеми учениками важно и для тех, кто в Украине и для тех, кто сейчас за границей», — отмечает психолог.
4) Также педагоги при желании могут отправить письмо или сообщение в группу Viber/Telegram (возможно, создать такую группу) для всех детей класса с приветствием, неформальным общением. Это будет важно и для новых учеников, и для тех, кто учится в классе давно.
5) Если вы знаете, что в классе есть ребенок, потерявший близких, нужно быть готовыми выразить ему поддержку. Советы Светланы о том, как правильно это сделать, приведем в конце сегодняшней статьи.
- «На уроках именно сейчас важно предлагать больше задач, где бы дети могли работать в группах. Важны совместные действия, возможно, совместные волонтерские проекты. По результатам исследований, в школах, где дети и взрослые вместе поют, где есть театр, гораздо меньше проявлений буллинга», — отмечает психолог.
IV. Самооценка и эмоции
Мы все сейчас испытываем множество эмоций. Возможными последствиями травматизации и хронического стресса могут стать чувство стыда, вины, тревожность, одиночество, неадекватность, несостоятельность. И, по словам Светланы, начало школьной жизни может усугубить эти состояния. Потому детям точно нужна наша поддержка.
Психолог советует:
1) Создать для детей пространство безопасности, уважения и близости рядом со взрослыми.
2) Говорить и давать возможность почувствовать детям, что они способны учиться, способны хоть что-то контролировать и создавать в мире, который невозможно проконтролировать и который разрушается.
3) Давать детям право на ошибку, обучать их относиться к ошибке как к важному опыту на пути развития.
4) Пытаться давать практические знания (по словам Светланы, сейчас особенно нужны «кейсовые уроки», проекты, знания, закрепленные в действиях).
5) Создать условия для одержания побед (предлагать маленькие знакомые задачи, задачи с быстрым результатом), праздновать победы дня.
- «Дети сейчас часто живут в режиме ожидания неудачи. Им нужен опыт и поддержка.[...] Это очень важно, потому что разочарование в начале учебного года может привести к тому, что у ребенка не хватит сил двигаться дальше», — объясняет Светлана.
6) Подробно рассказывать о ваших планах и действиях, заранее предупреждать об изменениях. Ведь у детей сейчас могут быть затруднения с переключением, адаптацией.
- Кроме того, психолог отмечает, что чем больше уровень тревоги, тем больше становится потребность в контроле, в информации, в создании «рамок безопасности и отношений».
7) Говорить, что вы понимаете, что сейчас учиться сложно. Детям важно это слышать от родителей и учителей.
- «Процессы запоминания информации могут быть усложнены. Когда мы переживаем стресс, работа гиппокампа, отвечающая в том числе и за долговременную память, угнетается. Поэтому следует начинать с маленьких объемов информации, закреплять все в действиях, движениях», — советует Светлана.
8) Отказаться от стимулирования ребенка чувствами стыда и вины. Вместо мотивирования они лишают сил и становятся еще одним травмирующим фактором.
9) «Длительное переживание стресса может приводить к двум противоположным реакциям — гиперактивность и заторможенность. Поэтому важно помнить, что после того, как ребенок почувствовал безопасность рядом с нами, вышел из состояния ступора, он может демонстрировать раздражение, агрессию, чрезмерную активность. Это нормальный процесс, но родителям нужно быть готовыми эту активность направлять», — отмечает психолог.
10) Взрослым важно нормализовать, объяснить детям, что:
- Это нормально — забыть то, что изучали в прошлом году. Первые уроки будут посвящены повторению важного, так что не стоит волноваться.
- Это нормально (особенно после обучения онлайн) — не помнить, что и где находится в школе. Светлана советует устроить экскурсию по школе, поставить в школе указатели.
- Это нормально — быстро уставать. Педагогам нужно чаще делать паузы, предлагать разные задачи. Детям важно не просто слышать слова, а чувствовать, что у них, особенно сейчас, есть свое время и свой темп в усвоении материала. А взрослые им помогут в случае необходимости.
11) Реагировать, если на уроке у ребенка изменилось настроение, он заплакал или полностью потерял контакт с происходящим.
- «Важно узнать, что происходит в семье ребенка, возможно, он переживает за тех, кто на фронте. Можно предложить всему классу новую активность, не привлекая внимание к ребенку, или после урока сказать, что вы заметили, что состояние ребенка изменилось. Может быть, вы можете помочь. Именно сейчас поддержка и забота важнее конкретных знаний, которые ребенок может от нас получить», — отмечает психолог.
12) Если школьный день начался с тревоги или тревога была ночью, важно встретить детей словами эмоциональной поддержки. Также Светлана рекомендует в такие дни не начинать обучение из контрольной работы или теста.
V. На уроке
Психолог рекомендует педагогам:
1) Выстраивать с детьми «рамку безопасности» — правила, касающиеся отношений, учебного процесса, безопасности. Светлана советует начинать каждый урок в течение первой четверти с упоминания о том, что мы делаем во время тревоги.
2) Учитывать, что дети, пережившие опыт травматизации, часто «забывают» правила орфографии (возможно, помогут игры со словами, кроссворды, карточки).
3) Относиться с пониманием к сложностям с предметами и знаниями, связанными с пространственной ориентацией.
- «Это одновременно и геометрия, и тригонометрия, и то, что связано с предлогами (над, за, под, через)», — отмечает психолог.
В таких случаях она советует предлагать детям активности, где они могли бы создавать 3D-модели — LEGO, пластилин, оригами, лепка, спорт, игра на музыкальных инструментах.
4) Учитывать, что травматический опыт затрудняет восприятие абстрактных понятий. Поэтому сейчас очень важны наглядность и прикладные, конкретные, понятные знания и действия.
5) Учитывать, что навыки чтения у детей могут ухудшиться.
- «У каждого из нас (взрослых и детей) была своя адаптация к стрессу — кто-то начал учиться и больше читать, а кто-то до сих пор не может сконцентрироваться. [...] Травматизация влияет на нашу способность связно выражать мнения. И с одной стороны, когда мы начинаем писать, говорить, рефлексировать — это всегда терапевтически. С другой стороны, мы должны быть готовы к тому, что у детей это может быть затруднено», — отмечает Светлана.
6) Относиться с пониманием к тому, что дети во время учебы могут крутить что-нибудь в руках, качаться на стуле и т.д. Это не отвлечение, это их способ сконцентрироваться, оттормозить лишние сигналы и снять тревогу. Возможно, включить такие движения в учебный процесс.
7) Продумать правила использования телефонов на уроке. По словам психолога, дети уже привыкли держать телефон в руках — это для них символ управляемости, контролируемости. Возможно, следует включать приложения в телефонах в процесс обучения.
8) Наработать практики для возвращения детей к уроку после укрытия.
VI. Техника безопасности:
Светлана Ройз в этой рубрике советует:
1) Быть внимательными с текстами о смерти, войне, родителях, доме. Важно следить за реакцией детей, возможно заменять тексты.
2) Не давать практик с закрытыми глазами.
- «Закрыть глаза — часто для ребенка означает потерять контроль. А если зажмуриться и начнется тревога, это может спровоцировать сильную эмоциональную реакцию», — предостерегает психолог.
3) Перед показом видео на уроке или мероприятии, пересмотреть его самостоятельно, чтобы точно знать, нет ли там кадров с мертвыми телами, кровью, звуками сирены и взрывов.
4) Не касаться ребенка без разрешения. Будьте внимательны к дистанции в контакте (сейчас у нас всех обостренное чувство дистанции).
5) Учитывать, что дети и взрослые сейчас очень чувствительны к насмешкам и оценкам.
- «Особенно подростки, когда воспринимают информацию, больше реагируют не на то, что им говорят, а как именно им говорят. Когда мы шутим, важно это учитывать», — советует Светлана.
6) Учитывать, что дети более внимательны к сигналам сенсорным, невербальным, чем к нашим словам.
7) Относиться с с пониманием того, что дети могут переутомляться от нагрузки контактами. Нужно делать паузы, пить воду, когда чувствуем напряжение — делать разминку.
- Усталый ребенок может быть раздражительным, растерянным, плакать, проявлять агрессию.
8) Не просить дышать глубоко, потому что глубокое дыхание может провоцировать более сильные эмоциональные проявления. Дышим так, как дышится, стараясь делать акцент на выдохе.
9) Когда мы проживаем стресс или травматический опыт, мы перестаем ощущать свои потребности. Поэтому детям (особенно малышам) важно напоминать пить, есть, идти в туалет, двигаться.
10) Предварительно продумать свою реакцию на ненормативную лексику детей. Сейчас она легализована — нужно сразу вводить правила и договариваться, что в вашем сообществе приемлемо.
Об укрытиях и их обустройстве Светлана Ройз обещает написать в следующих материалах.
Как детям поддерживать одноклассников или друзей, лишившихся близких?
Почти у каждого украинца есть родственники или знакомые, погибшие на войне против россиян. Взаимодействовать с человеком, близкие которого погибли, сложно и детям, и взрослым. Мы прячем глаза, избегаем разговоров и не знаем, как помочь. Однако наша поддержка и присутствие очень важны для людей, проживающих потерю.
Светлана Ройз дает советы, которые помогут родителям поговорить со своими детьми, чтобы они были готовы к реакциям друзей и могли их поддержать. Заметим, что эти советы касаются разговоров с детьми старше 7 лет.
- «Как только ребенок узнает о гибели родителей друга или подруги, у него может возникнуть тревога, что и с его родителями может что-то произойти. Ребенок может сразу спросить: „А вы не умрете?“. И мы отвечаем, что сейчас делаем все возможное, чтобы быть с ребенком. И близкий человек друга погиб и для того, чтобы мы все жили и были вместе. Также часто такая тревога может маскироваться раздражительностью и агрессией», — отмечает психолог.
1) Помощь начинается с того, как мы сообщаем своему ребенку о гибели знакомого. Надо сказать правду: «Я узнала печальную новость, что отец (имя) погиб на войне. Это очень страшная и грустная новость. Сейчас всей семье тяжело. И, возможно, (имя) требуется поддержка. Как ты думаешь, что мы можем или вы (одноклассники) можете для него сделать?». Мы слушаем ответы и поддерживаем те, которые будут корректными.
- Светлана не рекомендует использовать вместо имени слова «твоего друга», чтобы не было случайной идентификации.
2) Далее нужно объяснить: «Когда человек теряет близких, ему очень сложно и все эмоции могут смешиваться. Одновременно может взрываться злоба, грусть, радость. И поведение, к которому ты привык, может изменяться. Если ты вдруг будешь замечать это, знай, что это не значит, что ты чем-то провинился, или вы уже не друзья — это нормально. Это нормально — если друг будет злиться на тех, кто рядом, кто с его точки зрения счастлив. Не обязательно так будет. Но если это произойдет, ты точно сможешь это понять и выдержать. Ты точно сможешь быть верным, потому что беда может разъединять, а может объединять».
3) Мы можем сказать: «Когда я была маленькой, мне казалось, что если я нахожусь рядом с тем, кто несчастлив, это может перекинуться и на меня. Беда не заразна. А поддержка исцеляет. В самом деле, когда мы находимся с тем, кому тяжело, мы чувствуем его настроение, отражаем состояние. И некоторым кажется, что мы заражаемся.
4) «Знаешь, какими словами поддержать тех, кому больно?». Слушайте ответы. Можно просто сказать: «Я знаю, что произошло, и мне так жалко. Мы всегда будем помнить твоего отца. И если ты вдруг захочешь что-нибудь сделать в его память (посадить дерево, сделать концерт, нарисовать картину), я тебе помогу».
- Обратите внимание ребенка на то, что не все в таком состоянии могут выдерживать объятия.
5) Нужно также объяснить ребенку, что:
- не стоит задавать лишних вопросов, потому что они могут ранить;
- нужно относиться с пониманием к тому, что настроение может изменяться, что друг может вдруг становиться грустным и быстро уставать; что это нормально, когда он то грустный, то веселый; нормально, если он молчалив или будет наоборот очень много говорить;
- важно, чтобы друг испытывал сочувствие, а не жалость (психолог советует и взрослым разобраться в разнице этих чувств);
- у друга может изменяться отношение к обучению и, возможно, ему потребуется помощь с этим.
6) Также следует обсудить вопросы границ. Если друг проявляет грубость, важно, как и в любое другое время, корректно обозначать границы — «Так со мной нельзя».
7) Важно объяснить, что не стоит шептать за спиной и прекращать разговор, когда входит друг, потому что когда ты уязвим, то все сигналы можешь воспринимать, как жалость, как угрожающие, как обесценивающие.
Педагогов Светлана призывает приобщать ребенка, проживающего потерю, к общим делам, чтобы он мог чувствовать свое место в группе и чувствовать важность своего вклада (но держать в фокусе, что у человека, находящегося в скорби, может не хватить сил).
Пусть этот учебный год будет продуктивным и как можно более спокойным. Верим в победу!