В связи со сложившейся сейча ситуацией в Украине и мире, мы продолжаем печатать материалы, которые могут разнообразить досуг ваших детей во время длительного пребывания дома.
В сегодняшней статье предлагаем идеи различных видов игр для детей — аудиальных, вербальных, «тихих», подвижных, «социальных», настольных и многих других. Эти игры способны не просто отвлечь ребенка от учебы, улучшить его настроение, но и всесторонне развивать его.
- Напомним, в предыдущей статье мы приводили советы родителям относительно того, как не выгореть в условиях карантина, как говорить с детьми о коронавирусе и предлагали интересные идеи, которые могут помочь проводить каждый день дома весело и ярко.
Какие «тихие» игры можно предложить ребенку?
Дети дома — это обычно повышенный шумовой фон. Сосредоточиться, работать и оставаться спокойным в таких условиях очень трудно. И, как бы мы не сдерживались, детям приходится слышать «Не кричи!», «Говори тише! «Помолчи!». А мы понимаем, что детям слышать это постоянно не очень хорошо.
- Кроме того, детский и семейный психолог Светлана Ройз отмечает, что многие дети, как минимум до 6 лет, не умеют контролировать громкость речи. Их центры речи и когнитивного контроля все еще продолжают созревать. Поэтому, если вам кажется, что ваш ребенок слишком громко разговаривает, относитесь к нему с пониманием, ведь это — его возрастная особенность. Хотя, конечно, есть смысл проверить слух у врача, чтобы исключить возможные проблемы.
Психолог предлагает подборку «тихих» игр из своей практики, которые позволят родителям немного побыть в тишине, а детям выработать контроль за своей речью.
1) «Пульт управления»
Для выполнения этой игры нужно нарисовать фломастером «кнопку громкости» на подушечках пальцев ребенка.
- Например, на указательном пальчике красным цветом поставьте точку — «Громче», на безымянном — синим цветом — «Тише».
Далее предлагаем сказать слово, например, «мама», или имя ребенка, и нажимаем несколько раз на пальчик. Ребенок должен сказать его в зависимости от «кнопки» и количества нажатий «Громче» — «Тише».
- Психолог предлагает довести произнесение слова до наибольшей громкости, а затем остановиться на нужной. Когда ребенок снова будет говорить громче, улыбаясь, прикасайтесь к его «кнопке», или можете просить, чтобы она сама притронулась.
2) «Шпионы» («Мыши и кот»)
Обычно дети очень любят превращаться в шпионов, поэтому предложите им выполнить спецзадание как можно более незаметно и профессионально.
Малышам понравится вариант игры в мышей и кота — мышки должны очень тихонько пробраться и что-то (заранее условленное) схватить так, чтобы кот их не поймал.
3) «Дирижер»
Для этой игры вам понадобятся музыкальные инструменты (можно сделать их из подручных материалов — барабаны с жестяных банок, маракасы — из пластиковых яиц Kinder и крупы, насыпанной в них и т.д.).
Когда музыканты будут готовы к концерту, дирижер взмахивает рукой вверх — и это сигнал для музыкантов играть громче, рукой вниз — снижать громкость, собирает руку в кулак — остановить игру.
- Психолог советует давать возможность ребенку также побыть дирижером.
4) «Буквы разного размера»
Вместе с ребенком напишите в строку буквы Р, С, Ж от маленькой к большой, и наоборот — от огромной к маленькой.
Затем просим ребенка смотреть на буквы, произносить звук, повышая или снижая громкость (чем меньше буква, тем тише должен быть звук, и наоборот).
5) «Слушаем тишину»
Каждые несколько часов устраивайте 2 минуты тишины. Можно назначить ребенка главным — когда зазвонит будильник, он подает всем сигнал «Слушаем тишину».
6) Шептание
Попробуйте начать говорить шепотом — ребенок будет отражать вас. Или периодически играйте в «Шепотуньки» — разговоры в семье только шепотом.
7) «Голос по требованию»
Сложите все громкие голоса в вазу (не беспокойтесь, они там не смешаются). Когда хочется сказать громко, свой голос нужно «взять» из вазы.
8) «Крокодил»
Веселая игра-пантомима на угадывание задуманных слов. Во время отгадывания разрешается:
- использовать жесты и мимику, танцы, прыжки и ужимки;
- принимать любые позы; показывать слово целиком или частями;
- кивать головой «да» и «нет».
Но запрещается писать и рисовать, произносить слоги и буквы (даже без звука, одними губами), показывать буквы или передавать буквы языком жестов.
9) Общение на языке жестов
Попробуйте придумать свой семейную язык, где каждая буква — отдельный жест.
- Психолог отмечает, что игра — очень хороша для детей 4-5 лет, и в семье Светланы она переходит из поколения в поколение, спасая в определенных ситуациях.
10) «Опера»
В этой игре разговоры превращаются в пение. Попробуйте спеть фразы, которые говорите друг другу. Они будут восприниматься совершенно по-другому.
11) Преобразование
Говорим, как маленькие лилипуты, мышки или муравьи (а потом, как великаны или слоны).
12) «Молчанка»
Кто первый скажет слово, тот проиграл.
13) «Передаем мысли на расстоянии»
Попробуйте угадать, о чем подумал другой.
14) Если дети в споре кричат одновременно, психолог рекомендует дать всем флажки (бумажки с их именами, любые предметы) — чтобы их поднимали, когда хотят «взять слово».
15) А для трансформации вербальной агрессии сделайте «плевалки» — бумажные шарики, которые можно выдувать в ведро, мишень и т. п.
И самое важное — Светлана напоминает обязательно договариваться о времени, когда можно кричать.
Какие игры для развития сенсорных каналов можно предложить ребенку?
Психолог утверждает, что чем больше дети играют, тем выше будет их учебная мотивация. К тому же, детям очень нужны игры, которые будут включать различные каналы восприятия.
- «Игра — это всегда — и развитие, и терапия, и адаптация. Современное поколение детей не получает необходимого количества стимулов в различных каналах восприятия. У них перестимулирован визуальный канал, остальные — часто дефицитарные. И разнообразные игры — это сенсорная интеграция. (Сенсорная депривация — недостаточное стимулирование сенсорных каналов)», — отмечает детский психолог.
Приводим идеи игр от Светланы Ройз (психолог отмечает, что игры подходят детям 3-8 лет, но нам кажется, что они будут интересны и старшим детям, а также взрослым):
І. Визуальный канал восприятия:
1) Рисование:
- раскрасок (распечатки и книги)
- мандал (геометрических символов сложной структуры, которые интерпретируются как модель Вселенной — прим.ред.);
- одновременно на одном листе;
- зубной щеткой;
- ладонями (ставить отпечатки пальцев и дорисовывать детали);
- с закрытыми глазами размещение рисунков нитками.
2) Создание ангелов из макарон.
3) Изготовление игрушек из втулок от туалетной бумаги.
4) Обрывная аппликация
Для такой аппликации сначала необходимо на мелкие кусочки руками порвать или цветную бумагу или страницы из журналов, а потом из обрывков сделать коллаж.
5) «Цветные дни недели»
Каждый день недели называйте «своим цветом» — например, понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — желтый, и дальше цветами радуги.
- Светлана предлагает ежедневно одевать одежду или какую-то деталь одежды определенного цвета, искать продукты такого цвета, или время от времени выкрикивать — например, «красный» — и быстро касаться предмета этого цвета.
ІІ. Вербальный канал восприятия:
1) Учить каждый день одно новое слово на иностранном языке.
- С этого же слова, написанного много раз — можно сделать рисунок.
2) Из букв одного слова — составлять другие слова. Например из букв слова «Трансформатор» можно составить «Торт», «Трон», «Березень», «Рот», «Форма», «Форт» и др..
3) Игра «Телеграмма» — на каждую букву загаданного слова придумать слово, так чтобы получилось предложение (например, СЛОН — серьезный лекарь осматривает нос).
4) Петь
5) Говорить скороговорки
6) «Угадай предмет» (часть тела, транспорт и т.д.)
Участники пытаются отгадать слово, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
ІІІ. Тактильный канал восприятия:
1) Игры с кинетическим песком (с формочками, «Пасочки», «Поиски сокровищ»).
2) Использование подносов с крупами, в которых можно писать, рисовать, прятать предметы (даже детям 8-9 лет это нравится).
3) Игры с водой — например, запускать, кораблики по воде, двигать их дыханием и т.п.
4) Домашние бассейны с шариками.
5) Узнавать предметы на ощупь (эту игру любят и взрослые дети). Можно предложить ребенку распознавать продукты на вкус, специи и продукты — по аромату.
IV. Аудиальный канал восприятия:
1) Слушать тишину.
2) Закрыть глаза и распознать как можно больше звуков.
3) Написать букву «Р» в строку от совсем маленькой — до большой. А в другой строке от огромного к маленькому. Просить ребенка, чтобы произносил звук, повышая громкость (чем меньше буква, тем тише голос), и наоборот.
4) С закрытыми глазами угадывать, по которому предмета ударили (ложкой, карандашом и т.д.).
V. Пространственное восприятие, концентрация, 3D:
- Такие игры стимулируют также развитие участков мозга, связанных с математическими способностями, критическим мышлением.
1) Магнитный конструктор.
2) Мозаики (которые можно, по совету Светланы, погладить утюгом и сделать подставками под чашки).
3) Оригами.
4) «Джанга» — настольная игра, в которой игроки поочередно вынимают блоки из основания башни и кладут их наверх, делая башню всё более высокой и все менее устойчивой.
5) «Микадо» — настольная игра японского происхождения, состоящая из бамбуковых палочек (классический вариант) или дротиков, окрашенных в определенный цвет.
6) Шашки, шахматы, домино.
7) Пазлы.
8) Можно учить детей пришивать пуговицы, вышивать, вязать, плести макраме.
9) Запуск волчка и наблюдение за его кружением.
10) Домашний квест, поиски сокровищ.
11) Перемещаться по комнате с закрытыми глазами, ориентируясь только на команды партнера по игре (можно давать инструкции — «Вправо», «Влево», «Прямо», а можно играть молча — прикасаясь к правому, левому плечу, спине).
Какие еще игры будут интересны детям?
Мы решили напомнить и предложить вам еще несколько увлекательных вариантов настольных игр:
- Сортеры для малышей (домики, кубики, машинки с фигурками для сортировки, доски (BusyBoard).
- 3D-пазлы.
- Лото.
- Головоломки.
- Домино.
- Игры с кубиком и картой.
- «Аlias» — игра, в которой необходимо помочь друзьям разгадать как можно больше слов из карточек, давая им быстрые объяснения и намеки, но не называя само слово. Кстати, игру можно загрузить в качестве приложения на телефон.
- «Cortex» — игра с разнообразными задачами, например, найти лишнюю картинку, помочь коту догнать мышку и не заблудиться в лабиринте, подобрать частичку пазла, чтобы составить его так далее.
- «Морской бой» — расставляйте свои корабли даже на обычном листе бумаги и старайтесь попасть по вражеским. Азарт каждом капитану гарантируем!
- «Dobble» — игра с круглыми карточками, на каждой из которых изображены восемь маленьких картинок. Карточки так устроены, что на любой паре карт есть только одна одинаковая картинка. Задача в том, чтобы быстро ее найти и назвать. А вообще в этой игре есть пять различных вариантов правил.
- «Монополия» — экономическая стратегическая игра, участники которой должны, используя стартовый капитал, достичь банкротства других игроков.
А Светлана Ройз предлагает еще такие веселые и интересные идеи для досуга:
1) «Игры с дыханием»:
- мыльные пузыри;
- аэробол — дуем на обертки из-под конфет (или передавая друг другу, или, «задувая» гол);
- задуваем свечи;
- стараемся поддерживать в воздухе легкий предмет, например, перо;
- вместе петь;
- через широкие коктейльные трубочки дуем на шарик из бумаги — попадаем ней в «цель».
2) «Социальные игры»:
- ролевые игры с куклами и игрушками, домашний театр;
- театр теней;
- совместное приготовление пищи, шоколада (игры «Кухня», «Ресторан») мини-спектакли;
- создание домика из подушек и пледов;
- встречи с друзьями — в Zoom, чате Вайбера и других онлайн-сервисах;
- «Оркестр» ( «инструментами» может быть все, что издает звук в доме)
3) Подвижные игры:
- «Твистер»;
- «Пальчиковый твистер»;
- прыжки на фитболе (вместо батута — прыжки на разрешенной подушке);
- прятки; битва подушками;
- битва шариками;
- настольный футбол;
- танцы (как вариант, танцевать «разное настроение»). Если совсем мало места, можно ниткой выложить границу «танцпола» и ввести дополнительное правило — за него не выходить).
Психолог отмечает, что до 6 лет дети стремятся играть в «эгоцентричные» игры — по своим правилам. Но когда мы предлагаем им игру по установленным правилам — это готовит их к «взрослой» жизни, в которой нужно соблюдать определенные нормы.
Поэтому пробуйте различные предложенные варианты, позвольте себе играть, шалить вместе с ребенком, и пусть его счастливые глаза вдохновляют вас на новые свершения.
Хороших и захватывающих вам игр!