14 августа (1 августа по старому стилю) в православной церкви отмечают праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, а также чтят память мучеников Маккавеев. В народе же праздник называют «Маковія» («Маковея»).
- В некоторых регыонах были распространены также названия Макотрус, Спас на воде, Малый Спас.
Об истории праздника, религиозной трактовке и народных обрядах в этот день рассказываем в сегодняшней статье.
С чем связано церковное название праздника?
Праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня был введен в Константинополе (Византийская империя) ориентировочно в IX веке.
- Честное древо Животворящего Креста Господня — это святыня, часть креста, на котором распяли Иисуса Христа.
В этот день, 1 августа (по Юлианскому календарю) в Константинополе происходила торжественная церемония, крестный ход по городу. Служители церкви выносили честное древо Креста Господня из царской казны на дороги и улицы для освящения мест и предотвращения болезней. Люди верили, что святыня спасет их от эпидемий, которые уносили больше всего жизней во время жаркого августа.
Завершалась церемония возложением честного древа на престол в храме Святой Софии. С этого дня в течение двух недель (до праздника Успения Пресвятой Богородицы) в церкви отправляли молебны на отвод эпидемий и предлагали крест народу для молитвенного поклонения.
Известно, что в XII-XIII веках эта традиция вошла в обряды всех Православных церквей мира.
- В Киевскую Русь праздник перешел из византийской традиции после Крещения русичей князем Владимиром летом 988 года.
В наше время во время праздничной литургии на середину храма из алтаря выносится украшенный крест, чтобы люди могли ему поклониться.
Почему церковь чтит память братьев Маккавеев?
14 августа Православная церковь также чтит память семи иудейских мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара, которые упоминаются в Ветхом Завете.
Эти мученики пострадали в 166 году до Рождества Христова от сирийского царя Антиоха Епифана. Правитель проводил жесткую политику эллинизации (распространения греческого языка, религии и культуры) в отношении евреев Иудеи. Главным его стремлением было отречение евреями их веры и установление греческой религии и культуры. Однако братья Маккавеи не захотели изменять свою веру, и были казнены вместе со своим наставником. А сердце их матери, по легенде, остановилось во время молитвы над телами сыновей.
Известно, что название «Маккавеи» мученики получили от тогдашнего героя иудейского восстания против эллинизации (167-164 гг. до н.э.) — Иуды Маккавея из династии Хасмонеев. В переводе с арамейского это слово означает «боевой молот» ( «maccaba»).
- Иуда получил такое прозвище за свою силу во время сражений. Впоследствии название «Маккавеи» стало применяться для обозначения всех повстанцев и защитников веры во времена правления царя Антиоха Епифана.
Православная церковь чтит память мучеников Маккавеев за их стойкость в своей вере, несмотря на страдания.
Какие обряды проводили украинцы к празднику?
Во многих украинских праздниках тесно переплелись религиозные и народные представления. Пока точно не установлено дохристианское происхождение праздника «Маковія», однако некоторые обычаи, не связанные с церковью, распространены до сих пор.
- «Это должно быть празднование памяти братьев-мучеников Маккавеев 1 августа, но фактически оно переменилось на поэтический народний праздник посвящения цветов, хлеба и всякого зелья», — отмечает энциклопедист и ученый Евгений Онацкий в «Українській малій енциклопедії».
Украинский историк, этнограф Степан Килимник в своей работе «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні» также называет «Маковія» праздником цветов и овощей. Он сетует, что этот древний праздник утратил очень много своих обычаев на протяжении веков, христианизировался так глубоко, что его теперь трудно должным образом исследовать.
- «Известно нам из этнографических материалов, что в древности существовал культ лесов, деревьев, культ цветов. Видно, что и этот современный праздник является отголоском того давно минувшего, отражением тех культов, тех дохристианских верований», — отмечает ученый.
Рассмотрим подробнее те обычаи, которые удалось записать этнографам:
1) Освящение зелени
В древности праздник Маковея было преимущественно девичьим и детским. С самого утра девушки собирали на огородах и в садах различные цветы и зелье (травы), вязали их в венки и особые букеты (в народе их называли «маковійською квіткою»), перевивали венком из ржи или пшеницы или обвязывали лентой.
- Степан Килимник отмечает, что дети собирали себе небольшие пучки цветов, а хозяйки готовили «городину» — мак и различные овощи, которые также носили девушки в церковь на освящение. Этнограф предполагает, что освящение овощей прибавилось позже к празднику цветов и деревьев.
После этого нарядно одетые девушки в венках и дети обоего пола шли в церковь с «маковійською квіткою». В церкви в нее вставляли восковую свечу.
- Освящали как полевые, так и огородные цветы: цикорий, морковь, тимьян, резак, душицу, любисток, расторопшу, укроп, базилик, кудрявцы, коноплю, тысячелистник, мяту, драголюб, полынь.
После богослужения шли к колодцу, где освящали воду и зелье (травы). Освященным на Маковея зельем набивали подушку для покойника. В некоторых регионах клали это зелье возле роженицы и в купель младенца.
- «Народ верил, что зелье освященное в этот день имеет особую силу. После посвящения мак и такие цветы, как желтые купчаки [диал. „повняки“ — прим.ред.] и бархатцы шли за образы и там хранились до весны. Весной мак рассеивали по городу, а сухие цветы девушки на Благовещение вплетали себе в волосы, чтобы волосы не выпадали», — объясняет Евгений Онацкий.
Об обычае освящения зелени и воды упоминает также ученый-этнограф и фольклорист Павел Чубинский в сборнике этнографических и фольклорных материалов из украинских этнических земель Российской империи.
Этнограф Георгий Кожолянко пишет, что обычай освящения существовал на Буковине и в дохристианские времена. Так, молодежь утром, до восхода солнца, шла с венками из цветов и «маковійською квіткою» к воде (пруду, реке, роднику) на освящение:
- «С первыми лучами солнца прикасались к воде цветком и краем венка. Считалось что энергия воды переходит на цветы таким образом и они получают чудодейственные свойства. Затем молодежь становилась кругом на поляне или на берегу реки и, держа в руках букетики цветов, подставляла их под солнечные лучи и, идя три круга за движением солнца, пела песни о цветах, воде и солнце», — описывает древний обычай этнограф.
По словам ученого, с приходом христианства обычай освящения сохранился, но его перенесли в церковь и он начал выполняться с помощью священника.
2) Освящение воды
Алексей (Олекса) Воропай в книге «Звичаї нашого народу» отмечает, что праздник «Маковія» еще назывался «Спаса на воде».
- «Больные лихорадкой купаются в реке, потому что вода в этот день считается целебной». Георгий Кожолянко связывает это верование с первоначальным культом воды наших предков.
Мы уже упоминали, что в этот день освящалась вода в колодцах. Кроме того, украинцы устраивали церковную ходу к реке, освящали источники.
- По свидетельству жительницы Киева, бабы Козелецкой, рассказ которой записал Алексей (Олекса Воропай, в столице в древности существовал обычай на Маковея святить воду на Днепре. Все киевляне сходились и съезжались тогда к реке. Мужчины, по ее словам, должны были появляться на событие в казацкой одежде.
На Карпатской Украине на «Маковія» воду святили в церкви, люди несли ее в украшенных цветами емкостях в храм.
3) Освящение мака
Достоверно неизвестно, почему именно в этот день украинцы освящают мак. Существует версия, что праздник чествования мучеников Маккавеев трансформировался в «Маковія» по фонетическому сходству. Но, как мы уже выяснили, название «Маккавей» не имеет никакого отношения к маку (растению). А наши предки могли этого не знать.
Вместе с тем, известно, что мак почитался издревле за свою плодовитость. В фольклорных преданиях и легендах он ассоциировался с плодородием, поэтому мог использоваться во время земледельческих празднеств в честь сбора урожая.
- Способствовало закреплению названия праздника и то, что мак созревал именно в этот период, его собирали и сушили.
Этнограф Георгий Кожолянко, описывая маковейские празднования на Буковине, отмечает:
- «К празднику готовили также мак. Несколько головок мака связывали в пучок, потом обматывали стебли красной лентой и так несли к освящению. Этот мак использовали как семена в следующем году, подмешивали к маку, который использовали для приготовления кутьи, раструшивали его в курятниках, чтобы хорошо неслась домашняя птица, и на пасеках, чтобы пчелы приносили много меда».
К слову, в некоторых местностях праздник так и назывался — «Макотрус».
Кроме огородного мака, освящали также мак-видюк — дикий мак. Его использовали для защиты от нечистой силы (ведьм и мертвецов).
- «Мак-видюк в народном знахарстве используется как средство против чародейства: этим маком надо осыпать дом, и вся порча и хитрости ведьмы пропадут бесследно», — пишет Алексей (Олекса) Воропай.
4) Приготовление маковых коржей
Обрядовой пищей в этот день были «шуляки» («шуліки») — коржи из постного пшеничного теста, облитые густой медовой сытой и растертым маком. Особенно это лакомство любили дети.
- Медовая сыта — это мед, размешанный с водой.
Готовили также пироги и постный обед, ведь в этот день начинается Успенский пост — «спасівка», который длится две недели.
5) Игры и веселье
Этот день полностью принадлежал детям и девушкам.
- «Меньшие собирались на лугу, или на «горбочку»; щебетание и детские крики раздавались по всему селу до позднего вечера. Дети играли в разные игры: «Горюдуба», «Кота й миші», «Гілки», «Стукалки», «У просо», «Гусей і вовка», «У коні», «В перегонки», «Короля» и другие.
Взрослые девушки в этот день освобождались от работы. Они собирались, ходили в лес по зелье, собирались группками, проводили свои шуточные игры, пели песни.
6) Установление чучела
- Этот малоизвестный обычай был распространен в селах южной Киевщины и Житомирщине.
Этнограф Елена Чабанюк рассказывает, что накануне праздника, в ночь с 13 на 14 августа устанавливали увитую цветами и зеленью мачту, которую тоже называли Маковеем.
- «В каждом селе делают такого Маковея по-разному: от метрового чучела, которое хозяева ставят возле домов или во дворе для своих детей, до десятиметровой вехи на выгоне за селом или на «розходніх дорогах».
Сверху на такого Маковея иногда прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Рядом раскладывали костер и молодежь развлекалась всю ночь, оберегая веху от конкурентов из соседнего угла или села. Ибо, если Маковея украдут или развалят, для местных это будет большим оскорблением и позором.
Был ли в Украине обычай освящать мед на Маковея?
Ни один из этнографов, труды которых мы изучали для статьи, не вспоминал о традиции освящения меда украинцами на «Маковія». Нет также записей в научных трудах о Медовом Спасе. Вероятнее всего, что журналисты и любители от этнографии бездумно (или сознательно) перенесли эту русское название праздника и русские обычаи в украинское медиапространство.
- Характерно, что в Киево-Печерской лавре, которая принадлежит Московскому патриархату, в последние годы на «Маковія» проводятся медовые ярмарки.
На самом деле украинцы освящали мед на Спаса (19 августа). Сведения об этом находим в трудах Василия Скуративского, Степана Килимника, Алексея (Олекси) Воропая и Евгения Онацкого.
- Подробнее об обычаях празднования Праздника Преображения Господня можно прочитать в нашем прошлогоднем материале («Великий Спас: украинские традиции празднования»).
Статья подготовлена по материалам:
1) Воропай О. «Звичаї нашого народу» (Том 2);
2) Килимник С. «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні» (Том 5);
3) Онацкий Е. «Українська мала енциклопедія» (Том 7);
4) Скуратовский В. «Дидух»;
5) Чубинский П. «Тpуды этногpафическо-статистической экспедиции в Западно-Русский кpай, снаpяженной Импеpатоpским pусского геогpафическим обществом: Юго-Западный отдел» (Том 3).