14 августа (1 августа по старому стилю) в православной церкви отмечают праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, а также чтят память мучеников Маккавеев. В народе же праздник называют «Маковія» («Маковея»).

Об истории праздника, религиозной трактовке и народных обрядах в этот день рассказываем в сегодняшней статье.

С чем связано церковное название праздника?

Праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня был введен в Константинополе (Византийская империя) ориентировочно в IX веке.

В этот день, 1 августа (по Юлианскому календарю) в Константинополе происходила торжественная церемония, крестный ход по городу. Служители церкви выносили честное древо Креста Господня из царской казны на дороги и улицы для освящения мест и предотвращения болезней. Люди верили, что святыня спасет их от эпидемий, которые уносили больше всего жизней во время жаркого августа.

Завершалась церемония возложением честного древа на престол в храме Святой Софии. С этого дня в течение двух недель (до праздника Успения Пресвятой Богородицы) в церкви отправляли молебны на отвод эпидемий и предлагали крест народу для молитвенного поклонения.

Известно, что в XII-XIII веках эта традиция вошла в обряды всех Православных церквей мира.

В наше время во время праздничной литургии на середину храма из алтаря выносится украшенный крест, чтобы люди могли ему поклониться.

Почему церковь чтит память братьев Маккавеев?

«Маковія»: история праздника и народные обряды украинцев - Learning.ua

14 августа Православная церковь также чтит память семи иудейских мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара, которые упоминаются в Ветхом Завете.

Эти мученики пострадали в 166 году до Рождества Христова от сирийского царя Антиоха Епифана. Правитель проводил жесткую политику эллинизации (распространения греческого языка, религии и культуры) в отношении евреев Иудеи. Главным его стремлением было отречение евреями их веры и установление греческой религии и культуры. Однако братья Маккавеи не захотели изменять свою веру, и были казнены вместе со своим наставником. А сердце их матери, по легенде, остановилось во время молитвы над телами сыновей.

Известно, что название «Маккавеи» мученики получили от тогдашнего героя иудейского восстания против эллинизации (167-164 гг. до н.э.) — Иуды Маккавея из династии Хасмонеев. В переводе с арамейского это слово означает «боевой молот» ( «maccaba»).

Православная церковь чтит память мучеников Маккавеев за их стойкость в своей вере, несмотря на страдания.

Какие обряды проводили украинцы к празднику?

Во многих украинских праздниках тесно переплелись религиозные и народные представления. Пока точно не установлено дохристианское происхождение праздника «Маковія», однако некоторые обычаи, не связанные с церковью, распространены до сих пор.

Украинский историк, этнограф Степан Килимник в своей работе «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні» также называет «Маковія» праздником цветов и овощей. Он сетует, что этот древний праздник утратил очень много своих обычаев на протяжении веков, христианизировался так глубоко, что его теперь трудно должным образом исследовать.

Рассмотрим подробнее те обычаи, которые удалось записать этнографам:

1) Освящение зелени

В древности праздник Маковея было преимущественно девичьим и детским. С самого утра девушки собирали на огородах и в садах различные цветы и зелье (травы), вязали их в венки и особые букеты (в народе их называли «маковійською квіткою»), перевивали венком из ржи или пшеницы или обвязывали лентой.

После этого нарядно одетые девушки в венках и дети обоего пола шли в церковь с «маковійською квіткою». В церкви в нее вставляли восковую свечу.

После богослужения шли к колодцу, где освящали воду и зелье (травы). Освященным на Маковея зельем набивали подушку для покойника. В некоторых регионах клали это зелье возле роженицы и в купель младенца.

Об обычае освящения зелени и воды упоминает также ученый-этнограф и фольклорист Павел Чубинский в сборнике этнографических и фольклорных материалов из украинских этнических земель Российской империи.

Этнограф Георгий Кожолянко пишет, что обычай освящения существовал на Буковине и в дохристианские времена. Так, молодежь утром, до восхода солнца, шла с венками из цветов и «маковійською квіткою» к воде (пруду, реке, роднику) на освящение:

По словам ученого, с приходом христианства обычай освящения сохранился, но его перенесли в церковь и он начал выполняться с помощью священника.

2) Освящение воды

Алексей (Олекса) Воропай в книге «Звичаї нашого народу» отмечает, что праздник «Маковія» еще назывался «Спаса на воде».

Мы уже упоминали, что в этот день освящалась вода в колодцах. Кроме того, украинцы устраивали церковную ходу к реке, освящали источники.

На Карпатской Украине на «Маковія» воду святили в церкви, люди несли ее в украшенных цветами емкостях в храм.

3) Освящение мака

«Маковія»: история праздника и народные обряды украинцев - Learning.ua

Достоверно неизвестно, почему именно в этот день украинцы освящают мак. Существует версия, что праздник чествования мучеников Маккавеев трансформировался в «Маковія» по фонетическому сходству. Но, как мы уже выяснили, название «Маккавей» не имеет никакого отношения к маку (растению). А наши предки могли этого не знать.

Вместе с тем, известно, что мак почитался издревле за свою плодовитость. В фольклорных преданиях и легендах он ассоциировался с плодородием, поэтому мог использоваться во время земледельческих празднеств в честь сбора урожая.

Этнограф Георгий Кожолянко, описывая маковейские празднования на Буковине, отмечает:

К слову, в некоторых местностях праздник так и назывался — «Макотрус».

Кроме огородного мака, освящали также мак-видюк — дикий мак. Его использовали для защиты от нечистой силы (ведьм и мертвецов).

4) Приготовление маковых коржей

Обрядовой пищей в этот день были «шуляки» («шуліки») — коржи из постного пшеничного теста, облитые густой медовой сытой и растертым маком. Особенно это лакомство любили дети.

Готовили также пироги и постный обед, ведь в этот день начинается Успенский пост — «спасівка», который длится две недели.

5) Игры и веселье

Этот день полностью принадлежал детям и девушкам.

Взрослые девушки в этот день освобождались от работы. Они собирались, ходили в лес по зелье, собирались группками, проводили свои шуточные игры, пели песни.

6) Установление чучела

Этнограф Елена Чабанюк рассказывает, что накануне праздника, в ночь с 13 на 14 августа устанавливали увитую цветами и зеленью мачту, которую тоже называли Маковеем.

Сверху на такого Маковея иногда прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Рядом раскладывали костер и молодежь развлекалась всю ночь, оберегая веху от конкурентов из соседнего угла или села. Ибо, если Маковея украдут или развалят, для местных это будет большим оскорблением и позором.

Был ли в Украине обычай освящать мед на Маковея?

«Маковія»: история праздника и народные обряды украинцев - Learning.ua

Ни один из этнографов, труды которых мы изучали для статьи, не вспоминал о традиции освящения меда украинцами на «Маковія». Нет также записей в научных трудах о Медовом Спасе. Вероятнее всего, что журналисты и любители от этнографии бездумно (или сознательно) перенесли эту русское название праздника и русские обычаи в украинское медиапространство.

На самом деле украинцы освящали мед на Спаса (19 августа). Сведения об этом находим в трудах Василия Скуративского, Степана Килимника, Алексея (Олекси) Воропая и Евгения Онацкого.

Статья подготовлена ​​по материалам:
1) Воропай О. «Звичаї нашого народу» (Том 2);
2) Килимник С. «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні» (Том 5);
3) Онацкий Е. «Українська мала енциклопедія» (Том 7);
4) Скуратовский В. «Дидух»;
5) Чубинский П. «Тpуды этногpафическо-статистической экспедиции в Западно-Русский кpай, снаpяженной Импеpатоpским pусского геогpафическим обществом: Юго-Западный отдел» (Том 3).