В течение дня дети общаются со многими людьми — родителями, ровесниками, воспитателями. Однако дошкольники еще не умеют точно подбирать слова, им трудно строить фразы и выражаться. Но мы можем помочь им развить фундаментальные навыки речи и грамотности. Ведь, как отмечают психологи и педагоги, важнейшим для развития речи ребенка является его контакт со взрослыми. Он развивает речь, когда слышит, различает и воспроизводит наши интонации, когда схватывает нашу мимику и жесты.
Чтобы помочь родителям развить речь и грамотность ребенка 3-6 лет, в сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы от специалистов в сфере психологии и педагогики — команды UNICEF Ukraine, Всеукраинского фонда «Крок за кроком» и известного украинского психолога Светланы Ройз.
- Другие рекомендации по развитию важных навыков у дошкольников можно найти на платформе «НУМО».
Как развить речь и грамотность ребенка?
Приводим 10 ПОСТЕПЕННЫХ ШАГОВ (ступеней) к развитию навыка:
1 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ИСПОЛЬЗУЕТ ФРАЗОВУЮ РЕЧЬ И МЕСТОИМЕНИЕ «Я»
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Что поможет ребенку лучше развить фразовую речь?
- По вашим наблюдениям, ребенок чаще употребляет слова или небольшие фразы?
- Что помогает вам лучше понять, что говорит ребенок?
Идеи для разговора:
Расскажите ребенку историю со своего опыта. Например, как мама расспрашивала о вашем дне, когда вы приходили из садика. Что вы делали? Что вас радовало, удивляло? Вы охотно рассказывали: «Я сегодня...».
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «Кто я такой?». По очереди с ребенком говорите:
— Я мама (папа). А кто ты?
— Я мальчик. А кто ты?
— Я Маша. А кто ты?
— Я Петя. А кто ты?
— Я водитель. А кто ты?
— Я пешеход. А кто ты?
...
2 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК РАЗЛИЧАЕТ СЛОВА В ПЕСНЯХ, С ОХОТОЙ ПОВТОРЯЕТ ЗВУКИ, ПОВТОРЯЕТ И ЧУВСТВУЕТ РИТМ
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Нравятся ли ребенку музыкальные занятия?
- Выходит ли у него «ловить ритм»?
- Какие песни он любит петь?
Идеи для разговора:
Расскажите, что в детстве вам очень нравилась музыка, постоянно звучавшая в вашем доме. Хотя маленьким вы и не знали слова песен, однако всегда подпевали и у вас улучшалось настроение.
Интересные игры и упражнения:
Вместе с ребенком спойте песню, а затем отбивайте ее ритм чайной ложечкой по чашке или ладошкой по колено. Можно загадать песню и отгадывать ее по ритму.
3 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ЗНАЕТ И ИСПОЛЬЗУЕТ СЛОВА ПОЗДРАВЛЕНИЯ, ПРОЩАНИЯ, ЗНАКОМСТВА, ПРОЩЕНИЯ, БЛАГОДАРНОСТИ, ПРОСЬБЫ и т.п.
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Использует ли ребенок слова приветствия, прощания, знакомства, прощения, благодарности, просьбы и тому подобное?
- Что поможет ему лучше научиться их использовать?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вы в детстве собирались семьей за обеденным столом. Все говорили друг другу «Приятного аппетита» и отвечали «Спасибо».
Интересные игры и упражнения:
Поиграйте в игру, дав ребенку произвольное задание. Он выполняет его только при условии, что услышит «Пожалуйста». Например: «Подними руки, (пожалуйста)».
4 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ И ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ ДРУГИМ
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Всегда ли ребенок отвечает на вопросы?
- Задает ли он вопросы другим?
- Кому чаще он их ставит? Как думаете, почему?
Идеи для разговора:
Расскажите, как в детстве вы любили общаться с другими детьми. Вы разговаривали с ними и задавали вопросы, потому что было очень интересно узнавать что-нибудь новое.
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «Интервью». Дайте ребенку воображаемый микрофон. Пусть он задает вам вопросы, а вы отвечайте.
2) Игра «Почемучки». Поочередно задавайте вопросы друг другу. Ответы можно искать вместе в энциклопедии.
Также многие ответы на интересные вопросы почемучек мы подготовили в нашем блоге. В частности:
- «5 научных ответов на вопросы почемучек»;
- «Шоколад, пирамиды и улитки — отвечаем на 5 интересных вопросов почемучек»;
- «Летние наблюдения: ответы на вопросы почемучек».
5 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ГОВОРИТ ПОНЯТНО ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ: ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ, К МЕСТУ ИСПОЛЬЗУЕТ ГЛАГОЛЫ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Что поможет ребенку правильно использовать глаголы и прилагательные?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вас увлекал разговор с кем-то из близких людей (бабушкой, дедушкой, родителями): «Дедушка рассказывал что-то интересное, но всегда разговаривал со мной: спрашивал, уточнял. Я многое ему рассказывал, и нам было интересно вместе».
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «Звуки в слове»:
- Четко произносите слово. Пусть ребенок попытается различить звуки на слух.
- Слушайте песню. Старайтесь различить на слух слова.
- Одновременно кричите друг другу слова и старайтесь их услышать.
2) Изучите скороговорки. Выберите существительное и подберите к нему как можно больше прилагательных. Например, существительное «руки». Прилагательные: добрые, теплые, мягкие, шершавые и т.д.
6 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ИСПОЛЬЗУЕТ ЯЗЫК ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ИДЕЙ И МЫСЛИ. РАССКАЗЫВАЕТ О СВОЕМ ОПЫТЕ: ОБЩАЕТСЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И РОВЕСНИКАМИ, ДЕЛИТСЯ СВОИМИ ИДЕЯМИ В ГРУППОВОЙ ИГРЕ
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Охотно ли ребенок рассказывает о своем опыте, общается с другими?
- Что могло бы помочь ребенку смело выражать свои мысли и идеи?
Идеи для разговора:
Расскажите ребенку, как вам нравилось придумывать что-нибудь новое, разнообразные игры. Как только вы выходили во двор, рядом всегда появлялось много детей. «Я всегда объяснял друзьям правила игры. Друзья что-то прибавляли, но преимущественно соглашались со мной».
Интересные игры и упражнения:
1) Игра «А если бы...». Предложите ребенку придумывать и обсуждать разные фантастические события: «А если бы вместо дождя посыпались конфеты?», «А если бы я мог перемещаться огромными прыжками?».
2) Каждый вечер рассказывайте друг другу о том, что самое лучшее произошло в течение дня.
7 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИИ ПО РИСУНКАМ В КНИГЕ. ИМЕЕТ ХОТЯ БЫ ОДНУ ЛЮБИМУЮ КНИЖКУ
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Есть ли в группе книга, которая больше всего нравится моему ребенку? Что это за книга?
- Удается ли ребенку поведать историю по сюжету рисунков?
- Посоветуйте, пожалуйста, как развивать у ребенка умение сочинять такие истории.
Идеи для разговора:
Расскажите ребенку о вашей любимой детской книге. О том, как вы любили ее рассматривать и читать, листая страницы, и чем она вам нравилась.
Задание:
Вместе с ребенком сделайте книгу (4–6 страниц) на интересующую его тему. Ребенок может нарисовать картинки сам. Можно найти изображения в Интернете и дать ребенку их разрисовать и наклеить.
8 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПЕРЕСКАЗЫВАЕТ РАССКАЗ ИЛИ ДРУГИЕ ТЕКСТЫ
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Что помогает ребенку научиться лучше пересказывать тексты?
Идеи для разговора:
Расскажите как вы любили смотреть мультфильмы или слушать истории. Те, что нравились больше всего, вы всегда рассказывали друзьям и родителям.
Задания:
- Попросите ребенка рассказать о любимом мультфильме или рассказать сюжет мультфильма, который ребенок смотрел без вас.
- Попросите ребенка рассказать вам сказку на ночь.
9 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК ИСПОЛЬЗУЕТ СРАВНЕНИЕ ДЛЯ НЕСВЯЗАННЫХ ПРЕДМЕТОВ
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Использует ли ребенок сравнение в речи?
- Что помогло бы развивать у него этот навык?
Идеи для разговора:
Расскажите ребенку, как вы с папой играли в игру «На что это похоже?». Искали предметы и пытались понять, что они вам напоминают. Было весело!
Интересные игры и упражнения:
Игра «Я загадал...» Ребенок загадывает предмет в комнате. Родители пытаются угадать, задавая наводящие вопросы, на которые ребенок может ответить «да» или «нет».
- Примеры вопросов: «Этот предмет мужского рода? Он больше коробки спичек? Он сделан из дерева? и т.п.
10 СТУПЕНЬ — РЕБЕНОК УМЕЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (ЖЕСТЫ, МИМИКУ, ДИКЦИЮ, ИНТОНАЦИЮ, ДИНАМИКУ)
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Что поможет ребенку развить мимику и жестикуляцию?
Идеи для разговора:
Расскажите, как в детстве вам нравилось представлять себя артистом на сцене. Вы имитировали исполнение песни, когда слышали музыку, держа воображаемый «микрофон» перед собой.
Интересные игры и упражнения:
- Пантомима: поочередно загадывайте и показывайте жестами предмет или природное явление.
- Озвучивайте роли героев сказок, рассказов, придуманных вместе историй.
Важно помочь ребенку не бояться ошибок в попытках использовать в общении слова и структуры, которыми он еще недостаточно хорошо овладел.
- «Произношение или грамматику ребенка не следует исправлять прямо, поскольку это может повредить его мотивации к говорению. Вместо исправления взрослые могут перефразировать сказанное ребенком, используя правильные языковые формы и продолжая при этом разговор», — отмечают специалисты UNICEF.
Они отмечают, что когда взрослые (родители, воспитатели) в течение дня разными способами способствуют развитию языка и речи детей, тогда дети:
- развивают способность использовать язык, расширяя словарный запас и понимание того, как «работает» язык;
- приобретают социальную компетентность;
- развивают навыки мышления высшего порядка;
- учатся ясно выражать свои мысли, идеи и чувства;
- разрабатывают и развивают свои идеи и представления, рассказывая о них;
- развивают навыки мышления и обучения на протяжении всей жизни;
- приобретают уверенность в себе и повышают самооценку.
Желаем успехов на пути овладения этими важными навыками!