Чувство безопасности — это базовая потребность каждого человека. Однако уже 9 месяцев мы не чувствуем себя и своих детей защищенными. И нам приходится с этим жить — приспосабливаться, изучать правила поведения во время тревог, обстрелов, выявления опасных предметов. Мы должны быть сильными и не пренебрегать этими правилами, ведь именно от нас зависит безопасность наших детей. И именно мы можем научить ребенка правилам безопасного поведения в разных ситуациях, с которыми он будет способен позаботиться о себе. К слову, касательно безопасности ребенка во время войны можете обратить внимание на следующие наши материалы:
- «Как действовать в условиях чрезвычайной ситуации военного характера?»;
- «Как подготовить детей к чрезвычайным ситуациям: советы психолога Светланы Ройз»;
- «Осторожно, мины: что нужно знать детям и взрослым?».
А в сегодняшней статье мы предлагаем родителям ознакомиться с алгоритмом развития навыка личной безопасности детей дошкольного возраста (3-6 лет) по профессиональным советам специалистов в сфере психологии и педагогики — команды UNICEF Ukraine, Всеукраинского фонда «Крок за кроком» и детского и семейного психолога Светланы Ройз.
- Другие рекомендации по развитию важных навыков у дошкольников можно найти на платформе «НУМО».
Как научить дошкольника правил безопасного поведения на улице, в помещении, с незнакомыми людьми?
Приводим 10 постепенных шагов (ступеней) к развитию навыка:
1 СТУПЕНЬ — ребенок осознает понятие «да — нет» «безопасно — опасно». Останавливается, когда мы говорим «стоп»
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Реагирует ли мой ребенок на слово «стоп»?
- Может ли сам остановиться?
- Как лучше учить ребенка безопасному поведению? На что направить внимание?
Идеи для разговора:
Расскажите, как наблюдали за младшим братиком, который постоянно куда-то бежал: «Когда он бежал к дороге, мама догоняла его и говорила, что там опасно, объясняла почему. Мне мама сказала, что он очень маленький и только учится».
Игры и упражнения:
1) Игра: ведущий говорит «стоп», и все должны замереть. Это может произойти в любое время, где бы то ни было: дома или на улице. Затем ведущий говорит «отмена» или «уходи». Меняйтесь ролями.
2) Игра «Заморозка»: во время любого действия прикасайтесь друг к другу и говорите «стоп, заморозка», а затем — «тепло». Договоритесь о жесте, который бы сигнализировал «стоп».
2 СТУПЕНЬ — ребенок знает свой адрес, фамилию и имена родителей
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как помочь ребенку запомнить адрес своего проживания и домой?
- Может, есть интересные игры?
Идеи для разговора:
Расскажите, как ехали с мамой в троллейбусе, и она сказала: «Слушай внимательно. Когда услышишь название нашей улицы, скажи мне, потому что нам нужно будет выходить». Вы обрадовались, услышав нужное название, а мама сказала: «Молодец, ты очень внимательный».
Игры и упражнения:
1) Игра в почту и почтальона. Ребёнок должен «доставить» почту на ваш адрес.
2) Вместе проследите на карте дорогу от вашего дома до садика или площадки, находя ваш дом и называя адрес вслух.
3) Положите в карман ребенка брелок с запиской, где указан адрес и телефон родителей.
3 СТУПЕНЬ — ребенок самостоятельно открывает и закрывает дверь (чтобы не повредить своему телу)
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как можно научить ребенка правилам безопасности с дверью и другой мебелью, вещами, которые он открывает или закрывает?
Идеи для разговора:
Расскажите историю о том, как однажды защемили пальцы дверью и как это было больно. Тогда мама вам объяснила, почему так произошло, и помогла научиться безопасно открывать и закрывать двери, дверцы шкафов и т.д.
Игры и упражнения:
Игра «Планета открывания». Задаем ребенку вопрос: «А что можно открыть?» (кастрюлю, дверь, ящик, коробочку, крышку унитаза, снять колпачок с ручки). Просим, чтобы ребенок был обитателем этой планеты и научил «отца пришельца» открывать. А отец в шутку пытается все открыть неправильно.
4 СТУПЕНЬ — ребенок знает, где свои, а где чужие, сам не подходит к незнакомым людям
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Бывало, что незнакомцы разговаривали с ребенком? Как он себя вел?
- Как сформировать навык безопасного поведения с незнакомцами?
Идеи для разговора:
Расскажите, как мама стояла в очереди в кассу в магазине, а к вам обратился незнакомец. Вы позвали маму, потому что она предостерегала от разговоров с чужими.
Скажите, что для вас самое важное — безопасность и здоровье ребенка. Есть много хороших людей, но есть и злые люди, которые могут причинить вред. Нельзя идти с незнакомцем, даже если он называется знакомым. Нельзя брать игрушки, конфеты.
Игры и упражнения:
1) Научите ребенка звать вас на помощь, кричать в случае опасности.
2) Игра «Супергерои безопасности»: ребенок — «злодей», который хочет повести за собой «ребенка» — отца. Затем наоборот. Похвалите справившегося ребенка.
5 СТУПЕНЬ — ребенок моет руки перед употреблением пищи, не ест немытых ягод и фруктов, понимая, почему нельзя
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как рассказать ребенку о важности мытья рук и потребления мытых фруктов и ягод, в то же время не испугав его и не вызвав искусственную фобию микробов?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вы поехали к бабушке, у которой был большой сад. Вы хотели съесть яблоки из земли. Бабушка объяснила, почему так делать нельзя, и предложила помочь ей собрать и помыть яблоки на стол. Мытые яблоки были ярче лежавших на земле.
Игры и упражнения:
1) Покажите ребенку под микроскопом, как выглядят немытыме и мытые продукты. Поищите картинки или фото в Интернете.
2) Нанесите на ручки ребенка или на продукты немного блесток для макияжа — они будут олицетворять микробы. Покажите, сколько времени нужно мыть руки, чтобы смыть микробы.
6 СТУПЕНЬ — ребенок умеет пользоваться ножницами и знает, какие предметы можно брать, а какие — нет (ножницы, инструменты, спички)
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как помочь ребенку осознать правила безопасного пользования опасными для него вещами?
- Как интересно и ненавязчиво рассказать о правилах обращения с ними?
Идеи для разговора:
Расскажите, как со взрослыми делали новогодние украшения. Вам рассказывали, что для детей ножницы с закругленными концами, чтобы не пораниться.
Игры и упражнения:
Ребёнок развивается, повторяя наш опыт. Воспользуйтесь одним из вариантов:
1) Безопасная альтернатива взрослым приборам и инструментам (детские пластиковые ножи, посуда, ножницы).
2) Позвольте ребенку использовать предметы только в руках (вы направляете ручки ребенка).
3) Скажите ребенку: «Я уверена, что ты справишься, но это взрослый инструмент. Для меня важно, чтобы ты был в полной безопасности».
7 СТУПЕНЬ — ребенок осознает правила безопасного поведения на улице: понимает, для чего нужны правила дорожного движения, знает правила перехода улицы и т.п.
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как лучше рассказать ребенку о правилах дорожного движения?
- Как помочь осознать, что их нужно соблюдать?
Идеи для разговора:
Расскажите, как к вам приехали дети из маленького городка и увидели светофор. Они спросили, что это такое и как свет переключается. Вы все это рассказывали.
Игры и упражнения:
1) Поразмышляйте вместе, для чего правила (чтобы всем было безопасно). Есть правила, которые соблюдаются по всему миру (правила дорожного движения).
2) Игра «Дорога»: возьмите красный, желтый и зеленый листы бумаги или просто называйте цвета. Один участник — светофор, второй — машина/пешеход.
3) Поиграйте в машинки/пешеходов: сообщайте о своем приближении сигналом «би-би» или словами «красный», «зеленый».
4) Поиграйте в регулировщика.
8 СТУПЕНЬ — ребенок осознает правила безопасного поведения в помещении: понимает опасные ситуации (электрический ток, пожар, употребление лекарств и т.д.), знает, кто первый входит в лифт, выходит из него
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как детям запомнить и соблюдать правила поведения в помещении?
- Какие правила безопасного поведения должен знать ребенок в этом возрасте?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вы объясняли младшему брату и его друзьям, что розетка опасна и может сделать больно, ударив током.
Игры и упражнения:
1) Игра «Супергерои безопасности. Безопасный дом». «Когда-то мы ставили блокаторы на дверь и унитаз, забирали мелкие и хрупкие вещи, закрывали заглушками розетки. А теперь ты взрослый и сам можешь быть супергероем безопасности».
2) Представьте, что у вас появилась маленькая обезьянка. Предусмотрите все, что может быть для нее опасным. В роли обезьянки обращайте внимание ребенка на то, чего нельзя трогать. Ребёнок может ходить по квартире, говоря «нельзя, опасно».
9 СТУПЕНЬ — знает основные части тела, описывает физическую боль или чувство дискомфорта и определяет их локализацию, просит о помощи
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Может ли мой ребенок попросить у взрослого о помощи, когда у него что-то болит?
- Может ли она описать свою боль, называя тревожащую часть тела?
Идеи для разговора:
Расскажите, как у вас болел живот и мама сказала: «Покажи где. Сильно болит? А где еще болит? Тогда мама позвонила врачу. Он пришел и оглядел вас, а вы ему все рассказали.
Игры и упражнения:
1) Поиграйте у пациентов и врачей (игрушками или сами играйте роли).
Рассказывайте о том, какие врачи бывают.
2) Когда ребенок говорит о дискомфорте, обучайте его определять интенсивность боли, показывая расстояние между ладонями (небольшое расстояние — немного болит, большое — сильно болит).
10 СТУПЕНЬ — ребенок знает правила поведения с незнакомыми людьми
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Может ли мой ребенок сказать взрослому «нет», «не подходи ближе», «не касайся меня»?
- Как научить ребенка держать безопасную дистанцию со взрослыми и рассказать другим взрослым о безопасной территории?
- Может ли ребенок сказать вам «нет»?
Идеи для разговора:
Расскажите как на прогулке к вам быстро приближался незнакомец. Мама сказала: «Остановитесь, не подходите ближе». Она попросила вас так говорить в подобных ситуациях.
Игры и упражнения:
1) Игра «Границы». Пантомимой вместе показывайте, как строите вокруг себя стену. Когда кто подходит очень близко и касается «стены», ребенок говорит: «Стоп!».
2) Расскажите об интимных частях тела (которые мы никому не показываем).
- Подготовиться к такому разговору вам может помочь подборка материалов из нашей статьи «10 важных книг об интимных вещах для детей от 2 до 10 лет»
3) Вокруг ребенка обозначьте границы нитью. Вы пробираетесь в этот круг, а ребенок вас останавливает.
Желаем успехов на пути овладения этим важным навыком!