Родители всегда стараются оградить своих детей от опасного и травмирующего опыта. Но мы не можем быть уверены на 100%, что нас или наших детей обойдут чрезвычайные ситуации. Мы живем в мире, где, к сожалению, происходят пожары, ДТП, взрывы, природные катастрофы, эпидемии и военные действия. И наша задача — подготовить детей к такому опыту, научить их, как действовать в каждой конкретной ситуации и куда обращаться за помощью.

Поэтому в сегодняшнем материале мы подготовили советы психолога по подготовке детей к возможным чрезвычайным ситуациям, которыми она поделилась в иллюстрированной методичке «Супергерої безпеки» и материале на сайте НУШ.

Как говорить с детьми о чрезвычайных ситуациях?

Как подготовить детей к чрезвычайным ситуациям: советы психолога Светланы Ройз - Learning.ua

Светлана Ройз советует:

1) Начать разговор, когда вся семья соберется вместе. Психолог предлагает сесть в круг, чтобы все видели друг друга и были включены в разговор, а внимание равномерно распределялось между всеми членами семьи.

2) Подчеркнуть детям, что вы говорите о безопасности не потому, что должно произойти что-то опасное, а чтобы «тренировать «мышцу безопасности». Это нужно для того, чтобы ощущать свою силу в любой сложной ситуации и чувствовать себя защищенными.

3) Говорить спокойно и медленно, наблюдая, как изменяются позаи реакции детей.

4) Дать возможность детям как-нибудь отреагировать на сказанное.

5) Чтобы разговор не пугал, можно назначить детей «супергероями безопасности».

6) После этого следует легитимизировать страх ребенка и сказать:

Что следует рассказать детям и в какой форме?

Как подготовить детей к чрезвычайным ситуациям: советы психолога Светланы Ройз - Learning.ua

Светлана Ройз предлагает подавать информацию детям по следующему алгоритму:
1) Рассказать теорию и объяснить, зачем это знать.
2) Привлечь к игре — тренировке.
3) Закрепить знания в тренировочном действии.

Психолог отмечает, что каждый из этих этапов можно разделить на части. Но необходимо помнить, что разговор и игра с ребенком 5 лет должны продолжаться до 15-20 минут.

1 ЭТАП — РАССКАЗЫВАЕМ О БЕЗОПАСНОСТИ

В первую очередь у ребенка всех возрастов Светлана Ройз рекомендует спросить, что такое безопасность.

2 ЭТАП — ПРИВЛЕКАЕМ К ИГРЕ

Ниже представлены рекомендованные темы в зависимости от возраста ребенка.

1) Дети от 3 лет, тема «Как мы можем позаботиться о безопасности»

С детьми от 3-х лет Светлана Ройз советует играть в супергероев безопасности. Мы напоминаем ребенку, что мы:

Если вдруг происходит что-то неожиданное, то, что не зависит от нас — пожар, болезнь, землетрясение, военные действия, дети также должны знать, что делать. Психолог рекомендует обсудить с детьми, что для этого:

Объяснить ребенку, что во время чрезвычайных ситуаций включают сирены: известить людей об опасности. Она специально звучит очень громко, чтобы все услышали и отреагировали (психолог советует попытаться издать громкий и неприятный звук).

2) Дети от 4 лет, тема «Безопасный дом»

С детьми от 4 лет Светлана Ройз советует проверить, как защищено пространство в доме. Так, вы можете вместе с ребенком:

Следует также поразмыслить с ребенком о защищенном пространстве в доме или на улице. Надо точно знать, где это место, ничего ли не мешает к нему добраться, закреплены ли вещи, мебель.

3) Дети от 4 лет, тема «Чемодан безопасности»

Чтобы снять тревогу, психолог предлагает заменить название «тревожный чемодан» на «чемодан безопасности». В ней должно быть собрано самое важное, что может пригодиться во время любых ситуаций.

а) Сначала нужно рассказать ребенку, что мы положим в чемодан и зачем.

Так, в методичке израильской службы тыла рекомендуют:

б) Далее за каждым членом семьи следует закрепить, что он будет делать в чрезвычайной ситуации, когда будет «супергероем безопасности».

в) После этого можно вместе проговорить план действий в разных ситуациях: что делать, если застряли в лифте, когда чувствуем запах гари или когда кто-то заболевает. Например:

В методичке израильской службы тыла также отмечают, что нужно рассказать детям о местах, в которых запрещено находиться во время чрезвычайной ситуации (возле тяжелых вещей, окон и стеклянных предметов, в лифте).

4) Дети 7-8 лет

Согласно методичке чрезвычайных ситуаций израильской службы тыла, с ребенком с 7–8 лет нужно говорить о:

Также детям с 7 лет следует объяснить, как перекрыть газ и воду.

3 ЭТАП — ЗАКРЕПЛЯЕМ ЗНАНИЯ В ДЕЙСТВИИ

Как подготовить детей к чрезвычайным ситуациям: советы психолога Светланы Ройз - Learning.ua

С ребенком с 3 лет Светлана Ройз предлагает закреплять знания следующим образом:

1) Ходить по дому и исследовать, что нужно спрятать в шкаф, хорошо ли закреплены стеллажи и полки, не упадет ли ваза и прочее.

2) Подавать сигнал и имитировать, что нужно делать в этом случае. Поначалу звуки должны быть тихие либо забавные, постепенно их нужно делать более громкими (пожар, землетрясение, сигнал тривоги). Дети сами могут сигнализировать громким и нерпиятным звуком.

3) Далее нужно собрать чемодан безопасности, пойти в безопасное место, которое выбрали.

4) Важно, чтобы взрослый поддерживал детей, подсказывал, что нужно делать (взять фонарик, телефон, взять за руку взрослого, проверить, выключен ли свет, и прочее), подчеркивал, что ребенку удается, не торопил.

5) Действие должно закрепляться в ощущении безопасности. Поэтому после того, как все спаслись, важно сказать: «Мы в безопасности! Мы вместе! Мы все — супергерои».

Как приучить детей к звуку тревожной сирены?

Алгоритм разговора, предлагаемый психологом:
1)

2)

3)

4)

Светлана отмечает: когда мы издаем неприятные и громкие звуки, нам становится смешно и мы снимаем напряжение с разговора.

А мы надеемся, что ни одному ребенку не придется применять эти знания на практике.