Самообслуживание — это способность самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, обслуживать себя.
- «Уже в полтора года ребенок пытается что-то делать самостоятельно: надевать штанишки, доставать с полки игрушку. Иногда родители спешат перехватить у ребенка инициативу. Мотивация таких действий может быть разной: желание помочь, забота о безопасности малыша или нетерпеливость. Иногда мы требуем от ребенка самостоятельности, к которой он еще не готов. Однако результат будет одинаков: ребенок потеряет шанс достичь поставленной цели, привыкнет быть зависимым от других людей», — предостерегают авторы платформы «НУМО».
Напомним, что платформа развития дошкольников «НУМО» — это ресурс, созданный для развития ребенка 3-6 лет экспертами ЮНИСЕФ и Министерства образования и науки. В частности над сайтом работал известный украинский психолог Светлана Ройз. На платформе есть материалы для родителей, опекунов и воспитателей, ежедневно прилагающих усилия для гармоничного развития ребенка. В сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы от авторов платформы для развития навыка самообслуживания у дошкольников.
Отметим, что в нашем блоге мы уже описывали 10 постепенных шагов для развития таких навыков дошкольников:
- саморегуляции;
- безопасного поведения;
- эмоциональной компетентности;
- речи и грамотности;
- сенсорного развития;
- взаимодействия со сверстниками.
Как помочь ребенку развить навык самообслуживания?
Приводим 10 постепенных шагов (ступеней) к развитию навыка:
1 СТУПЕНЬ — ребенок стремится повторять за взрослыми действия; хочет быть, как взрослый
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Наблюдали ли вы, какие действия взрослых ребенок чаще всего повторяет и переносит в игру?
Идеи для разговора:
Моя бабушка рассказывала, что в детстве я любил играть по телефону. Я брал телефон и долго и эмоционально разговаривал.
Игры и упражнения:
Игра «Превращение»: ребенок становится взрослым, а взрослый — ребенком. Спросите ребенка-взрослого, что мы должны делать, когда собираемся на улицу. Ребёнок в роли взрослого должен называть все действия, которые вы выполняете. Если ребенок что-то забыл, помогите ему.
Ребенок может превратиться в кого-угодно: капитана корабля, повара, дворника. Просите ребенка рассказать, что он делает в определенной роли, каковы его следующие шаги. При этом важно, чтобы ребенок чувствовал себя главным героем.
2 СТУПЕНЬ — ребенок играет в игры, где стремится повторять действия взрослых, вслух озвучивает действия
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- В какие сюжетно-ролевые игры любит играть мой ребенок?
- Озвучивает ли он действия героя, роль которого исполняет?
Идеи для разговора:
Я любила играть куклами: рассаживала их и представляла, что я мама/воспитатель, и повторяла их слова: «Каша очень полезна» и т.д. Я разговаривала голосами разных героев и отвечала им, как взрослая. Порой мы ссорились, но всегда мирились.
Игры и упражнения:
1) Возьмите игрушки ребенка и начните через них озвучивать разные роли.
2) Поиграйте в театр теней, пальчиковый театр.
3) Предложите ребенку стать художником или актером и снимите на мобильный телефон небольшой фильм по воображаемому сюжету. Важно, чтобы ребенок озвучил свою роль.
3 СТУПЕНЬ — ребенок самостоятельно ест, пережевывает пищу с закрытым ртом, держит ложку, пользуется салфеткой; благодарит, вставая из-за стола.
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Удается ли нашему ребенку самостоятельно пользоваться столовыми принадлежностями, салфеткой и т.д.?
- Как этому научить? Может, есть игры или песенки для детей?
Идеи для разговора:
Расскажите, как наблюдали за малышами, не умевшими есть ложкой, их кормили. Вы гордились, что делали это самостоятельно, пользовались салфеткой и благодарили, вставая из-за стола.
Игры и упражнения:
1) Посмотрите мультфильм или почитайте книгу о правилах этикета.
2) Игра «Королевский двор»: представьте, что вы приглашены на прием к королю или сами принимаете гостей. Обсудите, как нужно есть, держать столовые принадлежности и т.д.
3) Пригласите на бал игрушки. Вместе помогайте игрушкам изучить правила этикета.
4) Сделайте книгу «Правила этикета», чтобы записывать и рисовать правила.
4 СТУПЕНЬ — ребенок закатывает рукава во время умывания, моет руки и лицо, правильно пользуется мылом, насухо вытирает руки и лицо индивидуальным полотенцем
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как поощрить ребенка соблюдать правила гигиены?
- Как вы развиваете эти навыки?
Идеи для разговора:
Расскажите, как родители в детстве напоминали вам умываться, чистить зубы. А вы потом учили свою непослушную собачку. Как-то на даче вы научили этому своего друга.
Игры и упражнения:
1) Напишите письмо от «феи чистоты», в котором фея благодарит ребенка за соблюдение гигиены и подчеркивает важность заботы о себе.
2) Выдумайте сказку, в которой любимый герой ребенка выполняет все эти действия и радуется, что может это сделать.
3) Игра «Делай, как я»: игрушка имитирует правильные действия ребенка для умывания, мытья рук и т.д. Игрушка может озвучивать все действия, повторять их вместе с ребёнком.
4) Игра «Пантомима». Вы показываете действие — ребенок отгадывает, а затем — наоборот.
5 СТУПЕНЬ — ребенок может сказать, что хочет пить, есть, в туалет, ему/ей холодно, жарко
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Как помочь детям свободно выражать свои желания (хотят пить, уйти в туалет, им холодно)?
Идеи для разговора:
Расскажите, как научились выражать простые желания. Например, когда вам было холодно, вы обратились к родителю и тот быстро прижал вас к себе. Вы почувствовали, что вас слышат и о вас беспокоятся.
Игры и упражнения:
1) Озвучивайте свои потребности и желания при детях.
2) Во время игры озвучивайте желание от имени игрушек.
3) Игра «Стоп! Говори, что ты хочешь». Родители и дети называют свои потребности: обнять, попить, пойти в туалет.
4) Расскажите, что иногда вам очень хочется, чтобы кто-нибудь догадался о ваших желаниях. Однако мы не умеем читать мысли других. Поэтому очень важно говорить о своем желании друг другу.
6 СТУПЕНЬ — ребенок сам выбирает игрушку, которой хочет играть
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Ребенок иногда колеблется в выборе игрушки (нерешительный): сначала берет одну, быстро меняет на другую, а затем снова возвращается к первой. Как помочь ему обрести уверенность в выборе?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вы среди многих игрушек выбирали любимые. И когда родители спрашивали, почему вы снова играете определенной игрушкой, вы отвечали: «Она лучше всех меня понимает и всегда радуется, когда я беру ее».
Игры и упражнения:
1) Играя с любимой игрушкой, ребенок проживает сюжеты, которые его тревожат или очень важны. В этой игре мы можем увидеть свою модель воспитания.
2) Если игрушек слишком много, спрячьте их в коробки.
3) Поиграйте с ребенком в игру по его правилам столько раз, сколько потребует ребенок. Не отвлекайтесь.
7 СТУПЕНЬ — ребенок берет нужный предмет и использует соответствующим образом (осознанное действие)
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как вы думаете, понимает ли ребенок назначение тех предметов, которые есть в группе?
- Выходит ли у него взять предмет (лейку для цветов) и выполнить соответствующее действие с его помощью?
Идеи для разговора:
Расскажите историю из своего опыта о том, как вы брали насос от папиного велосипеда и накачивали им шины своего большого игрушечного автомобиля. И как это было весело. Или как вы брали старый фен (он был без шнура) и делали прически своим куклам, имитируя звук.
Игры и упражнения:
Игра «Для чего это?»: поочередно с ребенком называйте разные предметы и рассказывайте, для чего они и где их используют. Можно делать путаницу. Например: «Ложка для того, чтобы есть жидкую пищу? А я думаю, что это зонтик для куклы!».
8 СТУПЕНЬ — ребенок замечает и сам (с помощью взрослых) устраняет неаккуратность внешнего вида и одежды
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Как построить отношения с ребенком, чтобы научить его ухаживать за своими вещами?
- Что может ему в этом помочь?
Идеи для разговора:
Расскажите, как приводили себя в порядок, когда бежали домой после игры с друзьями. Как вы смотрели, застегнуты ли пуговицы, поправляли шнурки, приглаживали волосы. «Это все было очень важно, потому что все в моей семье всегда следили за своим внешним видом». Можно рассказать, как в садике был мальчик, с которым не хотелось играть из-за его неаккуратности. Однажды он пришел в садик очень аккуратным — и вы его не узнали.
Игры и упражнения:
Игра «Кудлатик»: взрослый взлохмачивает себе волосы, пачкает лицо зубной пастой, одевается неряшливо, путая детали одежды. Ребёнок должен определить, что не так, и исправить это.
9 СТУПЕНЬ — ребенок одевается и раздевается, в определенной последовательности складывает свои вещи, знает порядок одевания и раздевания, соблюдает аккуратность в одежде
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как научить ребенка самостоятельно следить за своим внешним видом, быть аккуратным и организованным?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вы учились складывать свои вещи очень аккуратно, отдыхая на природе с родителями, и как вам это помогло, когда начался ливень и нужно было быстро собирать и прятать все в машину. Вы быстро это сделали и обрадовались, потому что вся ваша одежда была сухой.
Игры и упражнения:
1) Вместе постройте (нарисуйте) дом. Объясняйте, что нельзя начинать строить с крыши. Все начинается с фундамента. Так же и каждое действие имеет начало — «фундамент»
2) В игре скажите: «Сначала я». Тогда вместе называйте последовательность действий.
3) Иногда предлагайте ребенку «неправильные» действия, побуждая его обнаружить ошибки. Обсуждайте правильный вариант.
10 СТУПЕНЬ — ребенок выбирает материалы, из которых будет изготовлять что-то, и объясняет свой выбор
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Легко ли моему ребенку самостоятельно выбирать материалы для работы или игрушки?
- Как сформировать у ребенка такое умение?
Идеи для разговора:
Расскажите, как выбирали бумагу, краски, наклейки для открытки. Когда она была почти готова, вам захотелось добавить мелких украшений. Вы попросили у мамы бусинки, ведь так открытка будет выглядеть ярче. Мама охотно помогла.
Игры и упражнения:
1) Готовьте вместе, объясняя, какой продукт и когда добавлять. Расскажите, что произойдет при изменении пропорций.
2) Одеваясь, объясняйте свой выбор одежды и цветового сочетания. Поиграйте у модельера: пусть ребенок подберет одежду для мамы, папы, брата, сестры.
3) Придумайте вместе фантастический прибор, объясняя, из чего он сделан и зачем.
Желаем успехов на пути овладения этим важным навыком!