Инклюзия в Украине набирает обороты. В августе Правительство приняло постановление о создании ресурсных центров поддержки инклюзивного образования.
Такие центры будут заниматься обучением и повышением квалификации педагогов. Кроме этого, специалисты будут проводить аналитическую работу, семинары и тренинги для общественности. По словам Ларисы Самсоновой, генерального директора директората инклюзивного и внешкольного образования МОН, такая просветительская работа будет способствовать повышению толерантности общества к людям с инвалидностью.
Что же такое инклюзивное образование? Почему его внедрение стало таким актуальным для Украины? И каким опытом могут поделиться с нами иностранные коллеги?
Давайте разбираться.
Инклюзивное образование (от англ. inclusion — включение) — это система образовательных услуг, что предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного заведения, а также его социализацию и интеграцию в общество.
Согласно Международной классификации стандартов образования, особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых нуждается в дополнительных ресурсах. Такими ресурсами могут быть:
- персонал (который помогает ученикам);
- материалы (разнообразные средства обучения);
- финансовые ресурсы (для получения дополнительных услуг).
Кто такие дети с особыми потребностями?
Некоторые исследователи рассматривают это понятие достаточно широко и относят к нему не только детей с особенностями развития, но и одаренных малышей, детей, лишенных родительской опеки, а также тех, кто пережил войну или переехал из другой страны (региона).
Стоит заметить, что в Украине основной категорией детей с особыми образовательными потребностями принято считать лиц с особенностями психофизического развития:
- с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
- с нарушениями речи;
- с задержкой психического развития;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с умственной отсталостью;
- со сложными недостатками развития (включая расстройства аутистического спектра).
Чтобы лучше понять особенности инклюзивного образования, стоит рассмотреть процесс его становления за рубежом.
Впервые инновационную модель обучения было представлено на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в 1994 г. в городке Саламанка (Испания). Принятие Саламанкской декларации способствовало утверждению на законодательном уровне принципа инклюзивного образования и приема в общеобразовательные школы всех детей.
Инклюзия как социальная модель отношения к людям с особыми образовательными потребностями пришла на смену модели нормализации (интеграции), что предусматривала вовлечение ребенка в существующую систему образования, приспособление к ней.
Цель инклюзии (в отличие от интеграции) — создание условий для личностного развития детей с особыми потребностями, формирование образовательно-развивающей среды для них. То есть в инклюзивной школе не ребенок подстраивается к требованиям образования, а система обучения меняется ради ребенка. Такой подход исключает дискриминацию и обеспечивает доступ в школу всем детям.
Какие существуют преимущества инклюзивного образования?
- более высокий уровень социального взаимодействия со сверстниками (сравнительно с детьми, что находятся в специальных школах);
- улучшение социальной компетентности и коммуникативных навыков;
- более высокая академическая успеваемость (как следствие более насыщенных учебных программ);
- социальное принятие ребенка; дружественные связи со сверстниками.
В современном мире инклюзивную концепцию используют в большинстве развитых стран. Статистические данные показывают, что такое обучение есть официальным в 75% государств. Но механизмы внедрения зависят от социально-экономических условий, образовательных и культурных традиций, поэтому отличаются в разных странах.
В Израиле большинство детей с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных школах. Но включение таких детей в образовательный процесс может отличаться. Например, кто-то учиться полдня с классом, полдня — отдельно, кому-то нужна помощь ассистента. К тому же, государство оплачивает «особенным детям» необходимые лечебные процедуры три раза в неделю (начиная с консультаций психолога и заканчивая катанием на лошадях).
В школах Израиля действует механизм обратной инклюзии, когда на некоторые уроки в специальные классы приходят дети с обычных классов (в одном заведении). Израильские педагоги утверждают, что такой подход к инклюзии помогает предотвратить буллинг на ранних этапах.
Кстати, в конце октября израильские специалисты проведут семинары по инклюзивному образованию для украинских педагогов.
Учебные заведения Франции внедряют инклюзивную модель образования в двух формах:
- классы «школьной инклюзии», где дети с особыми потребностями учатся вместе с другими под руководством неспециализированного учителя. Такие классы называются открытыми, потому что ребенок в течение дня может оставлять его для индивидуальной или групповой работы с педагогом;
- классы педагогической интеграции, где учатся только дети с особыми потребностями под руководством профессионального специалиста.
Французские педагоги подчеркивают, что классы школьной инклюзии (с постепенным переходом к индивидуальной) наиболее эффективны для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями слуха и умственной отсталостью чувствуют себя более комфортно в классах педагогической интеграции.
В Польше хорошим примером введения непрерывного инклюзивного образования есть учебные заведения города Гнезно. Образовательная система здесь выстроена таким образом, что ребенок с особыми потребностями с самого рождения включен в систему обучения и воспитания вместе со здоровыми сверстниками. Это обеспечивают дошкольное заведение, школа, гимназия, заведение послегимназионного образования и специальный школьный центр.
В этих заведениях могут учиться дети с разными особенностями: нарушениями зрения, слуха, физическими и психическими отклонениями.
Образовательная система Швеции имеет особый подход к обучению детей с ранним аутизмом. Такие ученики ходят в обычную школу, где занятия с ними проводят в малых группах, а образовательные услуги для каждых троих детей предоставляют два учителя и один ассистент, что позволяет уделить достаточно времени и внимания каждому ребенку.
Стоит заметить, что в большинстве европейских стран подготовка педагогов инклюзивного образования осуществляется в университетах.
В Украине инклюзивное образование только начинает внедряться: Закон об инклюзивном образовании был подписан в июле 2017 года.
Он предусматривает, что в инклюзивных классах могут учиться до 30 детей, включая троих с особыми потребностями, хотя их количество может быть и меньше. На уроках такого ребенка должен обязательно сопровождать ассистент, который помогает ему овладевать школьными предметами, поддерживает на перемене, в столовой, а также помогает учителю на уроке. Урок у «особых детей» продолжается, как и у обычных, 35 минут, но в течение занятия они имеют время на разгрузку: ученики могут пройтись с ассистентом, сменить обстановку.
Естественно, в процессе становления новой образовательной концепции возникают трудности. Это и финансовые (не хватает средств на учебники, проведение коррекционных занятий, специальное оборудование), и кадровые (остаются открытыми вакансии ассистентов) проблемы. К тому же, в украинском обществе существует предвзятое мнение, что школы созданы только для здоровых детей. Как следствие, много родителей выказывают недовольство обучением «особого ребенка» в обычном классе.
В то же время некоторые учебные заведения в Украине достаточно долго и успешно работают по новой концепции обучения.
Так, общеобразовательная школа № 168 Оболонского района г. Киев двенадцать лет создает инклюзивную образовательную среду. Все началось в 2006 году, когда в качестве эксперимента школа взяла на обучение шесть деток с ДЦП. Сегодня здесь учатся 104 ребенка с особыми потребностями (30% от общего количества). Среди учеников школы есть дети с детским церебральным параличом ( их большинство), гиперактивные, а также с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Педагоги пытаются сделать обучение максимально комфортным для особых деток. Здесь установлен лифт, удобные пандусы, поручни вдоль стен, обновлены туалеты, а школьные автобусы обустроены специальными подъемниками.
Занятия с учебной физкультуры проходят в современном тренажерном зале со специалистом.
Ученики с особыми потребностями учатся по индивидуальной программе развития (ИПР), в которую, кроме обязательной академической составляющей, добавляются занятия с коррекционным педагогом, психологом и логопедом. Все занятия разработаны с учетом потребностей и особенностей учеников.
В этой школе дети встают с колясок, оканчивают с медалями школу и по результатам ВНО поступают на госзаказ. Сюда приезжают обмениваться опытом делегации с других стран, а отечественные учреждения внедряют инклюзивное образование, используя опыт школы № 168.
В интервью изданию «Українська правда. Життя» директор заведения Наталья Кравчук делится: «В начале эксперимента я думала, что буду каждый день плакать, жалея этих детей, а теперь мы плачем только от счастья за их успехи».
Как мы видим, введение инклюзивного образования имеет много преимуществ, и его развитие стало одним из приоритетов «Новой украинской школы». Но нужно приложить много усилий, чтобы устранить те недостатки, что мешают полноценному обучению детей с особыми потребностями. Ведь инклюзивное образование — это первый шаг к тому, чтобы такой ребенок стал частью социума и мог развиваться как личность.