Вот и закончился сентябрь, а это значит, что прошел первый месяц обучения по новому государственному стандарту. Самое время делать первые выводы. Но сначала стоит разобраться в основных изменениях, которые произошли в среднем образовании.
Что ожидает школьников в стенах обновленных учебных заведений? С какими трудностями встречаются учителя, внедряя новые стандарты образования? Предлагаем вам выяснить это в нашей статье.
В чем заключается реформа?
Новая украинская школа (НУШ) — это долгосрочная реформа Министерства образования и науки (МОН), направленная на изменение среднего образования в Украине.
По меткому выражению одного директора школы: «Выпускник украинской школы не умеет применять полученные знания в жизни. Он, как фаршированная рыба: якобы и рыба, но не плавает».
Поэтому главная цель реформы — создать школу, в которой ученикам будет приятно учиться и которая будет давать детям не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни.
Сколько продлится обучение?
В новой украинской школе ученики будут учиться 12 лет:
- 4 года в начальной школе (обучение начинается в 6-летнем возрасте)
- 5 лет в гимназии (после окончания которой школьники будут сдавать экзамен в форме ВНО)
- 3 года в лицее или заведении профессионального образования (после окончания которых выпускники также будут проходить ГНА в виде ВНО).
Как объясняют в МОН, введение дополнительного года обучения в старшей школе связано с рядом внедрений, которые невозможно вместить в 11-летнюю школу. Впрочем, 12-й класс введут не ранее 2029 года, когда будут введены новые стандарты, подготовленные учителя и новые учебники. Длительность обучения — вместе с получением высшего образования — при этом не изменится.
Новая украинская школа позволит перейти от четырехлетнего бакалавриата в учреждениях высшего образования до трехлетнего по большинству специальностей.
Каким видят выпускника НУШ?
Создатели реформы верят, что через 12 лет школа выпустит поколения всесторонне развитых украинцев, которые смогут повести нашу страну вперед в XXI веке.
Выпускник новой украинской школы — это:
- личность (образованная и способная к критическому мышлению)
- патриот (с активной позицией)
- инноватор (способен менять мир вокруг себя, конкурировать на рынке труда и учиться в течение жизни).
Кроме того, выпускники должны обладать компетенциями, необходимыми для успешной самореализации. К ним относят:
- свободное владение государственным (его родным в случае различия) языках;
- общение на иностранных языках;
- математическую компетентность;
- основные компетентности в естественных науках и технологиях;
- информационно-цифровую компетентность;
- умение учиться на протяжении жизни;
- инициативность и предприимчивость;
- социальную и гражданскую компетентности;
- осведомленность и самовыражения в сфере культуры;
- экологическую грамотность и здоровую жизнь.
Как обучают первоклассников в НУШ?
В этом году 448 000 первоклашек открыли дверь в новую украинскую школу, миссия которой — помочь раскрыть и развить таланты и возможности каждого ребенка на основе партнерства между учителем, учеником и родителями. С этой целью в первых классах новой украинской школы введено:
1. Личностно-ориентированную модель образования, в рамках которой школа максимально учитывает права ребенка, его способности, потребности и интересы. В НУШ прислушиваются к мнению детей, учат критически мыслить, не бояться высказывать свое мнение и быть ответственными гражданами.
2. Новая модель оценивания результатов обучения. Эта модель является описательной и базируется не на количественных (сколько ошибок), а качественных показателях. Например, как работал ученик, сотрудничал с другими, или относился к учебе с интересом. Отныне оценивание служит для анализа индивидуального прогресса и планирования индивидуального темпа обучения, а не для ранжирования учеников.
Для информирования родителей о сильных сторонах ребенка и направлениях его развития педагог заполняет свидетельство достижений ученика по 51 показателю, среди которых такие умения:
- разрешать конфликты мирным путем;
- добавлять и вычитать числа в пределах 10;
- выражать свое отношение к художественным произведениям;
- читать вслух доступные тексты (словами и слогами).
Стоит отметить, что информация в этом свидетельстве является сугубо конфиденциальной (известной только родителям ребенка).
3. Проектную, командную работу в педагогическом процессе, которая позволяет учащимся создавать собственные продукты, учиться вести переговоры, принимать совместные решения и вместе анализировать результаты своей деятельности.
4. Новое образовательное пространство, направленное на развитие ребенка и мотивацию его к учебе. Отныне организация образовательного пространства учебного кабинета требует широкого использования IТ-технологий, мультимедийных средств обучения, обновление учебного оборудования, которое осуществляется благодаря таким пространствам:
- центр учебно-познавательной деятельности с одноместными партами/столами и стульями (которые регулируются в соответствии с ростом ребенка);
- переменные тематические пространства, в которых размещаются доски/флип-чарты/стенды для диаграмм с ключевыми идеями и стратегиями, карты и тому подобное;
- пространство для игр, оснащенное настольными играми, инвентарем для подвижных игр;
- центр художественно-творческой деятельности с полочками для хранения принадлежностей и стендом для переменной выставки детских работ;
- уголок живой природы для проведения опытов (проращивание зерна, наблюдение и уход за растениями, аквариум);
- центр отдыха с ковром для сидения и играми, стульями, креслами-пуфиками, подушками с мягким покрытием;
- детская классная библиотека;
- центр учителя, оснащенный столом, стулом, компьютером, полками/ящиками, шкафами для хранения дидактического материала и тому подобное.
5. Умеренную нагрузку на ребенка. Согласно новой реформе, первоклассникам не будут давать, домашних заданий на выходные и праздники, а в будни — значительно ограничивать их объем.
6. Педагогику партнерства (между учителем, учеником и родителями). В новой украинской школе важная роль отводится родителям, которых министр образования Лилия Гриневич призывает к диалогу, взаимодействию и сотрудничеству с педагогом. Это и другие ответы на самые распространенные вопросы родителей можно посмотреть в видеороликах «Правила школы», подготовленных совместно с командой Завтрак с 1+1.
Школа же должна инициировать более глубокую вовлеченность семьи в образовательный процесс, помогать родителям приобретать специальные знания о развитии ребенка, эффективные способы его воспитания.
7. Инклюзивное образование. Согласно реформе в школу теперь могут ходить все дети. Для учеников с особыми потребностями будут созданы условия для обучения совместно со сверстниками: будут разрабатываться индивидуальные программы развития, в частности коррекционно-реабилитационные мероприятия, психолого-педагогическое сопровождение и необходимые средства обучения.
Стоит отметить, что в течение сентября у первоклассников длился адаптационный период — они совместно с учителем работали над выработкой правил класса и ежедневных алгоритмов работы.
Как финансируется НУШ?
Новая украинская школа финансируется из государственного и местного бюджетов.
Из государственного бюджета выплачивают:
- заработную плату педагогическим работникам;
- целевые стимулирующие дотации (например, на закупку оборудования и мебели для первоклассников).
Из местного бюджета осуществляют:
- оплату технического персонала;
- остальные расходы, связанные с содержанием школы.
Какие возникают трудности внедрения реформы?
Одной из самых больших проблем новой украинской школы является финансовое обеспечение. Так, до сих пор существуют проблемы с закупкой необходимой мебели, мультимедийного оборудования и учебников. И дело не в отсутствии средств, которых было выделено государством на 1 млрд гривен.
МОН утверждает, что деньги были переданы местным советам, которые не провели вовремя тендеры и не осуществили закупку. То есть в школы и собственно к первоклассникам средства ещё не дошли.
Кроме того, Виктор Громовой, образовательный эксперт и заслуженный учитель Украины, отмечает на своей странице в сети Facebook, что формирование нового образовательного пространства в типичной украинской школе не может быть организовано из-за большой наполняемости классов и одновременно малой площади классных помещений. Педагог не в состоянии обеспечить достаточное количество зон для полноценного обучения ребенка.
Поэтому пока большинство первоклассников учатся в обычных классах за двухместными партами, без личного пространства (но с конструктором LEGO), мультимедийного обеспечения и учебников. В МОН предлагают ученикам пользоваться электронными версиями книг, а печатными обещают обеспечить до конца ноября.
Поэтому, как мы видим, новая образовательная реформа пока вызывает много вопросов, а её внедрение является довольно неравномерным. И надеемся: в ближайшее время трудности будут преодолены и наши дети будут ходить в школу, в которой им интересно, и где обучение не травмирует, а наполняет.