Многим из нас знакома ситуация: малыш начинает посещать детский сад, и это событие становится настоящим испытанием для всей семьи. Ребенок плачет, капризничает, отказывается есть и оставаться в группе.

    Как облегчить адаптацию ребенка в дошкольном учреждении? В каком возрасте ребенок готов ходить в детсад? Каких фраз стоит избегать в разговоре с дошкольником, чтобы привыкание к новым условиям прошло легко и безболезненно?

    Предлагаем разобраться вместе.

    Как чувствует себя ребенок в процессе адаптации к детскому саду?

    В период привыкания к новой обстановке психика и организм малыша находятся в сильном напряжении. Ребенок переживает стресс, проявляющийся в виде:

    К тому же, в период адаптации к садику, как правило, у детей возникает много страхов. Наиболее распространенными являются:

    1. Страх расставаться с мамой.

    2. Тревога и дискомфорт от пребывания в новых условиях.

    3. Страх оставаться с незнакомыми, чужими людьми.

    4. Тревога, что родители могут не прийти.

    Эти страхи для ребенка являются обоснованными, но ресурс на преодоление тревог — у каждого дошкольника разный.

    Сколько длится адаптационный период?

    Продолжительность адаптационного периода зависит от многих факторов:

    1. Подготовки к посещению садика (рассказы о нем, знакомство с воспитателями и т.д.).

    2. Физического здоровья (отсутствие хронических болезней, склонности к простудам).

    3. Навыков самостоятельности (одевание, хождение «на горшок», владение вилкой).

    4. Режима дня.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду на learning.ua

    И в среднем сроки привыкания составляют:

     Однако стоит помнить, что каждый ребенок — уникальный, и искусственно вводить его в заранее установленные рамки не нужно. Возможно, вашему ребенку понадобится больше времени, чтобы привыкнуть к условиям садика. Если же адаптационный период затянулся (длится более трех месяцев), следует обратиться к детскому психологу.

    Когда ребенок становится готовым идти в детский сад?

    Этот вопрос постоянно вызывает дискуссии между родителями, психологами и педагогами.

    Практический психолог Ольга Корбут в интервью сайту «Мой ребенок» отмечает: «Любой ребенок уникален, но в среднем, возраст, наименее травматичный для знакомства с садом, — это от 2,5-3 лет.»

     Именно в этот возрастной период меняется отношение ребенка к родителям: он становится менее зависимым от матери и готова её отпустить. Ребенок стремится к отделению (кризис 3-х лет) как к очередному шагу в своем развитии. Если у малыша есть положительный опыт взаимоотношений с мамой (и, соответственно, в психике ребенка сформировался образ надежной принимающей матери), процесс отпускания происходит естественно и безболезненно.

     Кроме того, в этом возрасте дошкольник основном уже владеет языком, способен рассказать о своих потребностях и взаимодействовать со сверстниками.

     С чем связаны трудности в адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения?

    Олеся Осадько, ведущий научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины, утверждает, что усложнить адаптацию к новым условиям могут:

    1. Несоответствие психологического и хронологического возраста. Ребенку может быть и четыре года, а по уровню развития самостоятельности он еще не перерос период полной психологической зависимости от матери.

    2. Повышенная чувствительность нервной системы ребенка, что приводит к уязвимости, болезненным реакциям на любые неопределенные ситуации. Часто эти реакции приобретают психосоматического характер: ребенок плохо себя чувствует, начинает часто болеть.

    3. Усложненность способности ребенка менять привычный ритм и образ жизни. Подготовку к детскому саду таких детей стоит начинать заранее: ходить «в гости» к группе на несколько часов, знакомиться с детьми и тому подобное. К тому же, таким детям не рекомендуется без особой необходимости менять группу или воспитателя.

    4. Неудачные педагогические воздействия. Такие проблемы следует предупреждать или решать, общаясь с воспитателями.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду на learning.ua

    5. Неучет взрослыми эгоцентричной познавательной позиции малыша, которая обуславливает высокую внушаемость дошкольника. Так же как ребенок приписывает свои мысли другим, он может «заряжаться» чужими оценкам, отношениями, чувствами. Если родители беспокоятся за посещение детсада, ребенок перенимать их состояние.

    6. Игнорирование потребности в любви ребенка. У дошкольника она имеет свою специфику: «меня любят, если я хороший». И садик ребенок может полюбить только тогда, когда считается там хорошим. А если им недовольны, делают замечания, то значит «не любят». К тому же, критика вовсе не побуждает ребенка исправиться, ведь в силу возрастных особенностей своего мышления дошкольник еще не способен ее проанализировать и воспринимает целостно.

    Какие ошибки делают родители во время адаптации ребенка?

    К наиболее распространенным ошибкам можно отнести:

    Как облегчить адаптацию ребенка к садику?

    Именно от родителей зависит то, как ребенок будет воспринимать дошкольное учреждение и насколько быстро пройдет адаптация к нему. Рекомендуем вам такие шаги:

    1. Прежде всего утолите свою тревогу и угрызения совести из-за решения выйти на работу. Если мама уверена, что с ее ребенком в детском саду все будет хорошо, — так и будет.

    2. Объясните ребенку, что такое детский сад и зачем туда ходят дети:

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду на learning.ua

    3. Познакомьте ребенка с выбранным детским садом во время прогулки. Можно сначала ненадолго заходить с малышом на территорию учреждения, в группу, чтобы он постепенно привыкал к садику.

    4. Заранее ознакомьтесь с распорядком дня в детском и постепенно вводите этот режим дня дома, а также учите ребенка тому, что может понадобиться в саду (самостоятельно одеваться, умываться, есть).

    5. Заранее познакомьте ребенка с воспитателем группы, в которую будет ходить ваш малыш. Сообщите врачу и воспитателей об особенностях состояния его здоровья и характера.

    6. В первые две-три недели оставляйте ребенка лишь на несколько часов в детском саду, постепенно увеличивая это время. Если у вас есть такая возможность, первые несколько дней вы можете вместе с ребенком ходить в дошкольное учреждение (оставайтесь там на 2-3 часа).

    7. Дайте малышу с собой «талисман»: любимую игрушку и тому подобное. Придумайте ритуалы прощания (ведь все, что происходит регулярно, — успокаивает). Поцелуйте в каждую щеку, обнимите, дайте «пять» или придумайте что-то особенное и только ваше.

    8. В честь важного события в жизни ребенка (первого похода в садик) устройте домашний праздник, позвольте ему почувствовать радость от взросления.

    9. Каждый вечер спрашивайте у ребенка о том, как прошел день, что произошло нового и интересного. Обсуждайте с ним последние события в саду, расспрашивайте о друзьях, играх, занятиях, экскурсиях.

    10. В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после детсада погулять, почитать книгу вместе. Ребенок получит новые впечатления и сможет отвлечься от негативных переживаний. Очень важно обнимать ребенка (тесный контакт в период адаптации является обязательным), говорить, как вы его любите и скучаете во время разлуки

    Что нельзя говорить ребенку, который идет в детский сад?

    Детский психолог Ольга Крамаревич советует обратить внимание на фразы, способные усилить стресс от пребывания ребенка в детском саду:

    1. «Не плачь, иначе отдам тебя в детский сад!»

    Такие слова формируют у ребенка негативное отношение к дошкольному учебному заведению как к месту, куда его отдадут, если он будет вести себя неправильно.

    2. «Там не страшно! Не бойся! Воспитательница не будет тебя обижать»

    Говоря подобные слова, родители забывают, что мы не воспринимаем частицу «не». Лучше сказать: «В детском саду хорошо», «Тебе там понравится» и другие.

    3. «Ешь сам, потому что в садике никто кормить тебя не будет»

    Эта фраза способна сформировать установку, садик — это то место, где малыш будет никому не нужным и лишенным заботы. Лучше скажите своему ребенку, какой он взрослый и самостоятельный, и что вам очень нравится наблюдать за тем, как он ест сам.

    4. «Я куплю тебе новую игрушку, если ты пойдешь в сад»

    Малыш очень быстро привыкнет к тому, что ему каждый раз что-то покупают, начнет манипулировать и требовать поощрения за каждый свой поступок.

    5. «Не плачь! Вот другие дети не плачут»

    Ни в коем случае не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Чувства вашего ребенка уникальны, как и он сам. Вместо того, чтобы сравнивать малыша с кем-либо поддержите его, отметив, что вы понимаете его чувства и тоже будете скучать по нему.

    6. «Я буду рядом»

    Если вы на самом деле не собираетесь время провести в саду, не стоит обманывать своего ребенка. Иначе он может прекратить вам доверять, а впоследствии может и сам начать говорить неправду.

    7. «Успокойся, иначе оставлю тебя здесь надолго»

    Еще один пример родительской манипуляции, которая травмирует детскую психику. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что вы его оставите, не будете любить и тому подобное. Эти слова пугают ребенка тем, что мама может от него избавиться в любой момент и вовсе его не любит.

    8. «Поделись игрушкой. В детском саду тебе придется это делать постоянно»

    Для того, чтобы ребенок смог взаимодействовать с другими детьми, его надо этому научить. Попробуйте объяснить: «Посмотри, как мальчик хочет поиграть твоей машинкой. Давай дадим её ему на некоторое время, а потом он нам её вернет.» Можно предложить также обмен.

    9. «В саду так весело! Ты будешь там играть, петь, танцевать целый день»

    Не стоит искусственно увлекаться садом или формировать завышенные ожидания, ведь ребенок может заподозрить вас в неискренности. Лучше спокойно перечислите то, что ему точно там понравится.

    10. Любой негатив о воспитателях, помощниках воспитателей или садике.

    Не критикуйте персонал садика в присутствии ребенка, ведь он формирует впечатление из ваших слов: если вы негативно высказываетесь о воспитательнице, ребенок начнет считать, что она — плохая, и с ней опасно.

    Думаю, вы согласитесь, что посещение детского сада — важный этап в жизни ребенка. И, конечно, вашему малышу понадобится время для принятия изменений, произошедших с ним. Поэтому будьте терпеливы и внимательны, поддерживайте своего ребенка и помните, что адаптационный период — временное явление, и вы способны помочь ребенку его преодолеть.