Мы уже рассказывали вам об интересных школах Азии, образовательных учреждениях открытого пространства в Европе, а также школу приключений в США.
Предлагаем продолжить знакомство с альтернативными учебными заведениями мира, в которых реализуется оригинальный подход к обучению, дети имеют достаточно свободы, а получение образования приносит не только знания, но и удовольствие.
1. Инновационная школа THINK Global School (США)
Это учебное заведение было основано в 2010 году в Нью-Йорке, и на сегодняшний день оно объединяет детей более чем из 20 стран, которые говорят на многих языках и имеют разный опыт обучения в младшей школе.
Ученики «THINK Global» имеют возможность изучать мир, находясь в учебном учреждении. Дело в том, что создатели школы решили совместить путешествия и обучение: каждоый новый семестр ученики переезжает в другую страну. То есть за 3 года обучения дети могут побывать в 12 различных странах (учебный год делится на 4 семестра).
Во время каждого переезда происходит тотальное погружение в новый мир. Для того, чтобы процесс происходил легко и комфортно, к каждому ученику закреплен тьютор.
Кроме того, школа полностью обеспечена современными цифровыми технологиями: все дети получают iPhone, iPad или Macbook для фиксации впечатлений и осуществления учебного процесса.
А еще здесь есть собственное виртуальное пространство, в котором есть социальная сеть, рабочий стол, файлообменник и дневник.
Стоимость обучения в школе зависит от доходов семьи, активов и географического уровня жизни, и рассчитывается отдельно для каждого ученика. Заведение уверяет, что образование доступно каждому, независимо от финансового положения.
2. Школа взаимодействия с миром. Mountain Mahogany Community School (США)
Эта бесплатная общественная школа, расположенная в городе Альбукерке (штат Нью-Мексико), приняла своих первых учеников в 2005 году. Но попасть в нее не так уж просто — нужно выиграть в лотерею. С официального сайта школы загружается специальная форма заявки, которую необходимо заполнить и отправить по факсу или почтой. А потом ждать результатов розыгрыша.
Подход к процессу обучения в школе базируется на трех принципах:
- Удовольствие.
- Безопасность.
- Эмоциональное развитие.
Школьная программа составлена с учетом неврологических и психологических исследований, согласно с которыми условием хорошего образования является позитивная атмосфера и активная вовлеченность.
Конечно, в школе есть стандартные общеобразовательные предметы, но в первую очередь детей здесь учат взаимодействия с миром и способствуют выработке бытовых навыков, необходимых в обычной жизни: шитья, кулинарии, садоводства.
На территории заведения высажено много деревьев, о которых заботятся маленькие садоводы. К тому же, дети питаются органическими фруктами, которые вырастили сами.
3. Школа свободы. ALPHA Alternative School (Канада)
ALPHA — это оригинальная демократическая школа, основанная в 1972 г. в Торонто. Это старейшее альтернативное учебное заведение города.
Основой философии школы является признание того, что все дети — уникальные, развиваются по-разному и с разной скоростью.
Обучение здесь направлено на формирование таких ценностей:
- компетентности;
- инициативы;
- самоуважения;
- свободы выражения мнений;
- автономии;
- социальной ответственности и справедливости.
Задача учителей — не мешать в процессе их формирования. Здесь нет оценок, четкого расписания и домашних заданий. Ученики могут самостоятельно решить, как провести учебный день и какие занятия посетить.
К тому же, уроки ведут не только сертифицированные педагоги, но и дети, их родители и другие люди, которые регулярно посещают школу. К
В классы набирают учеников не по возрасту, а по интересам, а среди учебных предметов есть занятия по кулинарии и элементарной философии.
Конфликтные ситуации здесь решает специальный комитет из учеников и учителей, а на школьных собраниях дети вместе со взрослыми обсуждают изменения учебной программу и системы управления образовательным учреждением.
4. Школа музыкального восприятия мира. Choir Academy of Harlem (США)
Жители Нью-Йорка могут отдать своего ребенка в Хоровую академию Гарлема, где он не только будет изучать музыкальное искусство, но и получит базовое образование гуманитарного направления.
Миссия этой школы — содействие развитию талантов ребенка. Поэтому к основной школьной программы входят занятия по пению, танцам, игре на музыкальных инструментах.
Такая учебная среда погружает ребенка в мир культуры и творческой атмосферы.
На вступительном собеседовании у потенциального ученика проверяют наличие трех важных для академии качеств: чувство ритма; концентрацию внимания; умение ориентироваться во времени.
Но решающее значение имеет любовь к музыке. А еще здесь идут навстречу ученикам, у которых родители не имеют возможности приобрести музыкальные инструменты: академия предоставляет их детям во временное пользование, чтобы ничто не стало препятствием на пути к мечте.
5. Демократическая школа. Democratic School of Hadera (Израиль)
Учебное заведение было основано в 1987 году реформатором Я. Хектом, у которого были образовательные проблемы в израильской школе через дислексию и он был вынужден завершать обучение в альтернативной школе Великобритании.
Поэтому школа Хадеры является инклюзивной, здесь учатся дети с особыми потребностями или которые по определенным причинам были исключены из общеобразовательных школ.
В учебном учреждении считают, что обучение — это не подготовка к жизни, а, собственно, сама жизнь.
Поэтому модель школы — это демократическое государство в миниатюре. Здесь созданы парламент и различные комитеты, отвечающие за жизнь учебного заведения и в состав которых входят дети, педагоги и родители.
Занятия с учениками проводят в разных местах: не только в классе, но и в образовательных центрах, воркшопах и т.п. Но главным местом обучения есть двор школы: здесь можно устраивать собрания, заниматься как индивидуально, так и в группах.
Дети могут самостоятельно выбирать предметы и формировать график обучения. Кроме общеобразовательных предметов преподают еще и йогу, кулинарию, создание видео и тому подобное.
К тому же, ученики могут предложить новые предметы для изучения и даже проводят первыми собеседование с соискателями на должность.
Конечно, все рассмотренные школы являются уникальными, каждая имеет особый подход к учебному процессу. Но объединяет их общая цель — дать детям хорошее будущее, раскрыть их природные способности и поддержать в развитии. Надеемся, что реформа украинской школы заработает, и вскоре дети нашей страны смогут учиться в подобных заведениях.