Вот и приближается завершение первого учебного полугодия. Дети уже достаточно устали от школы, становятся раздражительными, теряют аппетит, у них ухудшается успеваемость и снижается иммунитет.
Причиной этого может быть неудачно подобранный режим дня или его отсутствие.
Почему распорядок дня настолько важен для ребенка? Как правильно организовать жизнь младшего школьника и почему нужно учитывать при этом сезонные изменения?
Давайте разбираться вместе.
Для чего нужно соблюдать режим дня?
Режим дня — четко установленый распорядок жизни ребенка в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Правильно организованный режим дня — необходимое условие нормального развития ребенка, укрепление его здоровья, поддержания высокого уровня физической и умственной активности.
Нарушение распорядка может привести к следующим последствиям:
1. Снижению работоспособности организма.
2. Уменьшению концентрации внимания.
3. Быстрой утомляемости, которая может проявляться как вялостью, так и повышенной возбудимостью, несдержанностью.
4. Раздражению и капризности ребенка.
А режим дня, который соответствует возрастным потребностям ребенка, имеет большое воспитательное значение, приучая ее к порядку и организованности.
К тому же, соблюдение режима влияет на развитие нервной системы, вырабатывая привычку к определенной деятельности, и предотвращает возникновение негативных эмоциональных состояний и переутомления.
Поскольку все процессы в организме носят ритмичный характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и взаимодействию всех органов и систем.
Как правильно организовать режим дня ребенка младшего школьного возраста?
Организация режима дня меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, семейных особенностей воспитания и сезонных изменений времен года.
Основными компонентами режима дня должны быть:
- сон;
- пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом);
- учебная деятельность в школе и дома;
- отдых по собственному выбору (свободное время);
- занятия в учреждениях дополнительного образования, кружках;
- прием пищи;
- личная гигиена.
В программе «Сніданок з 1+1» врач-педиатр Анна Гнилоскуренко рассказала, как организовать режим дня для школьника:
1. Следует найти баланс между обучением, отдыхом и физической деятельностью.
2. Дети начальных классов должны ложиться спать не позднее 21:30.
3. Между временем, когда ребенок проснулся и когда идет в школу, должно пройти не менее 40 минут.
4. Каждое утро школьник должен выпивать стакан воды, после этого делать зарядку.
5. Когда организм проснулся, обязательно стоит позавтракать, ведь пропущенный утренний прием пищи может стать причиной возникновения серьезных заболеваний.
6. 2-3 раза в неделю ребенок должен посещать спортивные кружки.
Эксперт утверждает, что соблюдение режима особо важно для первоклассников. Они страдают не только от большой нагрузки, но и через психическую усталость от коллектива.
Поєтому упорядоченность, чередование труда и отдыха способствует лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушение режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
Ориентировочный режим дня ребенка младшего школьного возраста:
1. Подъем — 7.00-7.10
Наиболее благоприятное время подъема младшего школьника — 7-7.30 утра (общая продолжительность ночного сна должна составлять 10-10,5 часов).
2. Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика — 7.10-7.30
Начинать день малышам стоит с утренней гимнастики. Она позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое настроение. После зарядки желательно принять душ. Затем одеться, убрать кровать и позавтракать.
3. Завтрак — 7.30-7.45
Для правильного развития организма, сохранения работоспособности детям необходимо соблюдать режим питания.
Ведь изменения интервалов между едой часто приводят к нарушению аппетита у детей.
4. Пребывание в школе (учебное время) — 8.30-13.00
Очень полезно перед началом занятий прогуляться в течение 20 — 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает производительность усвоения учебного материала.
Кроме того, ребенку стоит приходить за 10-15 мин до начала занятий, чтобы спокойно подготовиться к уроку. Это позволит сконцентрироваться на материале учебной деятельности.
5. Прогулка — 13.00-13.30
Целесообразно предусмотреть в режиме прогулки до обеда длительностью 30 мин-1,5 часа.
Пребывание на открытом воздухе — наиболее эффективный вид отдыха, который восстанавливает организм после занятий, повышает работоспособность ребенка до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий.
Во время прогулок кровь насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы. К тому же, пребывание на свежем воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и малоподвижности.
6. Обед 13.30-14.00
Для учеников начальной школы образовательных учреждений предполагается организация двухразового питания, что предусматривает наличие обеда и полдника (обязательно для групп продленного дня).
7. Сон для первоклассников и детей с ослабленным здоровьем — 14.00-15.00
Детям с ослабленным здоровьем, которые быстро устают, с повышенной возбудимостью нервной системы, необходим также дневной сон продолжительностью 1-1,5 часа.
Кроме того, специалисты рекомендуют дневной сон всем первоклассникам (в период острой адаптации к обучению его можно продлить до 2 ч).
8. Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45
Длительность пребывания на свежем воздухе для учеников младших классов должна составлять 3-3,5 ч.
К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что негативно сказывается на их здоровье и работоспособности.
9. Полдник — 15.45-16.00
10. Самостоятельные учебные занятия — 16.00-18.00
Самоподготовку ученикам рекомендуется начинать с заданий средней сложности, затем переходить к более сложному и тяжелому материалу, а завершать работу выполнением легких задач. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу. Соответственно сложные задачи будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивной деятельности.
Сначала лучше выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.
11. Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00
В режиме дня ученика предполагается время, которое он использует согласно своим желаниям, интересам, индивидуальным способностям.
12. Ужин 19.00-19.30
В первую половину дня стоит использовать продукты, богатые на животный белок. А на ужин — молочно-растительные продукты.
13. Помощь по дому 19.30-20.00
Определенное количество времени времени дети могут посвятить посильной помощи семье, выполняя определенную работу по дому. Младших школьников можно привлекать к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и животными и т.п.
14. Вечерняя прогулка — 20.00-20.30
В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе.
Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает усталость, появляющаяся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию.
15. Гигиенические процедуры, приготовления ко сну — 20.30-21.00
В режиме дня школьника достаточно времени отводится для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок.
16. Ночной сон — 21.00-21.30
Общая продолжительность ночного сна младшего школьника должна составлять 10-10,5 ч.
Конечно, это лишь ориентировочная схема: режим должен составляться индивидуально для каждого ребенка.
К тому же, важно вносить сезонные изменения в режим дня. В осеннее и зимнее время в связи с особенностями погоды несколько сокращается пребывание ребенка на свежем воздухе в течение дня (занятия по физкультуре проводятся в помещении, вечерние прогулки отменяются через короткий световой день и т.д.). Поэтому следует увеличить время обеденной прогулки после учебных занятий.
Как мы видим, режим дня чрезвычайно важен для нормального развития ребенка младшего школьного возраста. К тому же, это один из самых эффективных способов профилактики заболеваний и оздоровления детей.
Но родители следует помнить, что главным в распорядке дня есть разумное чередование умственных и физических нагрузок, труда и отдыха. А любая деятельность (как интеллектуальная, так и физическая) должна быть посильной для младшего школьника, не превышать пределов его работоспособности, а отдых — обеспечивать полное восстановление организма.