Потребность изменить школу может возникнуть по различным причинам: переезда, конфликта в классе или стремления повысить успеваемость ребенка.
Но почти всегда переход в другое учебное заведение сопровождается стрессом. Ведь придется изменять не только помещение, но и терять друзей, расставаться с учителями и налаживать отношения на новом месте.
Как смягчить переход в другую школу? Что свидетельствует о трудностях ребенка в новой среде и как помочь ей адаптироваться к новым условиям?
Предлагаем узнать в нашей в нашей статье.
Почему у ребенка возникает стресс во время изменения школы?
Около 75% школьников чувствуют дискомфорт при переходе в новое учебное заведение, и осознают его.
Остальные дети заверяют, что в них отсутствуют страхи или проблемы. Хотя они могут просто успокаивать родителей или же не желают открывать свои настоящие чувства.
Основными трудностями, которые возникают у детей в результате изменения школы, являются:
1. Потеря друзей и знакомых.
2. Страх неизвестного, боязнь нового коллектива/требований/учителей.
3. Попадание в ситуации оценивания, присматривания, как со стороны учителей, так и детей.
К тому же, переживания ребенка усиливаются, если одновременно с привычным коллективом изменяется окружающая обстановка. Например, изменение школы связано с переездом в новый город или в другую страну (или в школу с более насыщенной учебной программой).
Как долго ребенок привыкает к новым условиям?
Как правило, период адаптации занимает один-два месяца.
Но скорость ее течения зависит и от характера ребенка. Если он легко переносит изменения, любит знакомиться и идти на контакт, переход в новую школу будет для него приключением, и адаптация пройдет незаметно.
Если же ребенок склонен к тревожности, застенчивости, привыкнуть к новым условиям ему будет сложнее. В том случае, когда после 2,5-3 месяцев учебы в новой школе, ребенок все еще имеет трудности освоения в новом учебном заведении, стоит обратиться к специалисту.
Как родителям узнать, что ребенок адаптировался к новой среде?
В течение первых месяцев перехода в другую школу, стоит наблюдать за изменениями в поведении ребенка. Обратите внимание на его поступки, настроение и самочувствие.
Если ребенок освоился в новом коллективе, то он:
- с удовлетворением собирается в школу;
- общается с одноклассниками после уроков и в социальных сетях;
- приглашает в гости друзей, и они приходят, с некоторыми из них вы уже знакомы.
Признаками проблем с адаптацией могут быть:
- возвращение домой из школы в подавленном настроении, с красными глазами (от слез);
- нежелание ничего рассказывать об одноклассниках;
- ухудшение успеваемости;
- поиск причин не идти на занятич (даже при высокой учебной успеваемости);
- ухудшение аппетита и сна.
Непрямым признаком того, что ребенок никак не может освоиться в новом коллективе, является заострение хронических болезней. Особенно нужно родителям обращать внимание на появление таких недугов, как дерматит, астма — заболеваний, которые имеют психосоматическую природу. Так может внешне оказываться внутренний отказ ребенка идти к школе.
Что посоветовать родителям, которые решили изменить место учебы своего ребенка?
Чтобы переход в новое учебное заведение прошел легко и максимально комфортно для ребенка, психологи рекомендуют:
1. По возможности дождаться окончания учебного года или хотя бы каникул.
В это время в класс могут приходить другие новички, дети отвыкают от школы и учителя еще раз в начале четверти объясняют им правила поведения, рассказывают о новых предметах, спрашивают о том, как они отдохнули.
В этом случае приход в класс не будет выглядеть основным событием месяца, который позволит ребенку лучше адаптироваться в коллективе.
2. Быть спокойными, не показывать малышу вашего собственного волнения — ребенок все это чувствует и пугается еще больше.
Поговорите с ребенком, узнайте, что его тревожит. Расскажите, что с прежними одноклассниками можно будет встречаться в выходные или после школы. Кроме того, у ребенка появляется новые знакомые.
3. Перед тем, как отправить ребенка в новую школу, будет полезно пойти туда вместе на экскурсию.
Вы можете зайти в класс во время ГПД (группы продленного дня — прим.ред.), чтобы ребенок в неформальных условиях познакомился с одноклассниками, поиграл с ними (в игре намного проще подружиться).
4. Можно устроить своеобразную прощальную вечеринку для друзей ребенка, одноклассников, где они смогут попрощаться, получить яркие впечатления и позитивные эмоции. Кроме того, она станет своеобразным ритуалом перехода на новый этап в жизни ребенка.
5. Дать ребенку советы по поводу первых дней в школе.
Например, активному ученику с лидерскими качествами лучше в первые дни вести себя спокойнее. Не задирать одноклассников, не выкрикивать с места и не хвастаться своими достижениями на старом месте. Ведь в классе уже сложилась своя иерархия, и к ребенку могут отнестись враждебно.
Малышам, которым трудно общаться, лучше посоветовать несколько дней просто присматриваться к одноклассникам, чтобы потом попробовать наладить контакт из одним-двома из них.
Нужно научить ребенка спокойно отвечать на вопросы одноклассников, не прятаться и не пугаться. Обычно дети спрашивают, откуда переехал, что любит, кем работают родители и что у новенького есть интересного.
Стоит научить ребенка также ставить вопросы, которые помогут наладить коммуникацию.
6. Во время адаптационного периода не нужно предъявлять ребенку завышенных требований, а спокойно относиться к изменениям настроения, возможной замкнутости и резкости в общении.
7. Подготовить ребенка к тому, что в начале учителя могут спрашивать его достаточно часто, чтобы понять уровень знаний. Поэтому стоит помочь ребенку с выполнением домашних заданий и приготовлением необходимых принадлежностей для занятий, чтобы избежать лишнего волнения потом.
8. Прежде чем принять окончательное решение, можно проконсультироваться с психологом, который, учитывая, индивидуальные особенности ребенка, посоветует, как облегчить адаптацию в новых условиях, оценит возможные проблемы и поможет найти оптимальные способы их решения.
И важнейшее, что могут сделать родители в период адаптации, — помогать своему ребенку, поддерживать его и быть внимательными к его чувствам и опасениям.
Стоит отметить, что, когда школьник активно участвует в принятии решения относительно изменения учебного заведения, его привыкание пройдет быстрее.
Дети, которым пришлось покориться выбору родителей, адаптируются, как правило, более проблематично, потому перед переводом ребенка в другую школу желательно согласовать с ним свои действия и, за возможности, учесть его пожелания.
Как родители могут поддержать ребенка в период адаптации в новой школе?
- Посоветовать ребенку быть открытым и доброжелательным к другим детям.
- Интересоваться, что нового случилось в школе, делиться с ним новостями о прошедшем дне.
- Следить за режимом дня ребенка, обеспечивать достаточное количество сна и прогулок на свежем воздухе.
- Не забывать об общем отдыхе. Пытаться на выходных отложить все дела и спланировать поход в кино, аквапарк или на интересный мастер-класс (главное, чтобы всем было весело).
- Приглашать в гости друзей вашего ребенка из прошлой школы, это поможет ему почувствовать себя в привычной среде.
- Положить в ланч-бокс не одно, а несколько яблок, пусть малыш поделится с другими. Такой жест доброты поможет наладить контакт с одноклассниками.
- Если вы видите, что адаптация проходит не так легко, как бы вам хотелось, то поговорите с ребенком, объясните что не всегда все выходит с первого раза. Но ни в коем случае не игнорируйте плохого настроения малыша, думая, что все решиться само собой.
Как мы видим, переход в новый класс может оказаться для ребенка настоящим испытанием. Поэтому родителям нужно предложить ему в этот момент максимальную поддержку и чуткость.
И пусть школьные годы ваших малышей пройдут легко и успешно, а маленькие школьники всегда возвращаются из уроков счастливыми и улыбающимися.