В этом году отмечается 100-летие с момента основания первой вальдорфской школы. По случаю этой даты запланировано немало национальных и международных мероприятий — конференций, встреч, на которых специалисты поделятся опытом обучения и воспитания детей по принципам вальдорфской педагогики.

    На сегодняшний день, эта учебная концепция — одна из самых распространенных методик альтернативной образования. Многие родители, разочаровавшись в традиционной образовательной системе, отдают своих детей в вальдорфские учебные заведения. А при их отсутствии или переполненности — даже создают собственные.

    Какие основные идеи вальдорфской педагогики? Почему в такие садики принимают детей только с 3-летнего возраста, а школьники в вальдорфских школах самостоятельно создают учебники?

   Об этих и других особенностях вальдорфского образования предлагаем узнать из нашей статьи.

   Как возникла вальдорфская педагогика и каковы ее основные идеи?

   Теоретические и практические основы вальдорфской педагогики были разработаны австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером (1861-1925). Первая вальдорфская школа была основана им в 1919 году для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» в г.Штутгарте (Германия).

    Р. Штайнер воплотил в этой школе разработанное им философское учение — антропософию, согласно которому основная задача педагогов — привести ребенка к познанию мира, развить его скрытые способности и возможности.

Вальдорфская педагогика: особенности обучения и воспитания детей на learning.ua

    Кроме того, в основу концепции он заложил идею поступательного и целостного развития ребенка. Согласно ей, детство условно делится на три семилетние стадии, каждая из которых требует особого подхода от педагога:

    1 стадия (0-7 лет) — развитие ребенка через сопереживание, имитацию окружающего мира. На этом возрастном этапе важны игры, которые развивают воображение, а задача воспитателя — привить детям чувство того, что мир — хороший.

    2 стадия (7-14 лет) — ребенок учится через рассказ и занятия искусством, которые развивают сферу чувств. Здесь задача учителя — донести до учеников, что мир — прекрасен.

    3 стадия (14-21 год) — дети познают мир преимущественно через собственные суждения и критическое мышление. В старших классах вальдорфской школы ученики должны почувствовать, что мир — правдивый.

    Поэтому целью вальдорфских учебных заведений является не накопление знаний ребенком, а воспитание человека, ориентированного на окружающий мир, восприимчивого к новому, способного осуществлять осознанный выбор и брать на себя ответственность за него.

    Как организована работа детских садов, работающих по принципу вальдорфской педагогики?

    Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 малышей разного возраста. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку.

     Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Большое внимание уделяется «свободной игре» — игровой деятельности дошкольника по собственному желанию. Каждый день на такую ​​"свободную игру" отводится 1,5-2 утренних часа. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

    В таких садах детям предлагаются простые игрушки из природных материалов (деревянные поленья, шишки, жёлуди, каштаны и т.д.). Для театральной постановки используются куклы, гномы, сказочные персонажи, но дошкольники конструируют их вместе с воспитателем и родителями. Желательно, чтобы все игрушки только намекали на свою возможную функцию и позволяли использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой ткани может стать озером, звездным небом, крышей в магазине или стенами пещеры.

    Вальдорфская педагогика считает подражание и пример основными факторами развития дошкольника. По убеждению Р. Штайнера, ребенок в течение первых семи лет жизни благодаря имитации может усвоить все необходимое для ориентации в окружающей среде, если видит в нем соответствующие примеры. Поэтому рисование, лепка из воска (пластилин применяется!) и занятия другими видами искусств (пение, танцы, ритмика, театрализованные представления и т.д.) происходит по принципу подражания в форме игры.

    Но эта деятельность никогда не является самоцелью, она вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки — для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств также создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника или печенье на Рождество. При этом нужно подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности.

Вальдорфская педагогика: особенности обучения и воспитания детей на learning.ua

    Р. Штайнер учил осторожно относиться в этот возрастной период до психофизического ресурса ребенка и запрещал до наступления семи лет навязанную интеллектуальнау нагрузку — математику, чтение, письмо. Сторонники вальдорфской педагогики считают, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практичное.

    Непременным условием гармоничного развития, по мнению вальдорфских педагогов, является организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно. В детском саду воспитатели работают с такими основными ритмами, как ритм дня (сочетание игр и занятий в течение дня), ритм недели (проведение различных занятий в течение недели), ритм года (проведение праздников в каждое время года). Дети привыкают к такому режиму и знают заранее, что их сегодня ждет в группе.

    Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения, это не означает, что дошкольник в вальдорфском детском саду «ничего не изучает». Напротив, взаимодействуя с воспитателями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, — ребенок постоянно учится и развивается. Но при этом процесс обучения не отнимает у него детство.

    Как получают образование ученики в вальдорфских школах?

    Обучение для жизни, а не для оценок — одна из ключевых идей такой школы. Школьники здесь учатся через собственные переживания и личный опыт.

    Характерными особенностями вальдорфских школ являются:

    1.Принятие детей в учебное заведение с 7-летнего возраста. При этом образовательный процесс продолжается в течение 11-12 лет.

    2. Изучение предметов «учебными эпохами», каждая из которых длится от 1-2-х до 3-4-х недель. Общеобразовательные предметы (история, биология, география, а также (частично) математика, язык и литература) изучаются концентрированно (в виде определенных циклов) и интенсивно (ежедневно в рамках сдвоенного урока). Это позволяет глубоко погрузиться в учебное содержание и усиливает концентрацию учеников.

    Одновременно с этим материал, требующий постоянной тренировки, — правописание, навыки счета и решения примеров, иностранные языки, предметы художественно-прикладной сферы и искусства, физкультуры — преподается на еженедельных уроках в течение всего года.

    3. Преподавание многих предметов (с 1 по 8 класс) одним педагогом (классным учителем). За это время он должен стать для своего класса авторитетным наставником и образцом для подражания.

    4. Расписание дня в вальдорфской школе ритмично повторяется и состоит из трех частей:

    5. Особый акцент — на изучении художественных предметов (музыка, вокал, живопись).

    6. Отсутствие учебников, по которым работают в обычных школах. Зато все дети имеют рабочую тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами создают себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. При этом учебная программа, так же, как и в традиционной школе, является утвержденной Министерством образования и после 9 или 11 класса ученики получают признанный государством аттестат.

    7. Отсутствие элементов соревнования в учебном процессе. В средней школе не ставят оценок, отсутствуют контрольные работы. В конце каждого учебного года классный руководитель составляет подробные отчеты-характеристику на каждого ученика.

   8. Рекомендация школьникам до 10 лет не пользоваться компьютерами и различными гаджетами. Педагоги придают большое значение тому, чтобы дети, прежде чем познакомиться с виртуальным миром, освоились в природном мире и развили свои социальные и творческие способности

    9. Привлечение родителей к организации учебного процесса (часто они являются и учредителями школы). На совместных учительско-родительских объединениях решаются различные насущные вопросы, обсуждаются детали проведения совместных праздников и тому подобное. Кроме того, один раз в неделю они приходят в школу, чтобы вместе с детьми заниматься эвритмией, изготовлением или живописью.

Вальдорфская педагогика: особенности обучения и воспитания детей на learning.ua

    Каковы требования к педагогу?

    Особенности вальдорфских учебных заведений обусловливают высокие требования к профессиональным умениям и личностным качествам педагога. Р. Штайнер считал: «Суть воспитания заключается в воспитании самого воспитателя». Он ежедневно должен обращаться к основам педагогики и психологии, чтобы развиваться как профессионал и личность.

    Вообще, вальдорфским педагогом можно стать только после получения соответствующего образования. В Украине — это, кроме полученной педагогической специальности, посещение в течение 3 лет занятий Всеукраинского вальдорфского педагогического семинара.

    Вальдорфский педагог — это человек широко образованный, который имеет всесторонние интересы. К тому же, он должен быть хорошо подготовленным эстетически (уметь рисовать, играть на музыкальных инструментах, ритмично двигаться).

    Как оценивают работу вальдорфских учебных заведений родители?

    Большинство родителей, которые водят своих детей в такие заведения, довольны собственным выбором: ребенок всесторонне развивается и с удовольствием учится. К тому же, выпускники вальдорфских школ успешно завершают обучение и поступают в желаемые вузы.

    Однако, по словам Татьяны Вахненко, соорганизатора курсов «Школа профессиональных родителей», на некоторых учеников, которые учатся в вальдорфских школах, ожидает стресс от встречи с реальностью. Ведь «ребенок как бы находится в аквариумных условиях», которые не соответствуют реальному миру.

    Но киевлянин Тарас Шамайда, сын которого учился в вальдорфской школе, в интервью «ВВС Украина» отрицает: «Эта система образования в первую очередь воспитывает в людях человечность и учит быть открытыми к другим людям. Поэтому в социуме такие дети как раз будут гораздо лучше адаптированы».

    Действительно, вальдорфские школы стремятся развивать в равной степени интеллектуальные, творческие, художественные, практические и социальные способности детей и подростков.

    Поэтому, на сегодняшний день, учебные заведения, использующие в своей работе идеи Рудольфа Штайнера, распространены на всех континентах.

    В Украине идеи этой альтернативной педагогики внедряются с конца 80-х годов. Хотя на данный момент вальдорфских учебных заведений в нашей стране насчитывается всего около 20 (из них — 4 школы (в Днепропетровске, Кривом Роге, Киеве и Одессе). Но в последние годы постепенно начинают появляться отдельные вальдорфские классы и группы в традиционных учебных заведениях .