Образование в Литве, Латвии и Эстонии отличается высоким качеством, высшие учебные заведения являются одними из лучших в Европе, а дипломы университетов этих постсоветских стран признаются во всем мире.
Как же организован учебный процесс в прибалтийских государствах? Предлагаем узнать в нашей статье. Какие особенности образовательной системы в Литве? Образование в Литве строится на трех основных уровнях:
1.Начальное образование.
Оно предусматривает посещение ребенком детского сада с 3-летнего возраста. дошкольное образование является обязательным для всех детей и длится 4 года. В основном оно рассчитано на развитие моторики, навыков общения и логического мышления. Занятия проходят в виде развивающих игр, которые лучше помогают ребенку усвоить материал и получить необходимые навыки.
Оценок за результаты детей в детсадах Литвы не ставят, но проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются успехи детей. По окончании дошкольного обучения дети проходят тестирование, по результатам которого идут в первый класс.
Сейчас в Литве существует система финансирования образования через ваучеры, когда деньги, выделенные государством на обучение ребенка, поступают непосредственно в выбранное ею заведение (как государственное, так и частное). Благодаря этому в стране существенно возросло количество частных детсадов, работающих по различным образовательным методикам.
2. Среднее образование, получение которого начинается с 6-7 лет.
Провести в школе литовцам нужно 10 лет, после чего перед учеником стоит выбор — поступить в колледж или продолжить обучение еще 2 года.
Программы обучения незначительно отличаются в частных и государственных учебных заведениях. Максимальную нагрузку получают ученики закрытых школ и гимназий, где дети еще в школе касаются научных дисциплин, участвуют в практических исследованиях.
Сдав экзамены по литовскому языку и трем предметам на выбор, школьники получают аттестат о среднем образовании, который открывает перед ними двери университетов.
Стоит заметить, что среднее образование в Литве является бесплатным, а ученики играют важную роль в жизни школы — они влияют на принятие важных решений и имеют собственный парламент. В частности, школьники вместе с родителями и учителями участвуют в выборах директора школы.
А еще в Литве существуют профессиональные школы, где могут учиться дети с 14 лет. Но профессиональное образование большой популярностью не пользуется среди литовской молодежи, поскольку передает чрезвычайно узкие знания, которых в современных условиях не хватает для адаптации на рынке труда. Многие молодые люди хотело бы получить более основательное образование, необходимое для работы в частном секторе или для открытия собственного дела.
3. Высшее образование предусматривает возможность получения степени бакалавра (3-4 года), магистра (1-2 года) и доктора наук (3-4 года) в таких учебных заведениях:
- университеты;
- академии;
- семинарии;
- коллегии.
Как учатся дети в Латвии?
Образовательная система Латвии состоит из следующих уровней:
1.Дошкольное.
2. Среднее (9 обязательных и 3 не обязательно года).
3. Академическое или профессиональное высшее.
Дошкольное образование в Латвии обязательно. Дети должны вступать в садики в возрасте 5-6 лет, однако, определенные заведения предлагают программы и для младших детей. Особенностью латвийского дошкольного образования является обязательная запись ребенка в детский сад через большую очередь желающих. Поэтому мамы в Латвии спешат подать заявку в дошкольное учреждение сразу после рождения малыша. Образование в государственных и муниципальных садиках — бесплатное, в частных — около 350 евро в месяц (но без очередей и заявок).
Базовое школьное образование (Sākumskola) является обязательным для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Это 1-9 классы. Дети, достигнув семилетнего возраста, записываются в школу по выбору родителей. Однако, они имеют право начинать обучение на один год позже или раньше в зависимости от состояния здоровья и психологической готовности, пожеланий родителей и советов семейного врача. Государственная школа в Латвии позволяет получать образование бесплатно. В частных стоимость одного года обучения составляет примерно 1000-1200 евро в год.
Количество учеников в классе: минимум — 8; максимум — 30. Школьники имеют право выбирать учебные программы, которые предлагают школы. Содержание любой программы среднего образования предусматривает 8 обязательных предметов (латышский язык и литература, математика, два иностранных языка, история, физкультура, информационно-коммуникационные технологии, основы экономики) и 3 на выбор. Учителя имеют право выбора учебников и методики преподавания предметов, утвержденных Министерством образования и науки.
Продолжительность урока — от 40 до 45 минут (по усмотрению директора школы). Уровень знаний, умений и навыков учащихся в 5-9 классах оценивается с помощью 10-балльной шкалы.
После окончания 9 класса ученик может вступить в колледж или гимназию.
Программа обучения в таких учреждениях может быть:
1) Общей, которая готовит учеников к продолжению обучения, давая максимальный багаж знаний по трем направлениям:
- общеобразовательной;
- гуманитарно-социальной;
- математико-биологической.
2) Профессиональной, направленной на получение конкретных профессиональных навыков в искусстве, бизнесе или, скажем, медицине.
Высшее образование, как и полное среднее, осуществляется по двум программам:
- Академической (по которой готовят научных сотрудников, которые будут заниматься разработками и исследованиями). Такое образование можно получить только в высшей школе.
- Профессиональной (направленной на получение конкретных навыков). В отличие от академической, профессиональная программа преподается как в высших школах, так и колледжах.
Как организован учебный процесс в Эстонии?
Система образования эстонцев не делится на начальную и среднюю, но при этом состоит как из государственных учебных заведений, так и из частных школ, обучение в которых строится на единых правилах.
Дошкольное образование в Эстонии получают почти в каждой семье, даже несмотря на то, что большая часть детских садов — платные и частные. По местным законам государство оплачивает около 50% от стоимости содержания ребенка в таком учреждении. Действует четкое правило: родители не должны тратить сумму, превышающую 20% от своей зарплаты на дошкольное образование. Основное внимание в дошкольных учреждениях направлено на формирование социальных, учебных и игровых навыков у детей. Кроме того, в садах готовят к занятиям в школе. Как правило, весь учебно-воспитательный процесс ведется на эстонском языке.
По достижению семилетнего возраста, ребенка зачисляют в школу и он переходит на новый этап, начиная получение среднего образования. Обычно дети ходят в школу своего муниципалитета (местного самоуправления -наименьшей административной единицы Эстонии — прим.ред).Государство предоставляет место за партой в заведении, расположенном как можно ближе к дому будущего школьника. Если же ученик решает пойти в школу за пределами своего муниципалитета, тот должен перечислять деньги за его обучение. То есть в Эстонии реализуется тот принцип финансирования учебных заведений, когда «деньги ходят за ребенком» — в школу поступают деньги из государственного финансирования на обучение этого ребенка (субвенция), а также средства от муниципалитета, с которого ребенок ушел. Минимальная заработная плата учителя в Эстонии — 958 евро в месяц при нагрузке 35 часов в неделю.
Учебный процесс делится на четыре стадии:
- с 1 по 3 класс;
- с 4 по 6 класс;
- с 7 по 9 класс;
- с 10 по 12 класс (гимназическое образование).
Переход из класса в класс происходит только после усвоения учеником нужной информации. В случае низкой успеваемости школьника могут обязать пройти дополнительное обучение в период летних каникул.
Закончив девять классов, ученик получает сертификат отличника или вкладыш с оценками (они, в свою очередь, выставляются по англосаксонской системе: от 1 до 5 баллов). Ученик имеет право продолжить обучение в общеобразовательной школе, увеличив срок своего пребывания в ней до двенадцати лет, или же вступить в любое учреждение среднего специального образования.
Останавливаясь на первом варианте, школьник приступает к академическому или профессиональному образованию (именно на эти степени делится гимназическое обучение). Выбор между ними осуществляется непосредственно из последующих целей ученика: он или планирует продолжить обучение в университете (тогда выбирает академическое), или намеревается получить возможность трудоустройства (в таком случае выбирает профессиональное, например, медицинское образование).
Поступление абитуриентов в высшие учебные заведения осуществляется на основе итоговых экзаменов, проведенных школами. Именно по результатам оценок, выставленных в вкладышах и сертификатах, проходит конкурс на места. Все вузы делятся на два типа: прикладные учебные заведения и университеты. Отличие у них только одно — в прикладных заведениях есть всего одно конкретное направление обучения, в то время как университеты предлагают получение степени не только бакалавра, но и магистра или доктора наук по различным специальностям. В среднем на бакалавра в Эстонии учатся не более трех лет, получить степень магистра можно за 2 года.
Конечно, для достижения высокого уровня образования в странах Прибалтики проводится немало реформ, среди которых и изменения в финансировании учебных заведений и формирование нового поколения учителей, которые могли бы создать учебную среду, где обращается внимание на развитие потенциала каждого ребенка. Надеемся, что реформирование учебного процесса в нашей стране также приведет к повышению качества украинского образования и конкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке труда.