Обычно взрослые узнают о воображаемых друзьях ребенка случайно, когда он начинает разговаривать с кем-то в пустой комнате, берет лишнее печенье и сам его не кушает или случайно проговаривается о своем воображаемом приятеле. Хотя порой малыши могут и сами охотно рассказывать о своих невидимых друзьях, придумывать новые описательные и сюжетные детали.

    Обычно такое поведение ребенка беспокоит родителей. Однако действительно ли вымышленный друг — отрицательное явление?

    Какие черты свойственны воображаемым друзьям? Почему они появляются в жизни ребенка? И как следует вести себя родителям, когда ребенок имеет такого друга?

    Предлагаем найти ответы вместе.

    Воображаемый друг — кто это?

    Воображаемый друг — это вымышленный ребенком персонаж, существующий в реальном мире на протяжении определенного временного промежутка и является значимым для него. Воображаемым другом может быть выдуманный ребенок или взрослый (чаще всего того же пола, что и ребенок), а также животное или несуществующее существо.

    Обычно малыш заботиться о своем невидимом приятеле, играет с ним, а иногда даже ссорится. Дети наделяют воображаемого друга чертами людей из своего окружения и персонажей из мультфильмов, кинофильмов, сказок, и больше всего — собственными характеристиками.

    Иногда ребенок может иметь сразу нескольких воображаемых друзей, порой дружба с одним воображаемым другом может переходить в приятельские отношения с другим.

    Почему малыш придумывает себе друзей?

    Причины появления воображаемых друзей могут быть различными, они зависят от особенностей ребенка и его психического развития.

    Психотерапевт Валерий Патонич выделяет 5 основных причин появления воображаемого друга:

    1.Возрастной этап развития мышления.

    У детей (обычно с 3 лет) усложняется символическое мышление, благодаря которому они могут использовать во время игры игрушки и их элементы не по назначению (использовать ложку как самолетик, LEGO-деталь как телефонную трубку), воображать себя каким-то персонажем или взрослым. Поэтому появление в этот период мнимого приятеля (до 8 лет) свидетельствует о гармоничном развитии ребенка и богатом воображении.

    2. Потребность коммуникации.

    Появление воображаемого друга — это способ научиться взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми. Если ребенок не может выразить свои чувства, эмоции в общении с родителями, он проецирует их на своего вымышленного приятеля. Иногда появление вымышленного друга обусловлено нехваткой общения со сверстниками (в основном в младшем школьном возрасте).

     3. Скука, недостаток впечатлений.

    Например, когда ребенок один в семье и ему скучно, он может нафантазировать себе того, с кем можно поиграть. Кроме того, воображаемый друг может появиться тогда, когда родители уделяют ребенку мало времени, нет совместных игр, поездок, не хватает впечатлений.

    4. Желание переложить вину с себя на другого.

    Ребенок может бояться наказания за проступок: разбитую вазу, загрязненную куртку, сломанную игрушку.

    5. Ощущение незащищенности.

    Например, кто-то обидел малыша, а он боится об этом рассказать маме или папе. Поскольку чувствует, что не получит поддержку, родители не отреагируют должным образом на обидчика.

Воображаемый друг: нужно ли беспокоиться на learning.ua

    В каком возрасте появляется воображаемый друг?

    Невидимый друг может возникнуть и в воображении двухлетнего малыша, но обычно это происходит в старшем возрасте, когда ребенок уже имеет большой опыт наблюдения за взаимоотношениями взрослых.

    Психологи отмечают, что воображаемые друзья появляются у ребенка чаще всего на третьем-четвертом году жизни. На это влияют различные факторы, в частности развитие символического мышления и символической игры.

    Продолжительность такой дружбы иногда составляет два-три года. Иногда ребенок настолько привязывается к своим воображаемым друзьям, что может контактировать с ними даже во время обучения в начальной школе.

    Но обычно в шести-семилетнем возрасте новые возрастные навыки и условия жизнедеятельности (посещение дополнительных занятий и кружков, начало обучения и т.д.) позволяют ребенку больше практиковать взаимодействие с другими. То есть старший дошкольник начинает чувствовать себя комфортно во время коммуникации уже без такого раннего способа общения, как разговоры с воображаемыми друзьями. Поэтому последние постепенно исчезают.

    Дети могут объяснять себе и окружающим исчезновение воображаемых друзей по-разному — бегство, отъезд, гибель и т.п. Чем более детально малыш описывает обстоятельства исчезновения вымышленного приятеля, тем активнее работает его воображение.

    Психолог Дарья Грошева отмечает, что иногда воображаемый друг может появиться и у подростка — в основном после какого-то травматического события (смерти близкого человека, переезда, развода родителей). Некоторое время этот воображаемый друг может сопровождать ребенка и владеть каким-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Психолог призывает родителей в такой ситуации не бить сразу тревогу, а обратиться к специалисту, чтобы выяснить, в чем нуждается ребенок.

    Какую роль играет воображаемый друг в развитии ребенка?

    Существование воображаемого друга — нормальный (хотя и необязательный) элемент психического развития ребенка.

    Психолог из университета Орегона и автор книги «Воображаемые друзья и дети, которые их создают» Марджери Тейлор утверждает, что дети, у которых был или есть воображаемый друг, более социализированы и менее застенчивы. А некоторые исследования показывают, что у детей, которые имеют воображаемых друзей больше развито социальное понимание и они более успешно применяют различные навыки в реальной жизни.

    Психолог Марина Романюк в своей статье в журнале «Практический психолог» объясняет:

    Кроме того, благодаря общению с воображаемым другом растет уровень коммуникативных способностей ребенка: он учится слушать собеседника и отвечать на его вопросы. А сочинения событий из жизни воображаемого друга и детализация его внешности, привычек, вкусов и других особенностей тренирует память ребенка.

    Специалисты считают, что для ребенка такой опыт — важный и полезный, поскольку позволяет воплощаться в роль друга, что потом он сможет испробовать во время реального взаимодействия.

    Для застенчивого ребенка общение с воображаемым другом — безопасная форма реагирования на неудачи или страхи, связанные с взаимоотношениями в реальной жизни. А еще имеющему воображаемого друга, легче адаптироваться к изменениям, связанным, например, с посещением детского сада, первой самостоятельной поездкой в летний лагерь и т.п.

Воображаемый друг: нужно ли беспокоиться на learning.ua

    Как нужно относиться к воображаемым друзьям малыша?

    Специалисты рекомендуют родителям:

    1. Не запрещать общаться с воображаемым другом.

    Запрет может негативно повлиять на взаимоотношения с ребенком: он может стать осмотрительнее и начать «скрывать» своего вымышленного приятеля.

    2. Не высмеивать фантазии ребенка и не наказывать его.

    Такие «воспитательные методы» могут только нанести непоправимый вред психике ребенка.

    3. Принять ситуацию с воображаемым другом.

    Попробуйте воспользоваться этой ситуацией как возможностью наладить контакт с ребенком, лучше понять его.

    4. Пытаться понять фантазии ребенка.

    Спросите ребенка о том, что любит, а чего не любит его воображаемый друг, чего он боится, что он чувствует, о чем мечтает. Ответы ребенка на такие вопросы позволят вам увидеть окружающий мир сквозь призму восприятия ребенка, а также понять его поступки, реакции, настроения.

    5. Выяснить, в какие моменты появляется воображаемый друг.

    Эта информация позволит родителям лучше понять индивидуальность своего ребенка. Возможно, воображаемый друг появляется тогда, когда он скучает или чем-то расстроен.

    6. Воспитывать нравственность

    Если ребенок постоянно перекладывает ответственность за свое поведение на воображаемого друга, нужно выяснить, почему он это делает и учить его отвечать за свои поступки.

    7. Помочь попрощаться с вымышленным персонажем.

    Это стоит сделать тогда, когда пяти-семилетний ребенок слишком привязан к вымышленному другу (который существует в его воображении более двух лет) и когда он не имеет друзей среди сверстников.

    Чтобы помочь ребенку безболезненно расстаться с воображаемым другом, психолог Марина Романюк рекомендует родителям:

    Если же дружба с вымышленным персонажем слишком длительная или у ребенка сопровождают тревожные проявления, стоит обратиться к практическому психологу.

    Когда фантазирование может быть симптомом?

    Педагоги и родители должны уметь отличать наличие у ребенка воображаемых друзей в пределах, адекватных ее возрастному периоду развития, от, например, галлюцинаций, которые могут быть признаком шизофрении.

     Психолог Марина Романюк отмечает, что родителей должны насторожить такие особенности детского поведения:

    Если ребенок проявляет подобные симптомы, родителям стоит обратиться к клиническому психологу и при необходимости пройти медицинское диагностирование, чтобы выявить причину такого поведения ребенка.

    Если же такие симптомы отсутствуют, родителям не стоит беспокоиться из-за появления у ребенка вымышленного друга.

    Детский психолог Александр Покрышкин отмечает:

    Поэтому, как мы видим, наличие воображаемого друга — не приговор и не повод для паники, а лишь еще одна возможность лучше познать внутренний мир ребенка, обратить внимание на его особенности.