Как известно, на характер и будущую судьбу ребенка влияет не только генетика. Важную роль в формировании личности играет «позиция» ребенка в семье, то есть наличие или отсутствие братьев и сестер и порядок их появления на свет.
Как влияет порядок рождения на формирование личностных черт ребенка? Может ли измениться характер старшего ребенка с появлением братика или сестрички и с какими трудностями сталкиваются единственные дети в семье? Предлагаем узнать в нашей статье.
Что такое «порядок рождения»?
Порядок рождения — это фактор, определяющий модели поведения детей в зависимости от их возрастного соотношения с братьями и сестрами. Первым выделил «порядковые позиции» последователь З. Фрейда Альфред Адлер. К ним он относил следующие:
- единственный ребенок;
- старший в семье;
- средний ребенок;
- младший из двух детей;
- младший из трех и большего числа детей.
Согласно А. Адлеру, каждая позиция обуславливает различия людей в характерах, отношении к самому себе, другим людям и миру.
При этом следует понимать, что здесь не может быть категоричности, вроде «Первенец всегда...» или «Младшим детям свойственно...». Порядок рождения важно рассматривать в контексте конкретной семейной ситуации и природных задатков ребенка. Он определяет лишь предрасположенность ребенка к определенной модели поведения, а не вызывает его.
В какую ситуацию развития попадают первенцы?
Согласно А. Адлеру, положение первенца является особенным, пока он — единственный ребенок, «центр Вселенной» в своей семье. Получая безграничную любовь и заботу от родителей, он наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием.
Появление же второго ребенка кардинально меняет ситуацию, вызывая шок и удивление у первенца. Психологи называют этот момент «свержение с трона». И, если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то влияние стресса многократно усиливается. Ведь все чувства ребенка в этот момент сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над ними. Кроме возраста, ситуация осложняется, если второй ребенок — того же пола, что и первенец.
Если говорить о личностных качествах, то исследователи утверждают, что старшие дети обычно:
- ответственные (причем чувство ответственности может быть завышенным, что в некоторых случаях приводит к чрезмерной тревожности);
- склонны соблюдать правила;
- лучше учатся (их тесты IQ почти всегда выше среднего, что обусловлено не только высоким интеллектом, но и амбициями, стремлением быть первыми, сильной мотивацией к достижению успеха).
Обычно именно на первом ребенке родители испытывают разные, часто противоречащие друг другу, воспитательные мероприятия, что может приводить к эмоциональной нестабильности первенца.
Кроме того, первенцы обычно склонны к перфекционизму, корни которого лежат в ощущении пренебрежения и потери родительской любви после появления на свет младшего ребенка. «Я стану лучшим, чтобы вернуть любовь родителей», — принимает неосознанное решение первый ребенок. Так формируется механизм «зарабатывания любви», который действует впоследствии в отношениях с партнерами. Причем, возраст ребенка практически не значим.
Чтобы облегчить ребенку переход к роли старшего, психологи рекомендуют:
- создать ребенку личное пространство (хотя бы отдельный уголок, полочку в шкафу или коробку для «секретов»);
- обеспечивать тактильный контакт (обнимать, прижимать малыша);
- отказаться от нотаций на тему «ну, ты же старший». Ребенок ведь не выбирает себе роль старшего, а следовательно, любые претензии к нему бессмысленные и даже жестокие;
- позволить высказывать и открыто проговаривать свои чувства. Запрет на выражение негативных эмоций (недовольства, злости, разочарования) не приводит ни к чему хорошему, и впоследствии даст о себе знать поведенческими или психосоматическими проявлениями.
Поэтому, когда в семье появляется второй малыш, родителям не стоит забывать, что первенец тоже остается ребенком, которому нужна доля индивидуального родительского внимания и снисхождения.
Как формируется личность младшего из двух детей?
Второму ребенку неизвестна та ситуация «всеобщего поклонения», о которой тоскует его старший брат или сестра, — с первых месяцев жизни она открывает для себя мир, в котором взрослые делят свое внимание, любовь и заботу между ним и старшим ребенком.
Согласно А.Адлеру, второму ребенку с самого начала задает темп старший брат или сестра. Благодаря этому они могут развиваться быстрее, чем старший ребенок.
Кроме того, младшим часто присуща амбициозность, ведь они ставят перед собой задачу не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру.
Обычно, младшие дети являются полной противоположностью старшим. Меньшему трудно догнать первенца, который уже имеет успехи в академическом обучении, и он стремится реализоваться в других сферах (спорте или искусстве).
В большинстве случаев родители склонны возлагать на вторых детей меньше обязанностей. А ответственность за свои поступки младшие часто перекладывают на старших. К тому же, они склонны добиваться своего хитростями и манипуляциями.
Младшие из двух детей часто является более ориентированными на себя, чем на других, и не особо стремятся соответствовать ожиданиям окружающих. Они более общительны, беззаботные и эмоционально стабильны.
В какой ситуации развития оказывается средний ребенок?
Сейчас позиция среднего ребенка является наименее исследованной. Второй, но не последний, ребенок в семье является одновременно и старшим, и младшим, а потому может проявлять черты как того, так и другого. Чтобы быть замеченным и получить свое место в семье, они способны играть роль как «большого», так и «маленького» — в зависимости от обстоятельств. Адлер считал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность неудач.
Подводный камень в воспитании среднего ребенка состоит в том, что основное внимание обычно уделяется старшему (ведь он первым становится школьником) и младшему (как наиболее беспомощному). Средний же ребенок (если это не единственная девочка или мальчик в триаде) может чувствовать, что она «никакой», и — в зависимости от базового психотипа — или страдать от чувства мнимой «неполноценности», или привлекать к себе внимание «плохим» поведением, навязчивыми привычками.
В отличие от первенцев, погруженных во внутренние переживания, средние дети чаще ориентированы на социум и открыты миру. Исследователи считают, что они умеют прекрасно договариваться с другими, поскольку часто играют в семье роль посредников, связных между братьями и сестрами.
Психологи рекомендуют родителям среднего ребенка, учить его оценивать себя по сравнению с самим собой в прошлом (раньше не умел, но теперь научился), а не сравнивать ее с братом или сестрой. Кроме того, средние дети нуждаются в укреплении личных границ и личного пространства.
Какие черты характера могут сформироваться у самых маленьких детей (в семьях с тремя и более детей)?
Ключевым моментом к пониманию индивидуальности младшего ребенка является то, что она попадает в сложившуюся систему, когда родители уже имеют большой опыт в воспитании детей и не беспокоятся по поводу незначительных проблем. Как следствие, третий ребенок часто вырастает более спокойным и жизнерадостным. Даже из двух детей в семье младший ребенок обычно более улыбчивый и эмоционально стабильный.
Согласно Адлеру, положение последнего ребенка уникально тем, что он никогда не чувствует шока «лишения трона» и, будучи «любимцем» семьи, часто окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, и старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи — отсюда возникает отсутствие чувства независимости. В-третьих, младший ребенок растет в среде, где «большие» старшие дети обладают привилегиями и устанавливают «правила игры». На этой почве у младшего могут развиться чувство неполноценности и высокая мотивация превзойти старших. Именно поэтому Адлер говорил о младшем ребенке как о возможном будущем революционере.
Повзрослев, младший ребенок, как правило, умеет принимать чужое покровительство, помощь и поддержку. Жизнь «самых маленьких» сосредоточена на людях и отношениях с людьми, — они хорошо чувствуют все тонкости общения и умеют нравиться людям.
Обычно на младших в семье полагается меньше обязанностей. И к их достижениям родители относятся менее требовательно, поэтому наряду с ощущением «мне все сойдет с рук», у самых маленьких детей может наблюдаться отсутствие внутренней дисциплины и ощущение вседозволенности.
Чтобы помочь младшему ребенку справиться с трудностями и не остаться «младшеньким» и во взрослой жизни, психологи советуют родителям проводить с ним больше времени с раннего возраста, играть, читать ему, научить его самостоятельно выполнять необходимые в быту действия (при этом следить, чтобы другие члены семьи не бросались делать все за него). Также следует мотивировать ребенка принимать самостоятельные решения в соответствии с его возрастом (например, выбирать, что надеть на прогулку), давать простые домашние обязанности (накрывать на стол и т.п.).
Очень важно объяснить младшему ребенку, почему он не в состоянии делать то, что делают старшие дети. Например, можно объяснить так: «Твои брат и сестра тоже не могли кататься на двухколесном велосипеде в твоем возрасте. Когда ты немного подрастешь, тебе это будет по силам». Такие факты неочевидны для маленького ребенка, но они успокаивают его, повышая самооценку.
Как формируется личность единственного ребенка в семье?
А. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что ему не приходится конкурировать с братьями и сестрами. Подобно первенцам, единственные дети в семье получают много внимания со стороны родителей. Но, в отличие от них, это внимание не переходит затем на младших детей. Однако, находясь слишком долго под опекой матери, такие дети ожидают такой же защиты и заботы от других. Соответственно, у них может сформироваться зависимость и эгоцентризм.
Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. И обычно единственные дети более искусны в отношениях со взрослыми, способны быстро — гораздо быстрее, чем со сверстниками — находить с ними общий язык.
Единственный ребенок часто лишен необходимой для развития свободы: при малейших трудностях сразу появляются взрослые со стремлением помочь. Но, тщательно оберегая малыша от волнений и переживаний малыша, родители учат его беспомощности и неуверенности в себе.
В то же время, при правильном подходе, единственный ребенок может получить большие преимущества — если родители относятся к нему по возрасту, вовремя отпуская от себя, позволяя испытывать свои силы, общаться и дружить со сверстниками.
Воспитывая единственного ребенка, важно снять с него груз завышенных ожиданий и требований и не выращивать «комплекс отличника». Психологи рекомендуют навсегда забыть фразу «ты не оправдал моих надежд» и позволить ребенку выбирать самостоятельно: друзей, увлечения и хобби.
Поскольку единственный ребенок лишен возможности играть роль «учителя» и «старшего» для своих младших братьев и сестер, то психологи советуют, чтобы среди его друзей были не только сверстники, но и дети, с которыми он почувствует себя взрослым, умным, сильным и заботливой. Кстати, это также нужно и младшим детям.
Как мы видим, каждый ребенок рождается в определенных условиях, влияющих на его эмоции, поведение и особенности характера. Стоит помнить, что дети, разница в рождении которых составляет более пяти лет, имеют преимущественно как черты единственного ребенка, так и качества, присущие их настоящему порядку рождения. Но, независимо от того, сколько детей вы имеете, специалисты рекомендуют выстраивать с каждым малышом отдельную линию отношений, стараться уделять им достаточно внимания и подчеркивать их значимость для вас.