Игрушки, которыми играют дети, непосредственно влияют на становление их личности: формирование характера, привычек, этических и эстетических представлений. Именно по этой причине в обществе непрерывно ведутся споры на тему пользы и вреда игрушек, которые заполняют прилавки магазинов.
Неординарные куклы «Monster High», герои одноименного детского мультфильма, сравнительно недавно поступили в продажу и сразу же стали предметом жарких дискуссий родителей о том, насколько они вредны или полезны для детей.
Но действительно ли для ребенка опасны эти куклы? Почему они так привлекают девочек и что говорят психологи по поводу этих необычных игрушек?
Давайте разбираться вместе.
Куклы-монстры: какие они?
Monster High — Школа Монстров — это серия фэшн-кукол, созданная Гарретом Сендером и Келли Райли. Появились на свет эти неординарные игрушки в 2010 году. Бренд Школы монстров принадлежит американской компании «Mattel», которая владеет также правами на выпуск любимицы девочек — куклы Барби.
Персонажи серии навеянные фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High от других кукол. Обычно «гости из потустороннего мира» выглядят как зомби, оборотни или вампиры и связаны с детьми общеизвестных монстров. Это дочери и сыновья (или племянники) Дракулы, Франкенштейна, Оборотня, Мумии, Призрака Оперы, Медузы Горгоны и т. п. В арсенале Monster High можно увидеть и «гроб Дракулы» — ящик для украшений в виде гроба или куклу со съемной головой или шеей, из которой с обеих сторон торчат болты («для подзарядки током»).
В целом куклы из «Школы монстров» позиционируются как игрушки для подростков, хотя на самой кукле установлено возрастное ограничение — «6+». А покупают их иногда и для детей четырех-пяти лет.
Почему же куклы-монстры так привлекают девочек?
Несмотря на пугающий вид этих игрушек, многие современные девочки мечтают о такой необычной кукле.
Специалисты объясняют это тем, что образы кукол-монстров — необычные, парадоксальные, что соответствует психологическим запросам детей на таинственность, эпатажность. Их любимые сказки — именно о таких персонажах. Психолог Владимир Кудрявцев и педагог Марина Аромштам считают, что именно благодаря парадоксальному сюжету сказок и необычному, пугающему изображению персонажей ребенок постигает реализм окружающего мира.
Кроме того, эти куклы являются яркими, оригинальными и модными — именно такими, какими и хотят быть современные девочки.
Согласно результатам исследования, проведенного среди девочек 6-9 лет, куклы «Monster High» являются для них своеобразными «эталонами красоты». При этом, родители, которые также принимали участие в исследовании, воспринимают этих кукол как уродливых и безобразных.
Можно ли покупать такую куклу дошкольникам и младшим школьникам?
Ответы специалистов на этот вопрос неоднозначными. Так, по мнению Юлии Василькиной, детского и семейного психолога, такая игрушка является вовсе не полезной для дошкольника. Специалист не рекомендует покупать куклы «Monster High» и разрешать смотреть мультфильмы о них детям до 10 лет.
- «Главная функция игрушки в любом возрасте заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. Дошкольник познает мир через сюжетную игру. В это время наиболее полезны те фигурки и куклы, которые по пропорциям напоминали бы самого ребенка или отвечали бы адекватным пропорциям тела взрослого человека. Обязательно, чтобы их тело было не поврежденным (вроде пришитой наспех ноги) и желательно, чтобы куклы и фигурки не имели характерной мимики, давая ребенку возможность самостоятельно наполнить игру любым содержанием и эмоциями — ведь именно это и нужно для ее развития.», — отмечает она.
Но куклы «Monster High» имеют слишком выразительную мимику. К тому же, характер каждого персонажа очень детализированный, «прописанный» в мультфильме и на сайте разработчика, что не позволяет дошкольнику развивать собственную фантазию.
А вот для младших подростков это уже не является препятствием — у детей этого возраста уже сформировался «костяк» характера, и они понимают, что каждый человек имеет свои особенности.
Недоработкой разработчиков, которая делает кукол серии противопоказанными для дошкольников и младших школьников, специалисты считают и особенности стиля кукол, не характерные для ребенка этого возраста. Действительно, высоченные сапоги и чрезмерное количество косметики на лице вряд ли является хорошим образцом для подражания.
Вместе с тем, детский психолог Юлия Гулько отмечает, что в поведении детей, которые приносят кукол серии «Monster High» в садик никаких негативных тенденций специалисты пока не обнаружили.
- «В основном это добрые, воспитанные и веселые девочки, которые активно участвуют в развивающих занятиях. Воспитатели и практический психолог не замечают ни увеличения уровня агрессивности, ни отрицательного влияния кукол-монстров на психологическое развитие этих детей.», — объясняет она.
Результаты исследования, о котором мы упоминали выше, также подтверждают: куклы «Monster High» не пугают детей, не провоцируют агрессивность и, конечно, не погружают ребенка в тематику потустороннего мира. Содержание игр девочек младшего школьного возраста определяется не столько образом игрушки, как общим контекстом жизни ребенка и их отношениями с другими людьми.
Однако на основе проведенного исследования специалисты делают вывод, что куклы «Monster High» — далеко не лучший материал для детской игры:
- их чрезмерная внешняя привлекательность отвлекает от создания воображаемой ситуации, которая является основой сюжетной игры;
- образ монстров, которые в традиционном сознании выступают как чудовища, становятся для детей достаточно привлекательными персонажами (в отличие от известных образов Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Дракона, которые воспринимаются однозначно как носители зла и выполняют психотерапевтическую функцию во время проигрывания игровых сюжетов);
- куклы «Monster High» создают у детей образ девушки, которая не соответствует привычным представлениям, сосредоточенной на свой внешней привлекательности и фантазийных экстраординарных способностях, а также на демонстрации этого окружающим.
А старший дошкольный возраст — это период интенсивного становления этических и эстетических представлений, когда дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, что хорошо, а что — нет. Поэтому главную опасность подобных игрушек исследователи видят в размывании этических и эстетических норм.
Может ли кукла-монстр быть полезной?
Юлия Василькина отмечает, что в куклах «Monster High» есть и положительные моменты, но подчеркивает — для детей десяти лет и старше. Она считает, что несмотря на сомнительную внешность (а отчасти и благодаря ей), они способствуют развитию таких важных навыков и качеств у подростков:
1. Преодоление комплексов, связанных с внешностью. У всех персонажей серии есть явные недостатки: шрамы, ожоги, пятна, некрасивые зубы (торчащие клыки). И все же куклы не лишены очарования. Это помогает младшим подросткам преодолеть собственные комплексы. Ребенок осознает, что можно иметь дефекты внешности, но при этом быть привлекательным. «Странности становятся преимуществами» — именно так можно перевести первый для этой серии слоган фирмы-производителя.
А в младшем школьном возрасте (до 10 лет), по мнению психолога Сары Шепфилд, девочкам не нужны куклы, которые будут указывать им на физические недостатки или заставлять уделять чрезмерное внимание своему телу.
2. Развитие навыков общения и преодоление возрастных страхов. Речь идет прежде всего о социальных страхах быть отвергнутым, осмеянным, непринятым. Здесь уже положительную роль играют скорее не сами куклы, а мультфильмы о них, в которых подросток узнает себя и своих друзей. Вообще, сюжеты мультфильмов не являются каким-то экстраординарными, подобные ситуации из жизни подростков можно встретить во многих других мультиках и фильмах. Но если ребенка чем-то привлекают именно куклы-монстры, то почему бы нет? Главное, чтобы это был не единственный путь в познании общения.
3. Воспитание толерантности. Каждый персонаж серии имеет свои уникальные качества: у них разный цвет кожи, статус, благосостояние родителей, внешность, характер, но это не мешает их дружбе.
4. Психологическая «разрядка». Персонажи — в первую очередь, опять же в мультсериале — часто забавные, смешные и полны самоиронии.
5. Преодоление страха смерти. Тема смерти очень привлекает подростков (часто их тетради могут быть раскрашены привидениями, могилами, скелетами и черепами). А игрушки из «Школы монстров» делают эту тему открытой, свободной — и, соответственно, менее напряженной.
- «У „Monster High“ тема смерти подается с иронией, а, так сказать, „если ты над чем-то смеешься, то уже не боишься“», — объясняет Юлия Василькина.
Конечно, родители должны самостоятельно решать, покупать или нет своему ребенку подобные игрушки. Но прежде, чем принимать решение, стоит прислушаться к советам специалистов, тщательно взвесить все «за» и «против» и попытаться понять причины детского желания играть «страховидной» куклой.