В последнее время в Украине наблюдается тенденция к изучению опыта образовательных систем скандинавских стран — Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии. Особенности образовательной системы Швеции мы уже рассматривали в предыдущей статье.
А сегодня предлагаем вам подробнее узнать об образовании в Дании — одной из самых экономически развитых стран мира с мощными демократическими традициями.
Какие особенности учебной системы в Дании?
Образование в Дании исповедует принцип «Обучение для жизни». Датчане считают, что обучение должно всесторонне развивать личность, а не превращать человека в заложника системы. Знание — для человека, а не человек — для знаний. Именно поэтому образование в Дании более ориентировано на практическую подготовку, чем на теоретическую.
Государство финансирует все учебные заведения в стране независимо от их формы собственности. Школы графств финансируются государством на 100%, частные — на 85%. Расходы Дании на образование является одним из крупнейших в мире, и становят 8% от внутреннего валового продукта (ВВП).
Страна имеет относительно либеральное языковое законодательство, позволяющее, кроме датского языка, в образовательных учреждениях страны широко использовать английский язык.
Как организовано дошкольное образование в Дании?
Система дошкольных учреждений делится — в зависимости от возраста ребенка — на три типа:
- детские ясли — для детей до 3 лет;
- детские сады — для детей от 3 до 7 лет;
- дошкольные классы — для детей от 5 до 7 лет, параллельно с которыми Министерство образования внедряет «подготовительные классы» для предоставления возможности обучения по программе на уровне первого и второго классов начальной школы. Однако подготовительный класс рассчитан скорее на то, чтобы приучить детей к школе, чем на систематическое обучение.
Дошкольные учреждения работают по очень удобному для родителей графику. Уже в семь часов утра родители могут оставлять садах детей, а забирать — около шести часов вечера.
Особенность дошкольного образования в Дании проявляется уже в том, что значительная часть работников дошкольных учреждений являются мужчинами.
Кроме детских садов родители могут оставлять своих детей в специальных группах, насчитывающих не более десяти человек. Такими группами занимаются независимые воспитатели, которые получают деньги за свои услуги не от родителей, а от местных властей.
Как проходит обучение в школах Дании?
Средняя школа называется «фолькескул» и может быть как государственной, так и частной (такими управляют муниципалитеты — органы местного самоуправления).
Обучение рассчитано на 10 классов, причем последний — необязательный.
Родители имеют большое влияние на обучение в школе и собственно выбор учебных дисциплин. То, посещать школу каждый день или учиться дома, также решают родители. Всего в школе изучается 15 обязательных предметов и несколько факультативных дисциплин.
Большое внимание в датской школе уделяется развитию творческих способностей, гибкости мышления, умению взаимодействовать друг с другом. Детей учат свободно выражать свои мысли, участвовать в решении поставленных задач. Основной принцип такого обучения состоит в том, что процесс является не менее важным, чем окончательный результат, а интересами отдельной личности нельзя пренебрегать ради требований системы.
В школах Дании на учеников нельзя не только кричать, но и просто повышать голос.
Особое внимание уделяется воспитанию детей со стороны государства. С ранних классов школы детям объясняют, что такое алкоголь, наркотики, и какой вред они могут принести человеку.
В общем учащиеся имеют не более 6 уроков в день, причем два из них — обязательно физкультурно-спортивного направления. Значительное внимание уделяется и изучению иностранных языков.
Ученики также имеют право выбирать себе преподавателя. Через школьный совет (в который входят 7 родителей, два педагога, два ученика и представитель мэрии) родители и ученики могут требовать освобождения преподавателя.
Каждый педагог регулярно проходит переподготовку. Где и как — его выбор. Но он обязан представить документ о повышении квалификации, иначе это скажется на его заработной плате. Чаще всего учителя сами оплачивают свое обучение и даже тратят на него часть отпуска.
Елена Егорова, основательница альтернативной школы «Savage Kangaroo», побывавшая в одной из школ Дании, в интервью «УП. Життя» рассказывает:
- «В начальной школе каждый день в расписании присутствует один, а иногда два урока под интересным кодовым названием UUV. Я узнала, что это значит „understottende undervisning“ — вспомогательный урок, который учитель наполняет по своему усмотрению тем материалом по любому предмету, который требует доработки, и использует на этом уроке в основном определенные альтернативные методы подачи. А иногда этот урок дети просто проводят на улице, если учитель считает, что им сейчас полезнее погулять.»
Среди других особенностей, которые отметила Елена Егорова в учебном процессе школ Дании, отметим следующие:
1. После уроков действует платная группа продленного дня с 14.00 до 17.00, где дети просто гуляют и отдыхают под присмотром воспитателей, а не учителей. Но домашние задания выполнять в это время запрещено! Родителям, которые забирают детей домой, тоже объясняют, что внимание ребенка должно в течение минимум двух часов отдохнуть от науки. Задания выполняются только дома также для того, чтобы родители могли видеть, что дети сейчас проходят и как они с этим справляются, не нужна ли дополнительная внимание по определенным дисциплинам. Кроме того, ежемесячно классный руководитель направляет родителям электронное письмо, в котором сообщает о достижениях и трудностях ребенка.
2. Оценки в начальной школе отсутствуют. Примерно раз в месяц ученики составляют тестовые задания по всем предметам. Причем не их оценивают таким образом, а дети составляют собственное суждение о тесте, сообщая учителю, насколько тот был тяжелый для них.
Только со 2 класса вводится годовой стандартизированный государственный тест по определенным предметам. Он выполняется школьниками на ноутбуках онлайн. Результаты направляются в проверяющее учреждение и потом не объявляются публично и не сравниваются между собой. Принимается во внимание лишь предварительный и текущий опыт каждого ребенка.
Елена Егорова отмечает, что больше всего ее поразила общая дисциплинированность в школах Дании, которая выглядит абсолютно естественной, непринужденной.
- «Как по мне, ключевой момент здесь — роль учителя как поддерживающего наставника, а не „накачивателя материалом“. Благодаря четким и всем понятным правилам процесс движется спокойно и эффективно, от пункта к пункту, день за днем.», — отмечает она.
На последнем этапе обучения в средней школе ученики выбирают для себя специализацию по одному из трех направлений:
- общенаучной;
- коммерческой;
- технической.
Выданный после окончания учебы в школе сертификат является необходимым и достаточным условием для поступления в высшее учебное заведение.
Какие особенности высшего образования в Дании?
Высшее образование Дании сейчас является одним из самых качественных и престижных во всем мире, и основной его чертой является практическая направленность. Большинство университетов королевства пытаются предоставить студентам образование,которое будет востребовано на рынке труда, поэтому программы имеют узкую специализацию.
Наиболее перспективные для страны направления (фармакология, информационные технологии, ветеринария, менеджмент, строительство, сельское хозяйство, юриспруденция) поддерживаются государством, которое выделяет больше финансов на их развитие, чем на другие дисциплины.
Высшие учебные заведения Дании делятся на три типа — университеты, высшие профессиональные училища и колледжи.
Высшее образование непосредственно финансируется государством, поэтому подавляющее большинство вузов Дании являются государственными. Но заведениям разрешено продавать дополнительные образовательные или поисковые услуги.
Как правило, учебные программы студентов не включают в себя предметы общего профиля, а преподаватели вузов параллельно по специальности работают в местных компаниях (среди которых немало крупных международных). Это дает им возможность передать своим студентам хороший опыт практической деятельности. Также, многие датские образовательные учреждения имеют партнерские соглашения с местными компаниями и общественными организациями, которые предлагают у себя стажировку, что обеспечивает студентам возможность получить опыт работы.
Учебная неделя студента, в зависимости от типа вуза, в среднем состоит из 10 часов аудиторной подготовки и 30 часов самоподготовки (сюда включается и проектная работа). Оценка работы студента осуществляется путем проведения письменных и устных экзаменов.
Высшее образование в Дании для граждан стран ЕС, Прибалтики и нордических стран, а также для участников программ обмена — бесплатное.
На сегодняшний день система образования Дании является одной из самых демократических в мире. Не будет преувеличением сказать, что образование является первым приоритетом государства и общественности в Дании. Эта забота о духовном развитии детей ощущается даже в мелких деталях- бесплатности всего учебного материала и оборудования, питания и транспорта. Конечно, нельзя сказать, что Дания имеет идеальную систему образования, но в ней есть немало аспектов, которые наши педагоги могли бы внедрять в украинских учебных заведениях.