Здесь нет родительских собраний и телефонов у младших школьников, дошкольники могут посещать домашние садики, а студенты — работать по специальности,учась в университете. Сегодня поговорим об образовательной системе одной из самых молодых и наиболее мультикультурных стран мира — Канады.
Образование, обучение для канадцев играют чрезвычайно важную роль, поэтому расходы государства на них огромные. Вся система образования направлена на формирование высокоинтеллектуальной и развитой личности, а свободный выбор программы подготовки детей позволяет подобрать оптимальный путь для достижения необходимых результатов. Как же учат детей в Канаде? Давайте узнавать вместе.
Какие особенности дошкольного образования канадцев?
В системе дошкольного образования Канады представлен как государственный, так и частный сектор. В детских садах дети находятся в возрасте от 8 месяцев до 6 лет. Пребывание в детском саду является платным, средняя стоимость за месяц составляет более 600 канадских долларов.
Дети могут находиться в детском саду с 9 до 18 часов. Много времени в садах отводят развивающим играм и занятиям музыкой.
Дети в возрасте от 4 до 6 лет имеют возможность не только ходить в детский сад, но и регулярно посещать специальные классы при школах.
К тому же, в Канаде дети имеют возможность посещать домашние садики. Это садик такого типа, где обычно какая-то мама получает лицензию на право организации сада в своем доме с правом набора определенного количества детей определенного возраста.
- В основном, самые популярные сады с типом лицензии на 7 детей. Но даже к такому количеству малышей есть строгие условия по возрасту. Так, из тех семи детей не более трех должны быть младше 48 месяцев, а из них — не более одного ребенка младше 12 месяцев.
В таких садах организация программы, учебы, отдыха напрямую зависит от конкретной мамы, которая получила лицензию и руководит учебным заведением. Кстати, она обязательно проходит курсы оказания первой медицинской помощи.
Учебные программы дошкольного образования для детей 2,5-6 лет в Канаде направляются на развитие умений и навыков общения, языка и грамотности, в частности:
- использования вербальной и невербальной речи;
- общения со сверстниками и взрослыми;
- использования английского и родного языка;
- слушания других; чтения; перевода рассказов;
- написания букв алфавита и часто употребляемых слов.
Как учатся дети в канадских школах?
Территория Канады делится на 10 провинций. В каждой из них существуют свои территориальные особенности организации школьного образования. А центральная власть — Министерство образования — имеет ограниченные полномочия в этой сфере. Поэтому срок получения среднего образования в Канаде варьируется от 10 до 12 лет. Это зависит от законов провинции, в которой находится школа. Кроме того, в стране не существует единого учебного плана, школьного распорядка дня и требований к педагогам. Каждая провинция избирает дату начала и окончания учебного года в соответствии с собственными предпочтениями.
Большинство канадских школ имеют развитую инфраструктуру, которая включает просторные кабинеты, современные лаборатории, дорогие спортивные сооружения. Результаты международного тестирования PISA подтверждают, что качество преподавания в школах Канады ведется на высоком уровне.
Среди школ Канады преобладают государственные. Их посещают 95% детей в Канаде, соответственно, около 5% посещают платные частные школы. В некоторых провинциях существует разделение школ в зависимости от религиозных и языковых предпочтений.
Преподавание ведется на английском или французском языках. Будучи государственной сферой, образование финансируется за счет налогов и является бесплатным для каждого ребенка во всех провинциях.
Школьное образование состоит из начального (1-6 классы, с 6 до 12 лет) и среднего (7-12 классы, с 13 до 18 лет):
1. Начальная школа в Канаде в большинстве провинций состоит из 6 ступеней, однако, в некоторых провинциях начальным считается 8-летнее образование.
Особым признаком на этом этапе школьного обучения является непринужденный ритм занятий с детьми. Ученики, особенно первые 2 годы, не столько овладевают предметы, сколько учатся общению в коллективе, познают окружающий мир, формируют свои творческие способности. Это обстоятельство позволяет не разрушать психику ребенка, оберегая ее от чрезмерных нагрузок и способствует формированию положительного отношения к учению. К тому же, обучение в начальной школе оставляет много свободного времени для занятий спортом и творчеством.
Интересно, что во многих младших школах нет столовых и дети должны есть то, что принесут из дома. Причем в учебных заведениях существует запрет на определенные продукты, которые могут вызвать сильную аллергическую реакцию (например, арахис). По этой же причине не разрешается делиться едой. Однако, каждое утро до начала обучения во многих школах организуется «завтрак-беседа», во время которого дети могут есть фрукты, хлопья и общаться.
Еще одним обязательным требованием является ежедневное проведение учащимися одной 30-минутного перерыва на улице. Сильный мороз и снегопад не становятся помехой, ведь безудержная детская энергия требует выхода в любое время года. Также в младшей школе запрещено использование мобильных телефонов, поэтому «живое» общение остается в приоритете.
2. Продолжительность получения среднего образования варьируется от 4 до 6 лет. Ученик может сам выбирать предметы для изучения в любой последовательности.
- Такая система очень удобна, поскольку позволяет максимально полно изучать те предметы, которые будут необходимы для успешного поступления в вузы. Безусловно, обязательные для всех предметы здесь тоже есть, но только те, которые влияют на общее развитие любого человека — физкультура, занятия по искусству и музыке, а также уроки иностранного языка.
Кроме того, школьники могут корректировать направление своих познаний в зависимости от изменения профориентации в течение всего курса обучения. Вообще, в канадских школах старшие классы выполняют роль подготовительных курсов, за время которых подростки готовятся к поступлению и обучению в высших учебных заведениях. В школе есть специальный консультант, с которым любой ученик может обсудить свои планы и дальнейшие шаги. Он проводит презентации, раздает буклеты с требованиями высших учебных заведений и т.п.
Учебный процесс построен так, что ученики разных лет обучения могут слушать вместе один и тот же курс. Завершение старшей школы предусматривает наличие определенного количества учебных кредитов (успешно прослушанных курсов), и в этом организация учебного процесса в старшей школе напоминает учебный процесс в университете. В случае недобора кредитов ученик может продолжить обучение еще на один год.
- Учиться пятый год в средней школе могут также «отличники», желающие улучшить свои показатели и лучше подготовиться к поступлению. Возможность пятого года обучения важна и для тех, кто уже в 12-м классе решил поступать не в тот вуз, в который планировал изначально, а в другой. И, чтобы соответствовать его требованиям, выпускнику нужно время для изучения того предмета, которому ранее он уделял недостаточно внимания.
Помимо возможности выбора предметов для изучения канадские школы имеют еще одну важную особенность. В старших классах много времени и внимания уделяется практическим занятиям, лабораторным и исследовательским работам. То есть школьники уже в старших классах начинают применять полученные знания на практике. Контролируют знания в основном через письменные работы. Для каждого ученика обязательным является приготовление самостоятельного исследования по определенной теме.
Кстати, в течение года в школах не проводят родительских собраний, а организовывают собеседования (интервью) 4 раза в год — преподаватель встречается с родителями, можно и в присутствии самого ученика, — и они обсуждают учебную ситуацию ребенка.
В школах четко прослеживается демократичность канадского общества. Чтобы не навредить самооценке ребенка, табель его успешности конфиденциальным письмом направляется дважды в год родителям, а сами оценки никогда не разглашаются. В табеле также напротив каждого предмета кратко описываются успехи и сложности ребенка.
Учитель не имеет права повышать голос на ученика и даже просто критически высказываться. Учебный процесс ориентирован на более слабых учеников, чтобы они не чувствовали себя угнетенными. Поэтому одаренные дети часто идут в специализированные школы или переходят на домашнее обучение и получают школьное образование на несколько лет раньше сверстников.
Какие особенности получения высшего образования в Канаде?
Высшее образование Канады представлено университетами и колледжами. Первые дают научную степень, вторые — диплом о присвоении специальности.
- Высшие учебные заведения Канады известны инженерными специальностям, аэрокосмическими, компьютерными, а также изучением земли и ее недр (что связано с добычей нефти). Поскольку страна очень популярна среди туристов, развитые гостинично-туристические специальности.
Обучение в колледжах очень популярно, хотя и не дает ученой степени. Основная задача колледжей — предоставлять профессию, специальность. Обычно учатся два года, и большую часть времени проходит не из теоретическими задачами, а с практическими. Колледж иногда может видавааты и степень бакалавра. На рынке труда бакалавры из колледжа часто ценятся выше, чем бакалавры из университета, так как имеют лучшую практическую подготовку.
В университете степень бакалавра предоставляют после 3 лет обучения, тогда за 1-2 года — магистра, и через 4 года можно стать доктором наук.
Расписание занятий гибкий и по времени обучения, и по набору предметов. Студент может учиться сразу на двух специальностях и не делать перерыв на каникулы.
Высшее образование — государственное, но платное. Частные учереждения в основном религиозные (не богословские, а основаны христианскими общинами, с вполне светским перечнем специальностей). В государственных вузах канадцы платят за образование почти вдвое меньше, чем иностранные студенты. В частных — примерно одинаково.
- Чтобы студент мог оплатить обучение, действует развитая система грантов, стипендий и займов. Если студент берет кредит в банке, он должен начать платить его через 6 месяцев после получения диплома. Процент ставки контролирует государство, он не может превышать 6%. И все равно очень часто молодой специалист не способен рассчитаться с кредитом, по которому получил специальность. В таком случае правительство может покрыть часть долга. Но все эти финансовые льготы касаются только граждан страны.
Высшее образование получают с четкой прагматической целью — получить работу. Соответственно вся система тесно связана с рынком труда, мониторингом нужных специальностей. Изменения в программе и внедрение новых направлений происходят часто и мобильно.
Много времени в учебном процессе отведено на стажировку, причем она бывает оплачиваемой. Действует множество корпоративных программ, по которым корпорации еще на первом курсе начинают сотрудничество со своим будущим работником. На выходе выпускники университетов получают не только хорошее образование, но и полезную запись в резюме.
- Из-за такой прагматичности многие студенты прекращают обучение, получив степень бакалавра. Если человек не планирует преподовать и строить научную карьеру, нет смысла тратить время на получение магистерской степени.
Сейчас канадская система образования заслуженно занимает лидирующие позиции в мире. Таких результатов канадцы добились благодаря своевременному реформированию образования и уделению большого внимания к обучению детей со стороны местных властей. Канадцы убеждены: школы — это зеркала общин, или как еще их называют «микрокосмос общества». Они должны быть богатыми и безопасными, местами возможностей, где все учатся вместе — и дети, и их родители, и учителя.