Технологический прогресс, компьютерные и интернет-технологии в последние десятилетия внесли колоссальные изменения в нашу жизнь. Они изменили наш досуг, способы коммуникации, а также рабочие места. Несколько лет назад на Всемирном экономическом форуме были приведены следующие данные: 65% детей, обучающихся сегодня в начальной школе, будут заняты в профессиях, которые еще не существуют.
- Сейчас в первых строчках рейтинга «быстро растущих» профессий, представлены специалисты по альтернативной энергетике и персональные домашние помощники по здоровью.
Как отмечает Валерий Омельченко, пока во всем мире системы образования не успевают адаптироваться к новым требованиям современности. А это возлагает на родителей дополнительную работу и ответственность.
- Для справки: Валерий Омельченко — вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Украины, автор социальной инициативы «ІТ-школяр», которая популяризирует ІТ-образование в школах.
Поэтому мы решили сегодня поделиться с вами советами эксперта касательно шести новых навыков, которые нужно дать детям для успешного будущего и настоящего.
1. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Смартфон и другие гаджеты полностью изменили наш образ жизни, привычки и рабочие процессы. Уже сегодня в других странах детей учат быть «хорошими цифровыми гражданами», которые понимают возможности, права и ограничения в цифровом мире. Так, Европейский Союз уже несколько лет подряд переиздает обновленный стандарт цифровой компетентности гражданина.
- «Самое время „погуглить“ такой стандарт (в Украине его нет), чтобы узнать самому и рассказать ребенку основы цифровой компетентности. Как правило, он включает в себя информационную и компьютерную грамотность, коммуникацию с помощью компьютерных технологий, создание цифрового контента, решение задач с помощью цифровых технологий, а также понятие авторского права и плагиата.», — объясняет эксперт.
Как этому научить ребенка?
Валерий Омельченко рекомендует попробовать дать все это через внешкольные курсы, но предупреждает, что это будут несколько факультативов, которые пересекаются между собой. Поскольку объединенных курсов для беглого знакомства цифровыми технологиями в Украине пока нет.
- «Но, может, и не надо: в этом вопросе все зависит от выработанных привычек, которые должны перерасти в культуру взаимодействия в цифровом мире. Для этого достаточно проговорить с ребенком правила и начать их соблюдать.»
2. ОСНОВЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
Основы безопасного поведения в Интернете должен знать каждый владелец смартфона. Тем более, учитывая то, что в последние годы его владельцами становятся 5-летние дети.
- «А родители или воспитатели начинают рассказывать о ключевых мерах кибербезопасности с этого возраста? Думаю, что вряд ли. И предмета такого в школе пока нет, можете не сомневаться. Поэтому все снова в руках родителей.» — делится мыслями эксперт.
Чтобы дети не стали жертвами злоумышленников, которые ищут подход к детям через мессенджеры и социальные сети, он приводит несколько основных правил интернет-безопасности для детей:
- не делиться персональной информацией в Сети;
- не встречаться лично с незнакомцами, что назначили встречу в Сети (даже если они кажутся интересными и доброжелательными);
- не принимать сообщение от незнакомцев;
- не открывать мультимедийные данные, имеющие признаки «вирусных».
Кроме того, на помощь родителям создано постеры с основными правилами кибербезопасности для детей разного возраста, которые можно найти в Интернете.
Где этому учат детей?
Можно подобрать короткие лекции и тренинги, которые время от времени проводят для детей школьного возраста. А еще Валерий рекомендует самим родителям выступить инициаторами и организовать тренинг по профессиональным лектором не только для своего ребенка, но и для его одноклассников.
3. КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ
Продолжая тему кибербезопасности, необходимо коснуться кибергигиены. В эпоху излишков информации, когда каждый может поститься то онлайн, даже взрослому бывает сложно отличить фейк от правды. Обучение детей навыков критического мышления — это надежная прививка на долгие годы, которая позволит трезво видеть пропаганду, цензуру, и просто однобоко представленный материал.
Здесь также возникает вопрос о медиаграмотности, в частности, умение самого ребенка подавать корректную и проверенную информацию в Сети.
Как этому можно научить ребенка?
- «Кое-что уже начала давать школа. Но будет больший эффект, если в семье есть культура потребления информации онлайн.», — отмечает эксперт.
4. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Вычислительное мышление, или Computational thinking, уже появилось в школьном курсе в Сингапуре. И именно жители этой страны предложили миру развивать у детей навыки «вычислительного мышления».
- «Дело в том, что мода на языки программирования периодически меняется. Выучить новый язык кодинга не так уж и сложно. Но куда важнее научиться алгоритмическому способу мышления с логическими приемами и способностью разбивать любую задачу на мелкие части.», — объясняет Валерий.
Этот навык нужен не только программистам, она может применяться в любой сфере деятельности.
Где этому можно научить ребенка?
Эксперт считает, что лучший путь — поиск талантливого и продвинутого учителя информатики, вместе с которым нужно определиться с новым подходом к обучению ребенка.
5. РОБОТОТЕХНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
- «Этот пункт может выглядеть как дань трендам. Но от этого он не менее важен. Робототехника — это то же самое программирования, но плюс мейкерство. В этом формате ребенок куда лучше усваивает программный код, потому что практически сразу видит результат своей работы — в движении работа, например.», — рассказывает Валерий.
А что касается искусственного интеллекта, то он заслуживает хотя бы поверхностного изучения в связи с темпами его развития. А вдруг и правда он сможет приблизиться к аналитическим способностям ума? В таком случае для человечества не будет лишним понимать, как его «выключить». К тому же, в основе искусственного интеллекта также лежит программирование.
Где этому учить ребенка?
Сегодня в Украине достаточно много школ и курсов по робототехнике. А вот основам искусственного интеллекта учат единицы, поэтому их не так просто найти.
6. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Валерий Омельченко считает, что самый важный навык будущего — это умение учиться и брать ответственность за себя и окружающий мир.
- «Обучение переходит в онлайн-формат, и большинство современных детей не читает книги, а слушает подкасты и смотрит влоги.»
Поэтому, поскольку обучение становится мобильным, нужно прививать ребенку навык учиться постоянно. Это и является главным залогом его успеха в будущем.