Нежелание ребенка учиться беспокоит многих родителей. Кто-то сталкивается с этой проблемой редко, кому-то приходится систематически бороться с отсутствием интереса школьника к обучению.
Поэтому сегодня выясняем, как родители могут помочь ребенку повысить учебную мотивацию. И для начала определимся с тем, что имеют в виду психологи, используя этот психологический термин.
Что такое мотивация?
Мотивация (с лат. «movere» — «двигать») — это желание и готовность человека что-то делать. Это то, что движет нас, побуждает выполнять определенные задачи и идти к поставленной цели.
В процессе обучения ключевое значение имеют два вида мотивации — внутренняя и внешняя.
1) В основе внутренней учебной мотивации лежит познавательный интерес, стремление ребенка получать новые знания и навыки.
2) Внешняя учебная мотивация обусловлена внешними факторами, например, поощрением со стороны взрослых (разрешение поиграть за компьютером после выполнения домашних заданий, обещание купить игрушку/дорогой гаджет, если в табеле будут хорошие оценки). Но, как правило, этот вид мотивации краткосрочный и ненадежный. Ведь, когда ребенок достигнет обещанного, он перестанет учиться. То есть для того, чтобы ребенок продолжал обучение, родителям придется искать новую приманку.
Поэтому очень важно формировать и поддерживать именно внутреннюю мотивацию к обучению, познавательный интерес ребенка. Как это сделать — узнаем у экспертов.
Как помочь ребенку повысить мотивацию к обучению?
1. Выяснить причины, почему ребенок отказывается учиться
- Напомним, в предыдущей статье мы подробно рассматривали факторы, которые могут снизить учебную мотивацию школьников.
Часто на пути желанию учиться стоит переутомление, конфликт с одноклассниками или ссоры в семье. Устранив эти факторы и создав благоприятную атмосферу в семье, мы сделаем существенный шаг к повышению интереса ребенка к учебе.
Если причина лежит глубже или вы не можете ее найти, стоит проконсультироваться с психологом, который поможет разобраться в сложившейся ситуации и, возможно, даст конкретные советы. К примеру, Виктория Горбунова, доктор психологических наук, психотерапевт, отмечает:
- «Если ребенок не уверен в себе и своих силах — поддержите его, напомните время, когда все удавалось, подскажите, как сделать быстрее и качественнее, давайте подсказки, хвалите за успехи, будьте рядом и будьте опорой.»
2. Поддерживать любознательность
Прежде всего очень важно не задушить истоки внутренней мотивации, когда маленький ребенок пытается познавать и исследовать мир, задает родителям много вопросов.
- Если потушить эту естественную детскую любознательность ( «Не лезь!», «Не мешай!», «Отстань!»), затем, в школьные годы, изменить это будет очень трудно. А подробно и терпеливо отвечая на все вопросы ребенка, вы формируете у него установку, что процесс познания нового — это интересно, и вы, как родители, это поощряете.
Психолог Марина Романенко также рекомендует родителям искать интересные школы, современных креативных учителей, учебные проекты, которые заинтересуют ребенка. Ведь школа — это место, где ребенок проводит большую часть своей жизни, и от того, как организовано в ней обучение значительно зависит и мотивация ребенка.
- И не забывайте показывать положительное отношение к школе и учебному процесса, ведь ребенок должен видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Будьте осторожны в высказываниях о педагогах и предметах.
Попробуйте также заинтересовать школьника необычной подачей материала. Видеоуроки, виртуальные курсы, экскурсии, путешествия, интеллектуальные игры и квесты — все это может дополнять школьное обучение и дает ребенку возможность получать удовольствие от получения знаний и личных открытий.
- «Пусть ребенок ищет информацию там, где ему интересно, где его что-то может увлечь, где он может сравнить информацию. И никогда не приучайте ребенка к одному источнику. Я всегда приучала своих детей к десяти источникам: «Поищи информацию в десяти источниках, подумай, потом обработай и выдай мне свое понимание сути процесса», — делится личным опытом Марина Романенко.
3. Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его предпочтения
Детский и семейный психолог Светлана Ройз рекомендует родителям следить за тем, куда тянется естественная мотивация ребенка, что его интересует. Ребенок должен чувствовать себя полноценным участником учебного процесса, к мыслям и чувствам которого прислушиваются, а не игнорируют. Позволяйте ребенку менять свои предпочтения и увлечения, искать себя в различных формах и разновидностях деятельности.
Помогайте школьнику найти связь между обучением в школе и интересами.
- Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему нужно изучать математику и физику.
- Если ребенку по каким-то причинам неинтересен или сложный конкретный предмет, его можно попробовать изучать, соединив с текущими увлечениями. Скажем, ребенок любит определенные фильмы, но ненавидит английский. Можно объяснить, что истинный смысл того, о чем говорят его любимые герои, можно понять только на языке оригинала. И предложите попробовать такой вариант просмотра фильма.
4. Помочь ребенку сформировать навыки учебной деятельности
Научите ребенка учиться, помогите овладеть умением находить, запоминать, применять знания. Развивайте критическое мышление ребенка, приучайте к самоконтролю.
- Родители не всегда смогут контролировать учебный процесс. А если речь идет о подростке, то контроль и вовсе может отсутствовать.
Помогите ребенку научиться правильно распределять свое время и нагрузку, ведь во время подготовки приходится на какие-то задачи и предметы выделять больше времени на какие-то — меньше. Это поможет школьнику стать более организованным и продуктивным.
5. Давать пространство для самостоятельности и креативности
Психотерапевт Виктория Горбунова советует родителям создавать условия, при которых ребенок может сделать задание сам и помогать только, когда он попросит.
- «Важно создать для ребенка зону развития, а не делать за него то, что он может (хотя и с трудом) выполнить сам. Например, не стоит показывать, как решать задачу, делая ее вместо ребенка. Лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задания ребенок делает сам. Этот процесс более длительный, но и более правильный, — отмечает психолог Елена Лесечко.
Также жозволяйте ребенку проявлять творчество, экспериментировать. Не настаивайте на образце, принимайте различные варианты действий и решений.
6. Создавать ситуации, в которых ошибки является нормой, частью процесса усвоения знаний (частью опыта, игры, необходимым условием для того, чтобы научиться)
Учите ребенка превращать любую ошибку в средство развития, а не повод для обвинений. Ведь когда мы ругаем ребенка за ошибки, у него появляется страх неудачи, который может стать первым шагом на пути к демотивации.
7. Хвалить ребенка за его усилия Ребенку важно знать, что все его усилия замечаются родителями
Но хвалить тоже надо уметь правильно. Детский психолог Екатерина Гольцберг объясняет:
- «Недостаточно просто сказать ребенку: "Молодец!". Когда вы хвалите работу, ребенок должен почувствовать, что вы не просто смотрите на нее, но и видите то, что изображено. Важно отметить детали, которые вы рассмотрели, расспросить, что там нарисовано, сделано, тогда ребенку будет очевидна ваша заинтересованность, и он захочет повторить этот приятный опыт.»
8. Не критиковать, не сравнивать его с другими
Вместо того, чтобы помочь, родители часто ругают ребенка за плохие оценки или ставят в пример других, более успешных детей. Светлана Ройз утверждает, что такое поведение — худшая ошибка родителей. Ведь ребенок начинает думать, что в центре вашего внимания — лишь его достижения, а не он сам. К тому же, сравнивая ребенка с другими, мы подрываем его самооценку и заставляем думать, что он хуже других.
9. Поддерживать во время неудач
В случае неудачи проявите свою любовь и понимание. Виктория Горбунова советует: «Ориентируйте ребенка на поиск выхода, давайте эмоциональную поддержку без зазрения и фраз вроде «Тебя же предупреждали!»), а еще — делитесь собственным опытом неудач и способов справиться с ними («Я тоже переживал подобное...»).
- Если ребенок отстал от учебного процесса или не может разобраться в какой-то теме, помогите ему (если знаете эту тему и можете объяснять спокойно) или найдите репетитора, который сможет качественно объяснить темы и заинтересовать ребенка предметом. Психолог Марина Романенко объясняет: «Важно, чтобы ребенку было интересно и он уловил момент «Я понял! Я разобрался! Я могу дальше двигаться сам».
10. Дозировать нагрузки
Обязательно соблюдайте баланс между обучением и отдыхом ребенка. Не допускайте чрезмерной нагрузки, поскольку именно она часто становится причиной спада интереса к процессу получения знаний.
- Помните, что ребенок физически не сможет уделять достаточно времени учебе, если его день будет расписан по минутам и он не сможет отдыхать от занятий.
Поэтому позаботьтесь о том, чтобы школьник имел достаточно времени для отдыха, увлечений и общения с друзьями.
И напоследок: не требуйте от ребенка слишком многого и не ожидайте немедленных изменений. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но, если последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации ребенка, то обязательно будет результат. Верьте в своего ребенка, создайте благоприятную среду для его развития, и он удивит вас. Желаем успехов!