Вскоре начнутся долгие праздничные выходные, которые традиционно мы проводим в кругу родных. Но праздники — это не только веселье и семейный уют, но и долгие часы дороги, которые у детей редко проходят без капризов и скуки.
Сегодня родители считают отличным вариантом решения этой проблемы использование гаджетов (смартфонов, планшетов и т.д.), которые можно вручить ребенку и спокойно доехать до места назначения. Но нужно понимать, что время, которое ребенок проводит с гаджетами в руках, должно быть дозированным. Кроме того, через определенный промежуток времени они также надоедают ребенку. Поэтому стоит запастись другими вариантами досуга.
- Подборку таких развлечений для сайта Mel.fm составила автор книг («Математика в твоих руках», «Математика вприпрыжку») и развивающих игр Женя Кац. А мы к ней добавили еще другие интересные варианты.
Итак, представляем вашему вниманию 20 игр и занятий, которые помогут развлечь ребенка в автомобиле.
1. ИГРЫ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
1) «Что за окном?»
Даже самым маленьким детям понравится искать за окном предметы определенного цвета (например, красные), формы (круглые), узоре (полосатые).
- Или каждый может выбрать себе цвет и в течение поездки (или определенного времени) считать автомобили этого цвета. Победит тот игрок, кто увидит больше «своих» машин. При этом популярные (серебряный, черный и белый) цвета лучше не выбирать.
2) Поисковые соревнования
Дети могут соревноваться, кто первым насчитает три трактора (можно, пять). Считать можно что угодно: велосипеды, стада коров, аистов на крышах, здания с колоннами, памятники, светофоры. Главное, чтобы у каждого игрока был листочек, на котором он будет делать отметки, сколько интересных объектов он увидел.
Такие игры развивают внимание и фантазию детей, учат их развлекать себя при любых обстоятельствах.
- Разнообразные игры на внимательность можно предлагать ребенку не только в авто, но и в поезде, самолете, аэропорту или в автобусе.
2. ИГРЫ НА ЛИСТЕ БУМАГИ
1) Дорисовки
Для игры нужны два карандаша разных цветов и лист бумаги. Один из игроков рисует линию своим карандашом, а другой превращает эту линию на что-то свое. Лист в процессе игры можно переворачивать. Можно дорисовать любую закорючку до смешного создания, добавляя руки, ноги и глаза.
А можно попробовать разглядеть, на что похожа эта линия, и добавить недостающие детали.
- «Может, это клюв птицы или хобот слона? А вон та штука — кузов машины?»
2) Гонки
На листе в клеточку вы произвольно рисуете трассу и выставляете точки на линии старта. За каждый ход «машинка» может проехать или столько же клеток, сколько и за предыдущий, или на одну больше. Задача — пройти всю трассу и не вылететь из поворотов. Тот, кто не рассчитал траектории и врезался в «обочину», начинает снова с единичного движения.
3) «Быки и коровы»
Каждый игрок загадывает трехзначное число и пытается отгадать число соперника.
- «Бык» — это правильная цифра, которая стоит на правильном месте.
- «Корова» — правильная цифра, но не на правильном месте.
Например, если загаданное число «273», а соперник делает предположение «123», то ответ будет «один бык и одна корова».
- В данном случае цифра «3» — бык, она стоит в нужном месте, а «2» — корова, стоит не там, где в загаданному числе. Если спросить 250, то ответ будет «один бык», а если «237», то — «бык и две коровы». Если второй игрок спросит «965», первый отвечает «пусто». Это означает, что ни одной из этих цифр нет в загаданном числе."
При этом первый игрок не говорит, какая из цифр является быком, а какая — коровой, поэтому сопернику нужно сделать несколько попыток и воспользоваться логикой.
Также можно играть и с четырехзначными числами, и со словами из 4-5 букв.
3. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
В дороге можно играть в различные словесные игры, ориентируясь на возраст участников и их предпочтения.
Психолог и мама двух детей Елена Пузатко рекомендует следующие устные игры:
1) Слова
Правила такие же, что и для знакомой игры в города. Новое слово начинается на букву, которой заканчивается предыдущее слово. Например, яблоко — остров — вода.
- Эта игра будет особенно полезной для детей, которые только начали изучать буквы и звуки.
2) «Что поместится в банке?»
Это — усложненный вариант игры «Слова». Нужно называть слова с тем же условием, что и в обычной игре, но учитывать «емкость» банки. Например, слово «остров» уже не подходит, потому что в банке не поместится.
3) Ассоциации
Первый участник называет любое слово, второй говорит слово-ассоциацию и т.д. В конце получается очень интересный ассоциативный ряд. Например, окунь-рыболов-озеро-вода-лед-Северный полюс-география ...
4) «Угадай, кто ты»
Игра из серии «Вопрос — ответ». Один участник игры угадывает, кто он, ставя всем вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Слово для загадки можно написать, приклеить с помощью липкого листа на лоб того, кто угадывает, или просто устно договориться.
5) «Угадай-ка!»
Нужно загадать предмет, который находится в поле зрения детей. Правила те же, что и для игры выше. Участники задают вопросы о характеристиках предмета, на которые можно ответить только «да» или «нет».
6) «Поем песни»
Весело и непринужденно проходит время в пути за пением. Конечно, такое развлечение более уместно в своем авто, чем в автобусе, самолете, поезде.
Можно называть слово или фразу, (широко распространеные в песнях, например, «зима», «любовь», «дружба»), вспоминать и петь песни с этими словами. Кто больше знает, тот и выиграл.
А можно просто включать любимые диски (как, вариант, подготовить подборки с рождественскими, новогодними песнями) и петь под них вместе с детьми.
7) «Угадай мелодию»
Для этой игры нужно включать или напевать первые ноты проигрыша к песне или первую строку. Выигрывает тот, кто угадал первым, что это за песня.
Можно потом спеть всю песню вместе.
Далее — 5 вариантов словесных игр от Жени Кац:
1) «Я беру с собой в дорогу ...»
Ведущий задумывает правило-критерий, по которому он «возьмет в дорогу» те или иные предметы. Например, это могут быть все круглые предметы или, сложнее, съедобные, начинающиеся с гласной.
Он начинает игру, давая один правильный ответ: «Я беру с собой... арбуз». Другие участники ставят ведущему вопросы, пытаясь понять критерий, за которым он выбирал предмет. Они могут спросить, берет ли он с собой банан, апельсин, огурец и т.д., и из ответов «да» или «нет» пытаться отгадать правило.
- Когда кто-то думает, что отгадал правило, он говорит об этом и называет правило. Если правило названо неверно, то он выходит из игры. Малышам можно давать несколько попыток.
2) Четвертый лишний
Игроки загадывают друг другу три слова из одной группы предметов и четвертое — с другой. Остальные должны угадать, что лишнее. Но в этой игре важно не только угадать лишнее, но и объяснить свое решение. И если объяснение хорошее, то вполне можно признать правильным и не то решение, которое задумал автор.
- Например: «огурец, банан, морковь, вишня» (лишняя вишня, она маленькая и не длинная, а круглая) и «груша, картофель, яблоко, персик» (здесь будет лишний картофель: это овощ, а не фрукт)
- А вот в группе «огурец, помидор, киви, горох» лишними могут быть и помидор — он другого цвета, и горох — он растет в стручках и киви — он пушистый, и огурец — он длинный.
3) Определения
Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а потом начинают давать им собственные определения.
Например, все придумывают слова, начинающиеся на букву «К».
- Это — много ветвей, но меньше, чем дерево.
- Это — очень колючее растение из пустыни.
- Это — очень кислая красная ягода.
- Это — то, что нужно перелистывать.
- Это — напиток, похожий на кофе с молоком по цвету.
4) «Шнуцать»
Ведущий загадывает глагол и заменяет его словом «шнуцать». Остальные игроки должны задавать вопросы и отгадать глагол. Вопросы могут быть развернутыми, единственное ограничение — всегда заменять глагол (и производные) словом «шнуцать».
Например, загадано «завтракать». Вопросы могут быть такими:
- Что нужно, чтобы качественно пошнуцать? (Ложка, вилка и нож);
- Когда чаще всего шнуцают? (Каждое утро);
- В шнуцерующих есть профессиональный праздник? (Нет).
5) Тройная чепуха
Каждый загадывает букву и составляет смешную фразу из трех или более слов, чтобы каждое начиналось именно с этой буквы.
- Например, синяя синица сонно поет серенады.
Кроме того, можно придумывать собственные семейные сказки и истории — и записывать их на остановках.
4. НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Сейчас в продаже появилось огромное количество интересных настольных игр. И, если раньше это были исключительно «ходилки» с кубиком и фишками на поле, то теперь различных игр продается очень много. Некоторые из них отлично подходят для разновозрастной компании.
В дорогу лучше брать компактные игры, которые не имеют мелких деталей (ведь они легко затеряются) и не требуют устойчивости при игре (при движении в транспорте такие игры просто рассыплются и огорчат малыша).
Хорошими вариантами могут быть «Dobble», «Uno», «Сortex», «Fit & fun» и другие.
- Расскажем подробнее об одной из них — «Dobblе». Это — игра с круглыми карточками, на каждой из которых изображены восемь маленьких картинок. Карточки так устроены, что на любой паре карт есть только одна одинаковая картинка. Задача в том, чтобы быстро ее найти и назвать. А вообще в этой игре есть пять различных вариантов правил.
Она подходит как для детей лет с четырех, так и для взрослых. Мы проверяли — играть очень весело и интересно.
5. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСТАНОВКАХ
Чтобы дети легче переносили долгий путь, психолог Елена Пузатко рекомендует давать им возможность подвигаться, побегать, попрыгать. Поэтому запланируйте для поездки на автомобиле остановки в пути, старайтесь это делать каждые 2 часа.
- Выбирайте для остановки безопасное место — чтобы был участок для прогулок подальше от дороги. Пусть дети побегают достаточно.
1) Вариантом подвижной игры может стать всем известный «колдунщик»: это когда один или двое ведущих — колдуны и гоняются за другими. Тот, кого догнали и «заколдовали» замирает на месте, раскинув руки, и кричит «чай-чай-выручай». Остальные игроки могут пробежать мимо и расколдовать, коснувшись его ладони.
2) «Тише едешь, дальше будешь, стоп!»
Пока ведущий говорит эти слова, игроки пытаются тихонько к нему подойти сзади. Но, только сказав «стоп!», он оборачивается и штрафует тех, кто не успел застыть на месте. Игру можно усложнять, задавая смешные или каверзные вопросы. Если тот, кто отвечает, пошатнется или не сможет ответить, он делает два шага назад.
Специалисты отмечают, что чем меньше ребенок, тем чаще ему нужно переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому все гаджеты/игрушки идеально сочетать с общением, различными устными развлечениями и подвижными играми.
- Например, посмотрели мультфильм, поиграли в устную игру, дальше порисовали, подвигались, спели, поиграли в настольные игры или игрушки, придумали новое устное развлечение. Такое распределение поможет разнообразить досуг детей и позволит родителям периодически отдыхать и наслаждаться дорогой.
Надеемся, эти идеи помогут вам провести время в пути весело и с пользой. Главный секрет, по утверждению психолога, — «играть самым восторженно и с радостью и проявлять к детям максимум терпения, заботы и любви».
Желаем приятных поездок!