Пребывание на карантине является испытанием для каждого из нас — детей, подростков, родителей, дедушек и бабушек. Мы никогда раньше не сталкивались с таким и не подозревали, что придется. Поэтому сейчас люди во всем мире растерянные, тревожные и неуверенные в завтрашнем дне. И это — нормально. Бояться угрозы и неизвестного — это нормально.

Но важно, что дальше мы будем делать со своим страхом, сможем ли мы общаться со своими детьми с позиции взрослого или у нас просто не хватит на это сил из-за выгорания? Часто в такие сложные моменты нам необходима помощь и советы психологов и психотерапевтов.

Именно поэтому в сегодняшней статье мы приводим рекомендации детского и семейного психолога Светланы Ройз о том:

Нужно ли говорить с маленькими детьми о карантине и коронавирусе?

В интервью Маше Ефросининой для UNICEF Ukraine Светлана Ройз уверяет, что даже дошкольникам, детям до 6 лет, нужно объяснять, почему сейчас жизнь вашей семьи изменилась.

Ведь дети вместе с нами волнуются, они не понимают, что происходит. Помните, что ребенок в первую очередь улавливает наши невербальные сигналы (мимику, жесты, настроение). И если с того, что ребенок считывает, он чувствует опасность — это может повлиять на состояние его иммунитета, так как психологический и физический иммунитет связаны между собой.

Кроме того, дети часто винят себя, когда чувствуют, что что-то идет не так, как нужно, — «из-за меня проблемы». Поэтому важно дать ребенку понять, что он не виноват. Психолог отмечает: «Мы не знаем, что себе придумывают и додумывают дети». Поэтому чем больше информации от нас они получат, тем меньше у них будет тревоги.

Как сказать о ситуации детям?

В интервью Илоне Довгань для Радио НВ Светлана предлагает рассказывать детям о том, что сейчас есть болезнь, которая очень быстро распространяется по миру. И для того, чтобы мы были в безопасности, чтобы все дети в стране находились в безопасности, у нас введен карантин. Не потому, что мы все больные, не потому, что все умрем, а для того, чтобы сохранить наше здоровье.

Психолог убеждает не стесняться говорить детям, что у нас всех повысилась ответственность. Мы можем говорить детям: «Мне нужна твоя помощь. И помощь нужна нашей семье. Что ты можешь взять на себя?».

Также психолог предлагает составить список того, что важно делать. Не просто распечатать, а вместе с детьми написать, нарисовать свой список и свой план действий.

Психолог объясняет: в момент реальной опасности мозг очень быстро решает «Драться, замереть или бежать», поэтому в критических ситуациях у нас должна или включаться механическая память (а для этого информация должна быть очень хорошо закреплена), или быть внешняя конкретная информация, которая нас «стабилизирует».

Карантин с детьми: сложные разговоры, профилактика выгорания и идеи для досуга от психолога Светланы Ройз на Learning.ua

Как реагировать на обесценивающее поведение подростков?

У многих подростков сейчас может наблюдаться позиция отрицания опасности, обесценение слов и заботы родителей, конфликты с ними. Как реагировать на обесценение подростками ситуации и наших действий? Психолог советует родителям в таких ситуациях сесть устойчиво (с опорой) и сказать себе «Я — хорошая мама (папа). Я понимаю, почему это происходит». И самое важное — научиться не воспринимать это личностно.

По утверждению психолога, задача этого обесценивания — сброс с пьедестала мамы (папы) для того, чтобы поставить на него себя. Это — обязательное условие взросления. И помните. обесценивание проживается только с тем, кто является невероятно дорогим и ценным.

С подростками также очень важно обсудить ситуацию, в который мы сейчас находимся, и подумать о том, что каждый из нас в этой ситуации может сделать. По словам Светланы, вы можете сказать ребенку:

Как родителям не выгореть?

Для того, чтобы оставаться в ресурсе и иметь возможность говорить с ребенком из состояния покоя и стабильности, Светлана советует родителям делать вклад в себя:

Ведь, когда мы расслаблены и спокойны, ребенок рядом с нами также расслабляется. Помните:

К тому же, детям очень полезно знать, что маме нужно 5-10-15 минут «на заботу о себе». Так, уверяет психолог, ребенок учится уважать и свое пространство и также учится тому, что о себе можно заботиться.

Как разнообразить досуг на карантине?

Психолог советует сделать копилку различных игр, рисовать с ребенком, устраивать театр теней и совместные просмотры мультфильмов. Ведь очень важно смотреть мультфильмы рядом с родителями, чтобы иметь возможность его обсудить и определенные вещи отрефлексировать.

Психолог также не рекомендует сейчас сильно нагружать детей. Им нужно дать возможность отдохнуть, отреагировать свою тревогу и ... поскучать. А, если мы начинаем развлекать ребенка, мы лишаем его собственной энергии и удовольствия от своих действий.

Нужно давать возможность вызреть этой мотивации. Потому что, по словам психолога, детское «мне скучно» свидетельствует о потере контакта с собственной энергией, и мы не имеем права делать туда свое вдох. Дети должны успеть сделать свой вдох в жизнь.

Светлана Ройз отмечает, что в доме для ребенка нужно организовать:

Родители должны также возглавить сейчас активность детей и позволять им драться подушками (и самым включаться в эту игру), рисовать на полу классики, прыгать на кроватях и т.п.

А еще психолог советует осознанно искать способы получения радости, заниматься с детьми тем, что вызывает у них и у нас чувство радости.

Одним из способов может быть создание календаря с необычными праздниками. Светлана предлагает каждый день утром, когда дети проснулись, посмотреть, какой сегодня праздник, и вместе с ними посвятить день этой теме.

Карантин с детьми: сложные разговоры, профилактика выгорания и идеи для досуга от психолога Светланы Ройз на Learning.ua

Идеи для календаря от Светланы Ройз:

1. День прислушивания к весне

2. День солнечных зайцев

3. День считания красных машин

4. День любви к пирогам

5. День взаимности чёрных кошек

6. День теплых поцелуев

7. День беличьих хвостов

8. День перебирания в шкафу

9. День поиска зеленого цвета

10. День губ «бантиком»

11. День слова «Молодец»

12. День пускания самолетиков

13. День похлопывания по плечу

14. День «А на что похоже...»

15. День колокольного звона

16. День «МЯУ»

17. День зевания

18. День удачных планов

19. День успеваемости везде

20. День смотрения в зеркало с улыбкой

21. День кустов роз

22. День песен о любви

23. День шевеления ушами

24. День большой пуговицы

25. День взмаха крыльями

26. День цоканий каблуками

27. День слова «БУ»

28. День отпугивания страха

29. День ударения ладонями по воде

30. День ароматов весны

31. День мечты о чуде

Желаем вам здоровья и хорошо проведенного времени вместе со своими детьми!