🎉 До кінця Black Friday залишилось: — промокод V7MGMY
3.6/5

6 важных правил общей игры с ребенком

15371

Нам хорошо известно, что игра является важнейшим инструментом развития и обучения ребенка. Но это не единственные ее функции. Играя с детьми, мы можем построить с ними доверительные отношения, снять их напряжение, а также создать атмосферу радости и веселья дома.

Как на самом деле нужно играть с детьми — узнаем сегодня у экспертов. А в конце предложим 6 идей для игр от известного телеведущего и папы Александра Педана.

Какие задачи выолняют игры?

Елена Данилюк, детский и семейный психолог в своем блоге на YouTube-канале «Family is» отмечает следующие основные функции игры:

1. Инструмент терапии

Игра — это естественная терапия. Она дает ребенку возможность эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. В своей игре ребенок часто разыгрывает прошлые переживания, пытается решить внутренние конфликты.

  • «Для меня это одна из важнейших функций. Многие психологи и психотерапевты пользуются этим инструментом и в форме игры избавляют детей от страхов, комплексов и других негативных факторов, появившихся в их жизни. Почему бы родителям тоже не узнать об этом и не попробовать помочь своему ребенку?» — спрашивает Елена Данилюк.

Клинический психолог-консультант и преподаватель Института Ньюфелда Дебора Макнамара также рекомендует родителям вводить в игру сложные события, которые происходят с детьми в реальной жизни, чтобы они могли их прожить и отпустить:

  • Кто-то в семье заболел? Играем в больницу — заботимся и лечим.
  • На улице произошла авария? Рисуем правила дорожного движения, инсценируем ДТП, спасаем машинки и вывозим их на эвакуаторе в безопасное место на книжной полке.

2. Объединение семьи

Совместная игра способна сплотить членов семьи, обеспечить мир и покой в ​​семье. Именно игры могут сделать отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами лучше и доверительнее.

3. Обучение ребенка

Психолог отмечает, что до 6 лет игра является лучшим инструментом для того, чтобы легко, доступно донести ребенку информацию и сделать ее более интеллектуально развитой.

  • «Если мы будем чрезмерно направлять и фокусировать внимание ребенка в этом возрасте и усаживать ее вместо игры за парты, то силы, которые нужны для других очень важных процессов пойдут на то, чтобы концентрировать внимание», — объясняет Елена Данилюк.

4. Снижение эмоционального напряжения

Часто у детей в течение дня в садике, школе накапливается много энергии, своеобразной психологической скованности от того, что им приходилось сдерживаться, концентрировать внимание, находиться среди других людей. И игра является лучшим способом дать выход этому напряжению в здоровой и веселой атмосфере, а не во время истерики или конфликтов.

5. Эмоциональное развитие ребенка

Эмоциональное развитие является столь же сложным процессом, как и когнитивное. Для развития эмоционального интеллекта ребенку необходимое пространство игры — своеобразная тренировочная площадка для фиксации, осмысления и проживания полного спектра эмоций (страха, гнева, радости, печали, стыда и т.д.).

Именно игра дает возможность ребенку бесстрашно и безнаказанно выражать эмоции.

  • «Это разрешение „неправильно себя вести“, потому что это же понарошку, это всего лишь игра. В реальной жизни не так просто согнать гнев на человека, который не нравится: тебя осудят, будет настоящая боль и стыд. А в игре можно», — разъясняет Дебора Макнамара.

Как правильно играть с ребенком?

Игры на свежем воздухе вместе с детьми

Елена Данилюк напоминает, что для того, чтобы игра выполняла свои задачи, нужно соблюдать определенные правила. Предлагаем рассмотреть их.

1) Не фокусироваться на одном задании

Помните, что игра — это не только обучение и развитие. Позвольте ребенку играть так, как ему нравится, не ругайтесь, когда она из учебных карточек строит дом для куклы.

2) Играть в те игры, которые приносят удовольствие всем участникам

Не заставляйте себя играть в те игры, которые вам не нравятся, но в которые, вам кажется, «нужно играть» с малышом.

  • «Да, мы все сейчас знаем о важности развития мелкой моторики, о том, как важно строить из LEGO с ребенком. Но если вам это не нравится, если вы будете постоянно сидеть и смотреть на часы, ребенок это почувствует. Вы не будете получать удовольствие, ребенок почувствует напряжение и процесс игры превратится в каторгу», — объясняет психолог.

Вспомните себя маленькими, вспомните те игры, которые вам нравились в детстве. Играйте в прятки, настольные игры, читайте книги — выберите тот вариант, который понравится и вам, и вашему ребенку.

3) Играть в активные игры за 40 минут до сна

Елена Данилюк отмечает, что если ребенок в перевозбужденном состоянии ляжет спать, то его сон может быть беспокойным, могут сниться кошмары.

Поэтому в активные игры играем за 40 минут до сна. А после них психолог рекомендует хорошо проветрить комнату ребенка, дать ему воды (или молока, которое хорошо успокаивает детей). Можно также лечь рядом с ребенком, обнять его и вместе с ней успокоить дыхание.

Ведь для восстановления спокойного состояния нужны:

  • свежий воздух;
  • вода;
  • глубокое спокойное дыхание.

4) Установить четкие правила игры

Чтобы активные игры, где можно случайно задеть, толкнуть друг друга, и игры, где есть победители и побежденные, не стали источником конфликтов, важно перед каждой из них устанавливать правила. Проговорите с ребенком, например, следующие правила:

  • 1 правило — «Мы сейчас начинаем играть. В этой игре обязательно кто-то выигрывает, а кто проигрывает. Поэтому мы договариваемся, что, независимо от результата, мы не обижаемся, не расстраиваемся и не ссоримся».
  • 2 правило — «Если кто-то случайно кого-то задел, мы не обижаемся. Потому что мы понимаем, что если мы начнем так реагировать, то нам нет смысла вообще играть».

Конечно, ребенок не сразу сможет их принять и начать соблюдать. Если ваш ребенок бурно реагирует на проигрыш, все равно он будет некоторое время еще расстраиваться и чрезмерно реагировать на это событие. Но наша задача состоит в том, чтобы научить его делать это правильно.

Позволять себе ошибаться, красиво проигрывать и контролировать собственные эмоции — на самом деле очень важные навыки для жизни.

  • «Мы часто требуем от детей, чтобы они сразу же выполняли наши указания. Но 80% взрослых не умеют контролировать собственные эмоции и, когда мы едем в автомобиле, то ярко это видим. Так почему же мы решили, что наш ребенок может научиться этому с первого раза? Так, если ребенок реагирует бурно, наша задача в этот момент объяснить ему, что с ним происходит и успокоить», — советует психолог.

Помните: негативные эмоции так же нужны, как и все остальные. Мы просто должны научить ребенка правильно с ними обращаться. И это можно сделать с помощью игры, планомерно, постепенно объясняя ребенку, что можно договариваться, а не обижаться, показывая ей, что можно по-другому отреагировать, сказать «СТОП! Мне неприятно „или“ Сейчас мы останавливаем игру». Так вы поможете ребенку контролировать свои эмоции, а этот навык поможет ему вести себя достойно в любой жизненной ситуации.

5) Вводить элементы игры в бытовые дела

Елена Данилюк утверждает, что лучшая игра для ребенка — это что-то делать со взрослыми, помогать им с важными делами. Попробуйте вместо просьбы не мешать, привлекать ребенка к бытовым делам. Пока ему это интересно и он сам хочет вам помогать. Ведь может стать слишком поздно.

  • «Когда месите тесто, дайте ребенку возможность также его помесить, попробовать на ощупь. Поддерживайте малыша, говорите „Ты мне помогаешь, ты — такая умничка!“ Убираете в доме — дайте ребенку какую-то тряпку, пусть вытирает подоконник. Похвалите его после этого, скажите, что без нее бы не справились, поблагодарите за помощь», — рекомендует психолог.

Так вы не только повышаете самооценку ребенка, но и даете ему почувствовать связь с вами и то, что он нужен семье и делает что-то полезное.

6) Давать возможность поскучать

Не спешите развлекать ребенка, когда он не знает, чем заняться: скучать, так же как и играть, детям нужно для того, чтобы развиваться. Именно в такие моменты они придумывают что-то новое, фантазируют, учатся понимать свои желания.

  • Скука также позволяет ребенку осознать, что он обладает внутренними ресурсами, чтобы играть в одиночку. Как он может об этом узнать, если родители постоянно его развлекают, втягивают в какие-то занятия и игры?

Надеемся, эти рекомендации помогут вам улучшить отношения с ребенком и превратить ваши совместные игры в увлекательное занятие, которого с нетерпением ждут все участники.

А для того, чтобы сразу проверить советы психологов на практике, предлагаем вам подборку игр от Александра Педана, ведущего Нового канала, лидера спортивного движения «JuniorZ» и отца двоих детей. Александр уверяет, что эти игры понравятся как маленьким детям, так и подросткам.

Подборка игр для детей от Александра Педана

1. Эстафеты из подручных материалов

Активные игры с детьми

  • Игра прекрасно подойдет маленьким деткам, которые сейчас не могут играть на детской площадке.

Автор предлагает сделать небольшой квест прямо в квартире или доме. На бумаге укажите станции, которые нужно пройти, чтобы получить приз. Полосу препятствий можно сделать из подручных материалов. Например:

  • пролезть под стульями;
  • перепрыгнуть полоски скотча;
  • пройти с воздушным шариком между ногами;
  • пробежать наперегонки в наволочках и т. п.

Фантазируйте, придумывайте собственные конкурсы, которые понравятся вашему ребенку. Александр уверяет, что удержаться и не начать проходить квест вместе с малышами, невозможно.

2. Викторины

Интеллектуальное развитие детей вместе с Learning.ua

  • «Физическая активность — это очень хорошо, но не стоит забывать и об интеллектуальном развитии ребенка. И родителям узнать что-то новое очень полезно», — объясняет выбор игры телеведущий.

Схема игры очень проста: нужно найти в интернете или энциклопедиях интересные факты о животных, природных явлениях, Украине и др. Собираете всю семью (автор советует за столом с чем-то вкусненьким) и задаете им вопросы. Например:

  • «Угадайте самое пушистое животное в мире»;
  • «Назовите 5 европейских столиц»;
  • «Правда или вымысел?».

Кто больше сделал правильных ответов, получает приз.

3. «Монополия»

Семейная настольная игра - монополия

Это — настольная экономическая игра, участники которой должны, используя стартовый капитал, достичь банкротства других игроков.

  • «Вместе с дочкой и женой обожаем играть в украинскую монополию. То есть путешествуешь Киевом, Харьковом, Сумами, где можешь приобрести отечественные заводы и компании. Ну, приятно же, когда ты такой в ​​пижаме являешься владельцем Укртелекома и квартиры в центре Киева. Еще вспоминаем географию Украины», — рассказывает Александр.

4. «Я никогда не ...»

Для этой игры не нужно ничего покупать, загружать на смартфон или придумывать. Просто делаете себе горячий чай, садитесь в круг и начинаете раскрывать свои секреты.

оворить нужно о том, чего никогда в жизни не пробовал. Если же кто-то в кругу делал это, то он загибает палец.

Например: «Я никогда не сидел дома больше недели». Тот, кто сидел, загибает палец.

  • «Важно делать это в очень расслабленной и веселой атмосфере. Вместе с фактами вспоминаются комические истории. После такого вечера вы станете намного ближе со своим ребенком», — делится впечатлениями от игры отец.

5. «Дженга»

Играем в дженгу с детьми

Эта настольная игра будет интересной и детям, и подросткам, и родителям.

Правила: игроки по очереди достают блоки из башни, сложенной из деревянных брусков и ложат на верхушку, делая башню выше и менее устойчивой.

  • «Когда достаешь блок из шаткой башни, эмоции сдержать невозможно. А у детей и мелкая моторика классно развивается. Огромный плюс этой игры: она никогда не надоедает. Реально! Однозначный лайк! », - уверяет Александр.

6. «Петанк»

Эта игра является фаворитом для Александра Педана. Именно ее он вместе со своим спортивным движением «JuniorZ» стремится внедрить в школы всей Украины. Специально для детей команда разработала мягкий петанк, очень безопасный и удобный.

  • Правила: нужно начертить круг или достатькорзину для белья или ведро; взять шарики, мячики, яблоки, апельсины или мандарины и попробовать бросить так, чтобы попасть в цель.

Игра нравится и детям, и взрослым: она несложная, не занимает много места и при этом прекрасно развивает координацию и точность.

Нам кажется, идеи Александра прекрасно подходят для совместного досуга с детьми и практической проверки рассмотренных сегодня правил. Будем очень рады прочитать о вашем опыте применения этих идей и рекомендаций. Вы всегда можете поделиться с нами своими впечатлениями в комментариях.

Желаем вам провести праздничные выходные с пользой и удовольствием!

Теги
Ваша оценка
Комментарии
Следующие статьи
Як допомогти першокласнику читати швидше і з радістю

Як допомогти першокласнику читати швидше і з радістю

27. Листопада 2025
У статті зібрані прості й дієві способи, які допоможуть першокласнику поступово читати швидше та впевненіше. Ви ...
Пів, напів і полу: як писати правильно за новим правописом

Пів, напів і полу: як писати правильно за новим правописом

27. Листопада 2025
Частки пів-, напів- та полу- часто плутають і діти, і дорослі. У цій статті зібрані зрозумілі правила ...
Порівняння чисел у 2 класі: поради для батьків

Порівняння чисел у 2 класі: поради для батьків

25. Листопада 2025
Як навчити другокласника впевнено порівнювати числа, не плутатися в знаках і розуміти задачі на «більше-менше»? ...
Подпишитесь на наши новости