С 25 мая в Украине могут возобновить работу дошкольные учебные заведения. По словам и.о.министра образования Любомиры Мандзий, решение об открытии садов в каждом регионе будет приниматься в зависимости от эпидемиологической ситуации.
- Предлагаем ознакомиться с Проектом временных рекомендаций Главного государственного санитарного врача Виктора Ляшко по организации противоэпидемических мероприятий в учреждениях дошкольного образования на период карантина по ссылке. Напомним, эти рекомендации были представлены для общественного обсуждения.
Но пока представители государства и руководство детских садов работают над тем, чтобы обеспечить оптимальные и безопасные условия для пребывания детей в учебных заведениях, мы предлагаем родителям обратить внимание на рекомендации детского и семейного психолога Светланы Ройз по безопасному возвращению детей в садик. Ведь длительное пребывание дома повлечет определенные трудности после восстановления посещения дошкольного учреждения детьми.
- «Плохая новость — да, период адаптации к садику после карантина неизбежен. (Как и у взрослых — по возвращении на работу). Хорошая новость — он будет не таким долгим и не столь проявленным, как тот, который мы уже с ребенком проживали», — объясняет психолог.
Поэтому приводим советы Светланы Ройз по подготовке детей к посещению садика:
1. Играть с ребенком в детский сад, проигрывать режимные моменты в саду (раздевание, прощание, игры с детьми (делиться — не делиться игрушками), туалет, еда, тихий час, прогулки, праздники) и правила в сюжетно-ролевых играх (с любыми игрушками).
- Кроме того, можно найти книгу Светланы Ройз «Я иду сегодня в садик» («Я сьогодні йду в садок») и полистать, поиграть фигурками мальчика (девочки), которые собираются в детский сад. Психолог отмечает, что книга сейчас будет полезна для всех детей дошкольного возраста, независимо от их жизненного опыта.
2. Возвращаться в привычный режим дня
Начните уже сейчас плавно смещать время сна и подъема, приближая их к режиму детского сада. Необходимыми составляющими ежедневного режима ребенка также физическая физической активности, подвижные игры, прогулки.
- «Режим дня — это не только о телесности, отдых, это также о чувстве границ, безопасности, правилах», — отмечает психолог.
3. Устраивать онлайн-«встречи» ребенка с другими детьми его возраста
Светлана предлагает организовать конференции на платформе ZOOM с другими детьми из группы детского сада. Вот ее рекомендации по проведению:
- Первые встречи должны быть короткими — не более 10 минут, с обязательной модерацией воспитателя (или кого-то из родителей), который по очереди в каждой встрече будет называть детей по имени, здороваться, давать ощущение важности каждому ребенку.
- Отличным вариантом встречи будет знакомство с любимой игрушкой, когда дети представляют друг другу своих «друзей». А потом эту игр когда дети представляют друг другу своих «друзей». А потом эту игрушку можно взять с собой в детский сад, ведь она уже будет «знакома с чужими» людьми.
- Подобные встречи не нужно проводить слишком часто, но важна регулярность. Психолог рекомендует встречаться 2 раза в неделю в течение 10-15 минут.
- Взрослым важно быть рядом, чтобы включаться и при необходимости модерировать встречу.
- А детям после этих встреч, возможно, потребуется отдых. Светлана отмечает, что после таких онлайн-бесед у ребенка может наблюдаться перевозбуждение.
4. Мечтать вместе с ребенком о предстоящем походе в детсад
- «С детьми важно „мечтать“. Мы можем говорить: „А я мечтаю пойти на работу. Я представляю, как надену платье, туфли, подберу серьги... По твоему мнению, какие серьги подойдут к этому платью? Давай помечтаем, как ты собираешься в сад. Что ты хочешь одеть? (Вы можете, также проиграть эти ситуации.) Какое игрушку возьмешь? А какой дорогой мы пойдем?“ И в воображении „пройдитесь“ в садик», — предлагает Светлана.
5. Помнить, что после длительного карантина детям сложно расставаться с родителями.
Первую неделю они могут возвращаться из садика более капризными и перевозбужденными. Отнеситесь с пониманием к состоянию ребенка.
- «Не забывайте, что привыкание к новой среде — это огромная нагрузка на ребенка, причем не только на «эмоциональный уровень», но и на «физический», — объясняет Светлана в предисловии к своей книге.
А в первый день пребывания в садике психолог советует забрать ребенка немного раньше.
- «Идеально, если в саду подготовятся к встрече и сделают праздник (с заготовленным плакатом), развесят фотографии детей (ребенок, когда приходит в группу и видит там свое фото — чувствует себя уже интегрированным „в среду“, чувствует безопасность)».
6. Создавать новые традиции, как в семьях, так и в группах детского сада
В младшей школе и в детских садах психолог предлагает начинать день с песенки, которую можно сопровождать зарядкой, движениями.
- «Например, с Вальдорфского сборника песен: «Сонце підіймається, серце зігрівається, прокидається земля. З нею Я». А на прощание (это уже я составляла для дочери и для знакомых групп) — «Ясне сонечко сідає. У віконце заглядає. Час додому (час у ліжко) нам збиратись. Обійматись і прощатись», — приводит примеры Светлана.
Она отмечает, что когда мы поем вместе — это не просто синхронизация, это очень важный опыт близости.
7. Напоминать детям о том, что их «внутреннему котику» (собачке) важно писать и какать
- «В книге я это подробно описываю. Мы можем сказать, что период адаптации завершился, когда ребенок позволяет себе в саду пописать (какают дети в саду редко), буквально — это свидетельствует о том, что ребенку безопасно „отпустить“, прекратить контролировать что-то важное для нее».
8. Рассказать ребенку о «правиле трусиков»
Спокойно и серьезно объясните ребенку, что то, что находится в трусиках, — интимные части тела — мы людям не демонстрируем. Их не должны касаться чужие, посторонние люди, а разрешается касаться только родителям, когда купают, врачам с разрешения родителей.
Светлана рекомендует напомнить ребенку, что при любых прикосновениях чужих людей к тому, что в трусиках, она должна кричать, привлекать внимание.
9. Обсудить с ребенком правила пользования игрушками
Ребенок должен знать, что есть игрушки личные — которыми она не обязана ни с кем делиться, если не хочет, но может ими играть вместе с другими. Напомните ребенку, что есть чужие игрушки — которые мы берем только с разрешения владельца, а есть общие игрушки — которыми мы играем вместе, договариваясь о совместной игре.
10. Дать обещание ребенку, что вы за ним придете
«Обязательно нужно сказать ребенку: „Я заберу тебя — и мы пойдем гулять (в кафе, играть домой)“. Если ребенок прижимается к вам, не отпуская, стоит применить одну из практик книги („Я иду сегодня в садик“ — прим .ред). Например, напомнить: если положить руку на сердце, можно слушать „люб-лю“», — рекомендует Светлана.
- Также психологи советуют во время периода адаптации ребенка к садику придумать собственный ритуал прощания с ним. О необходимости его проведения и важных вещах, которые стоит при этом сказать ребенку, мы писали в статье «Уроки разлуки: как маме адаптироваться к детскому саду».
11. Помнить, что ребенок рядом с родителями может вести себя хуже, чем в детском саду (с бабушками или нянями)
Светлана уверяет, что это точно не потому, что мы — плохие родители, а как раз — наоборот:
- «Иногда, когда ребенок встречается с родителями после разлуки, у него заметно ухудшается поведение. И тогда люди, которые ухаживали за ребенком, пока родители отсутствовали, могут сказать: „До того, как вы пришли, это была золотой ребенок“. А ребенок целый день накапливает напряжение! Как бы хорошо ему не было в саду или с другим взрослым, он все равно чувствует себя в безопасности вместе с родителями. И, когда родители приходят, он им „возвращает“ — выпускает в них всё своё напряжение. А это — признак доверия».
12. Следить за речью и сигналами, которые мы транслируем детям
«Если ребенок улавливает или слышит, что мы ОТПРАВЛЯЕМ его в садик, так как от него устали, еслиона часто слышит, что именно из-за него мы не можем себе чего-то позволить — то тревоги перед походом в детский сад может быть больше. Будет больше сложностей с адаптацией, будет больше страха остаться самому (страха перед засыпанием, разлуки), страха, что мы вообще за ним не придем и с садика не заберем. Ну, и мы тогда перестаем быть безопасной и надежной опорой», — отмечает психолог.
Она также отмечает, что дети не очень хорошо понимают метафоры и косвенную речь, а преимущественно воспринимают все буквально. Поэтому очень важно следить за тем, что мы говорим непосредственно детям и другим людям в их присутствии.
- К слову, в статье «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?» мы приводили 10 фраз, которых стоит избегать в общении с детьми, которые идут в детский сад. Ознакомиться с ними можно по ссылке.
Надеемся, эти важные советы помогут вам облегчить адаптацию ребенка к учебному заведению после карантина. Желаем вам терпения и сил в этот непростой период!