4/5

Возвращение в детский садик: советы от Светланы Ройз

7930

С 25 мая в Украине могут возобновить работу дошкольные учебные заведения. По словам и.о.министра образования Любомиры Мандзий, решение об открытии садов в каждом регионе будет приниматься в зависимости от эпидемиологической ситуации.

  • Предлагаем ознакомиться с Проектом временных рекомендаций Главного государственного санитарного врача Виктора Ляшко по организации противоэпидемических мероприятий в учреждениях дошкольного образования на период карантина по ссылке. Напомним, эти рекомендации были представлены для общественного обсуждения.

Но пока представители государства и руководство детских садов работают над тем, чтобы обеспечить оптимальные и безопасные условия для пребывания детей в учебных заведениях, мы предлагаем родителям обратить внимание на рекомендации детского и семейного психолога Светланы Ройз по безопасному возвращению детей в садик. Ведь длительное пребывание дома повлечет определенные трудности после восстановления посещения дошкольного учреждения детьми.

  • «Плохая новость — да, период адаптации к садику после карантина неизбежен. (Как и у взрослых — по возвращении на работу). Хорошая новость — он будет не таким долгим и не столь проявленным, как тот, который мы уже с ребенком проживали», — объясняет психолог.

Поэтому приводим советы Светланы Ройз по подготовке детей к посещению садика:

1. Играть с ребенком в детский сад, проигрывать режимные моменты в саду (раздевание, прощание, игры с детьми (делиться — не делиться игрушками), туалет, еда, тихий час, прогулки, праздники) и правила в сюжетно-ролевых играх (с любыми игрушками).

  • Кроме того, можно найти книгу Светланы Ройз «Я иду сегодня в садик» («Я сьогодні йду в садок») и полистать, поиграть фигурками мальчика (девочки), которые собираются в детский сад. Психолог отмечает, что книга сейчас будет полезна для всех детей дошкольного возраста, независимо от их жизненного опыта.

Возвращение в детский садик: советы от психологов на Learning.ua

2. Возвращаться в привычный режим дня

Начните уже сейчас плавно смещать время сна и подъема, приближая их к режиму детского сада. Необходимыми составляющими ежедневного режима ребенка также физическая физической активности, подвижные игры, прогулки.

  • «Режим дня — это не только о телесности, отдых, это также о чувстве границ, безопасности, правилах», — отмечает психолог.

3. Устраивать онлайн-«встречи» ребенка с другими детьми его возраста

Светлана предлагает организовать конференции на платформе ZOOM с другими детьми из группы детского сада. Вот ее рекомендации по проведению:

  • Первые встречи должны быть короткими — не более 10 минут, с обязательной модерацией воспитателя (или кого-то из родителей), который по очереди в каждой встрече будет называть детей по имени, здороваться, давать ощущение важности каждому ребенку.
  • Отличным вариантом встречи будет знакомство с любимой игрушкой, когда дети представляют друг другу своих «друзей». А потом эту игр когда дети представляют друг другу своих «друзей». А потом эту игрушку можно взять с собой в детский сад, ведь она уже будет «знакома с чужими» людьми.
  • Подобные встречи не нужно проводить слишком часто, но важна регулярность. Психолог рекомендует встречаться 2 раза в неделю в течение 10-15 минут.
  • Взрослым важно быть рядом, чтобы включаться и при необходимости модерировать встречу.
  • А детям после этих встреч, возможно, потребуется отдых. Светлана отмечает, что после таких онлайн-бесед у ребенка может наблюдаться перевозбуждение.

4. Мечтать вместе с ребенком о предстоящем походе в детсад

  • «С детьми важно „мечтать“. Мы можем говорить: „А я мечтаю пойти на работу. Я представляю, как надену платье, туфли, подберу серьги... По твоему мнению, какие серьги подойдут к этому платью? Давай помечтаем, как ты собираешься в сад. Что ты хочешь одеть? (Вы можете, также проиграть эти ситуации.) Какое игрушку возьмешь? А какой дорогой мы пойдем?“ И в воображении „пройдитесь“ в садик», — предлагает Светлана.

5. Помнить, что после длительного карантина детям сложно расставаться с родителями.

Возвращение в детский садик: советы от психологов на Learning.ua

Первую неделю они могут возвращаться из садика более капризными и перевозбужденными. Отнеситесь с пониманием к состоянию ребенка.

  • «Не забывайте, что привыкание к новой среде — это огромная нагрузка на ребенка, причем не только на «эмоциональный уровень», но и на «физический», — объясняет Светлана в предисловии к своей книге.

А в первый день пребывания в садике психолог советует забрать ребенка немного раньше.

  • «Идеально, если в саду подготовятся к встрече и сделают праздник (с заготовленным плакатом), развесят фотографии детей (ребенок, когда приходит в группу и видит там свое фото — чувствует себя уже интегрированным „в среду“, чувствует безопасность)».

6. Создавать новые традиции, как в семьях, так и в группах детского сада

Возвращение в детский садик: советы от психологов на Learning.ua

В младшей школе и в детских садах психолог предлагает начинать день с песенки, которую можно сопровождать зарядкой, движениями.

  • «Например, с Вальдорфского сборника песен: «Сонце підіймається, серце зігрівається, прокидається земля. З нею Я». А на прощание (это уже я составляла для дочери и для знакомых групп) — «Ясне сонечко сідає. У віконце заглядає. Час додому (час у ліжко) нам збиратись. Обійматись і прощатись», — приводит примеры Светлана.

Она отмечает, что когда мы поем вместе — это не просто синхронизация, это очень важный опыт близости.

7. Напоминать детям о том, что их «внутреннему котику» (собачке) важно писать и какать

  • «В книге я это подробно описываю. Мы можем сказать, что период адаптации завершился, когда ребенок позволяет себе в саду пописать (какают дети в саду редко), буквально — это свидетельствует о том, что ребенку безопасно „отпустить“, прекратить контролировать что-то важное для нее».

8. Рассказать ребенку о «правиле трусиков»

Спокойно и серьезно объясните ребенку, что то, что находится в трусиках, — интимные части тела — мы людям не демонстрируем. Их не должны касаться чужие, посторонние люди, а разрешается касаться только родителям, когда купают, врачам с разрешения родителей.

Светлана рекомендует напомнить ребенку, что при любых прикосновениях чужих людей к тому, что в трусиках, она должна кричать, привлекать внимание.

9. Обсудить с ребенком правила пользования игрушками

Ребенок должен знать, что есть игрушки личные — которыми она не обязана ни с кем делиться, если не хочет, но может ими играть вместе с другими. Напомните ребенку, что есть чужие игрушки — которые мы берем только с разрешения владельца, а есть общие игрушки — которыми мы играем вместе, договариваясь о совместной игре.

10. Дать обещание ребенку, что вы за ним придете

«Обязательно нужно сказать ребенку: „Я заберу тебя — и мы пойдем гулять (в кафе, играть домой)“. Если ребенок прижимается к вам, не отпуская, стоит применить одну из практик книги („Я иду сегодня в садик“ — прим .ред). Например, напомнить: если положить руку на сердце, можно слушать „люб-лю“», — рекомендует Светлана.

11. Помнить, что ребенок рядом с родителями может вести себя хуже, чем в детском саду (с бабушками или нянями)

Светлана уверяет, что это точно не потому, что мы — плохие родители, а как раз — наоборот:

  • «Иногда, когда ребенок встречается с родителями после разлуки, у него заметно ухудшается поведение. И тогда люди, которые ухаживали за ребенком, пока родители отсутствовали, могут сказать: „До того, как вы пришли, это была золотой ребенок“. А ребенок целый день накапливает напряжение! Как бы хорошо ему не было в саду или с другим взрослым, он все равно чувствует себя в безопасности вместе с родителями. И, когда родители приходят, он им „возвращает“ — выпускает в них всё своё напряжение. А это — признак доверия».

12. Следить за речью и сигналами, которые мы транслируем детям

Возвращение в детский садик: советы от психологов на Learning.ua

«Если ребенок улавливает или слышит, что мы ОТПРАВЛЯЕМ его в садик, так как от него устали, еслиона часто слышит, что именно из-за него мы не можем себе чего-то позволить — то тревоги перед походом в детский сад может быть больше. Будет больше сложностей с адаптацией, будет больше страха остаться самому (страха перед засыпанием, разлуки), страха, что мы вообще за ним не придем и с садика не заберем. Ну, и мы тогда перестаем быть безопасной и надежной опорой», — отмечает психолог.

Она также отмечает, что дети не очень хорошо понимают метафоры и косвенную речь, а преимущественно воспринимают все буквально. Поэтому очень важно следить за тем, что мы говорим непосредственно детям и другим людям в их присутствии.

Надеемся, эти важные советы помогут вам облегчить адаптацию ребенка к учебному заведению после карантина. Желаем вам терпения и сил в этот непростой период!

Теги
Ваша оценка
Комментарии
Следующие статьи
Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

22 Жовтня 2025
Вирізання гарбуза на Гелловін — це не лише святкова традиція, а й чудова можливість провести час разом із дитиною. ...
Канікули в Україні 2025–2026 — шкільний календар

Канікули в Україні 2025–2026 — шкільний календар

16 Жовтня 2025
Дізнайтеся, коли школярі відпочиватимуть у 2025–2026 навчальному році. У статті зібрано рекомендовані періоди ...
8 конкурсів для учнів, студентів та педагогів з дедлайном ...

8 конкурсів для учнів, студентів та педагогів з дедлайном ...

14 Жовтня 2025
До кінця 2025 року є можливість взяти участь у багатьох цікавих заходах та конкурсах. В нашому списку конкурси ...
Подпишитесь на наши новости