Итальянский педагог и врач Мария Монтессори создала свою систему обучения в начале XX века. Со временем ее методы нашли поклонников во всем мире, в разных странах педагоги начали создавать Монтессори-сады, а родители — проектировать дома игровые зоны по советам педагога.
В чем же собственно состоит методика Монтессори? Ее ключевым принципом является фраза: «Помоги мне это сделать самому». Мария считала, что каждый ребенок от рождения стремится к знаниям. Поэтому родителям и педагогам нужно только создать для него развивающую среду, научить его пользоваться предметами и позволить самому выбирать, с чем, как и сколько играть.
Значительное внимание в своей системе обучения М.Монтессори уделяла сенсорному (чувственному) развитию дошкольника. Ведь оно становится фундаментом для умственного развития: памяти, мышления, воображения ребенка. Лучшее время для приобретения сенсорного опыта — сензитивный период — от рождения до 5,5 лет. То есть это то время, когда ребенок полнее всего может познавать мир через звуки, запахи, цвета, формы и тактильные ощущения.
Как оказалось, многие игры и практики, которые проводят в Монтессори-садах, можно использовать и дома. Для того, чтобы вы могли самостоятельно обогащать сенсорный опыт детей, мы подготовили подборку интересных сенсорных игр.
1) Сортировка предметов
В 1,5-2 года дети начинают понимать, что вещи принадлежат к разным группам. Это знание и интерес к мелким предметам делают сортировки любимым занятием многих малышей. Во время этой игры вы можете показать различные сенсорные свойства предметов: цвет, размер или форму.
Начинайте всегда с самых простых сортировок, постепенно усложняя их. Можно для начала разделить фасоль на красную и белую или сортировать большие и маленькие камешки на площадке. После освоения простых групп вводятся более сложные сортировки, включающие больше предметов, распределение по нескольким признакам (сортировка коллекции машинок по размерам и цветам, геометрических фигур, вырезанных из картона разного цвета и т.д.).
- Хороший вариант такой игры — сортировка пуговиц. Приобретите несколько наборов из 4-10 одинаковых пуговиц. Смешайте их в большом контейнере, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в меньший контейнер и выбрать из большого такие же.
2) «Изучаем ароматы»
Эта игра направлена на развитие обоняния ребенка. Для нее вам понадобится набор из 12 маленьких одинаковых пластиковых или стеклянных контейнеров с крышками. Можно использовать баночки для специй или из-под детского питания. Нужно сделать два одинаковых набора по 6 баночек в каждом и декорировать их в разные цвета (например, один набор оклеить желтой бумагой, другой — зеленой). Поместите в каждую баночку ватный шарик с нанесенным на него запахом.
- Шарики должны быть парными: один — в желтой баночке, а второй — в зеленой. Для каждой пары используйте свой запах.
Можно использовать жидкие ароматизаторы (капли эфирного масла): например, ваниль, сосна, мята, лимон, миндаль. Будьте осторожны, если ребенок склонен к аллергическим реакциям — выбирайте безопасные для него компоненты. В некоторые баночки вместо ватного шарика можно положить кусочки настоящих продуктов с сильным и приятным запахом, например кусочек лимона или апельсина, зерна кофе, специи, такие как гвоздика или корица.
- Но тогда нужно будет следить за тем, чтобы ребенок не видел, что находится в банке.
Во время игры ребенок берет баночку из одного набора, открывает крышку и нюхает. Его задача — найти такой же запах в баночке с другого набора. После этого он отставляет найденную пару и продолжает узнавание с другими баночками.
- Со временем вещества теряют запах, поэтому их периодически нужно будет заменять.
3) «Красочные фантазии»
В несколько стаканов налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опускать кисточку с различными красками. Сначала покрасьте воду в стаканах в основные цвета: синий, красный, желтый.
Позвольте ребенку экспериментировать, попробуйте смешивать различные краски, получая новые оттенки. Например, если смешаем:
- синий и желтый, получим зеленый цвет;
- желтый и красный — оранжевый;
- красный и синий — фиолетовый;
- синий и белый — голубой;
- красный и белый — розовый;
4) «Галерея текстур»
Для развития тактильных ощущений прекрасно подойдут сенсорные карточки, в основе которых может быть даже обычный картон. На него нужно наклеить что-то мягкое, жесткое, колючее, гладкое, рельефное, металлическое и деревянное.
- Это могут быть ткани различной фактуры, обе части ленты-липучки, канцелярские скрепки, кружево, пленка с пузырьками, кусочки губки для мытья посуды, шнурки, палочки от мороженого.
Для начала ребенок может просто касаться различных текстур, знакомясь с ними. Со временем можно усложнять задачу и предлагать ребенку отгадывать текстуры с закрытыми (завязанными) глазами.
- Кроме того, предлагайте малышу касаться различных предметов, которые его окружают, обращая внимание на то, какие они на ощупь (гладкие, шероховатые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, жесткие, теплые). Прикасайтесь одежды, мебели и игрушек, коры деревьев и листьев, иголок елки, сосны. Можно прятать ладони в муке или крупе, разматывать катушку ниток и клубок шерсти и т. п.
5) «Послушай, как звучит!»
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета — как шуршит листва, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т. п.
- Можно предложить ребенку поиграть с сухой фасолью, во время зачерпывания и пересыпания которой в керамической или стеклянной посуде получается приятный звук. Выбирайте большую фасоль: ребенок не сможет засунуть ее в нос или ухо.
6) Узоры на белом фоне
Если насыпать на обычный поднос манку, можно получить великолепное поле для рисования пальчиком или палочкой. Покажите ребенку, как создаются узоры и появляются разные линии — горизонтальные и вертикальные, прямые и волнистые. Со временем можно переходить к геометрическим фигурам, овладению цифр и букв. Можно предложить ребенку создать собственную картину.
7) «Волшебный мешочек»
Это одна из любимых детских игр. Для нее можно сшить или приобрести цветной мешочек из ткани или сделать отверстие в коробке, в которое ребенок сможет засунуть руку.
Также нужно подготовить набор небольших предметов, хорошо знакомых ребенку (машинка, мячик, игрушечная посуда, кирпичики конструктора, части пирамидки и т.д.). Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в мешочек или коробку. Пусть он на ощупь попытается угадать, что это. Затем поменяйтесь с ним ролями.
- Для старших детей игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.
8) «Звуковые цилиндры»
Эта игра помогает детям развить способность различать звуки. Сделать цилиндры можно из деревянных, пластиковых или стеклянных контейнеров. Они должны быть непрозрачными, чтобы их содержания не было видно. Также контейнер во время тряски должен производить четкий звук, когда внутри него находится какой-то предмет.
- Можно использовать маленькие стеклянные баночки из-под детского питания: нужно закрасить их или закрыть цветной бумагой, чтобы стенки стали непрозрачными. Шесть контейнеров должны быть одного цвета, еще шесть — другого.
Попарно наполните контейнеры (пара разных цветов) предметами, которые выдают интересные звуки (сухим горохом, фасолью, рисом, песком). Предложите ребенку выяснить, какие же контейнеры выдают одинаковые звуки ( «дружат» друг с другом), и совместить каждую пару.
9) «Узнай на ощупь»
Эта игра отлично подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых отличается по текстуре. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и присоединить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.
Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. Когда ребенок откроет глаза, он сможет увидеть, насколько правильным был его выбор.
10) Шнуровка
- Игры со шнурками позволяют тренировать мелкую моторику руки, гибкость кисти и пальчиков ребенка.
Шнуровать можно настоящие предметы одежды или обуви, приобрести бизиборд (бизикуб), в котором будет шнуровка, или же изготовить ее самостоятельно, используя интернет-ресурсы. Вы можете скачать готовый шаблон, заламинировать и сделать в нем отверстия.
Можно предложить ребенку нанизывать на шнурок (с твердым кончиком) обычные или цветные макароны с широкими отверстиями. Покажите ему, как нужно проталкивать кончик шнурка через отверстие, и пусть он продолжает нанизывать самостоятельно. В результате можно получить необычное авторское ожерелье или браслет.
11) «Найди такой же/найди похожий»
В помещении или во время прогулки ищите предметы выбранного вами цвета или размера. Например, красные дома, автомобили, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Так ребенка можно познакомить и с понятием относительности: по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом — маленький.
Со временем, усложняя задачу, ищите предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры: дом — похож на прямоугольник, лужа — на овал, песочница — на квадрат и т. п.
12) «Распознаем звуки»
Для этой игры необходимо подготовить 4-6 предметов, которые издают различные звуки — сильные и слабые. Это могут быть металлические крышки, банка с кофе, коробка с макаронами, деревянные и металлические ложки и т. п. Также можно подготовить корзину или коробку для размещения выбранных объектов.
Сядьте вместе перед корзиной с предметами. Сначала можно показать ребенку, что некоторые предметы можно потрясти, создавая звук, который может быть сильным или слабым (банка с кофе, коробка с макаронами).
- Позже можно перейти к другим действиям, которые помогут совершенствовать слух и распознавание звуков в соответствии с их интенсивностью.
Возьмите, например, две деревянные ложки, и скажите: «Давай проверим, громкий или тихий будет звук, если мы ударим ложки друг о друга». Объясните, что это «слабый» звук. Повторите эксперимент с объектами, которые издают громкий звук (металлические крышки, ложки). Затем попросите ребенка продолжить игру, разделяя предметы на две группы — громкие и тихие.
13) Игра с тканями
Эта игра расширяет способность ребенка оценивать, классифицировать и сопоставлять различные качества тактильных ощущений.
Для нее можно использовать 6-8 кусочков различных тканей (по два одинакового типа). Это может быть шелк, шерсть, хлопок, велюр и т.п.
Попросите ребенка с закрытыми или завязанными глазами найти пары, одинаковые на ощупь, и положить их вместе на стол.
Вот такие необычные игры помогают развивать сенсорные ощущения ребенка и накапливать представления об окружающем мире. К слову, параллельно с сенсорным развитием детей в садах Монтессори приучают к порядку.
- Известный педагог считала, что с раннего возраста важно учить ребенка относиться к игрушкам, материалам с особым уважением — они не должны быть разбросаны по комнате, после игры (занятия) их нужно сразу класть на место. Но объяснять это нужно спокойно, без криков и наказаний.
Будьте терпеливы, не подгоняйте ребенка, он учится и развивается в доступном ему темпе. И ему очень нужна наша поддержка и вера в то, что у него все обязательно получится.