Обычно начало учебного года вызывает у школьников радость и энтузиазм. Но вместе с тем у многих детей повышается тревога (особенно у тех, кто переходит в среднюю школу, меняет класс или учебное заведение). А этой осенью перед школьниками возникнут дополнительные стрессовые ситуации, связанные с новыми условиями обучения и пребывания на улице, в транспорте и т.п.
- К слову, об особенностях учебного процесса мы писали в статье «Как будет происходить обучение в школах с 1 сентября?».
Как мы можем облегчить адаптацию ребенка во время начала учебного года? Что делать с собственной тревогой? О чем стоит поговорить с администрацией школы? Выясняем ответы у психологов, педагогов и врачей.
Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку уменьшить тревогу и стресс в начале обучения?
1. ПОГОВОРИТЬ О БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ
Специалисты из Сообщества психологов Австралии отмечают необходимость разговора с детьми о пандемии и безопасности пребывания в учебном заведении. Ведь во время карантина многие родители рассказывали детям о важности обучения дома для сохранения их здоровья. Поэтому закономерно, что сейчас у детей могут возникать тревожные мысли и вопросы.
Чтобы помочь ребенку чувствовать себя в школе в безопасности, австралийские психологи рекомендуют объяснить им, что:
- решение о возвращении в школу основывается на рекомендациях врачей;
- данные, имеющиеся сегодня, указывают, что дети имеют меньше шансов заразиться вирусом, у них ниже вероятность проявления симптомов и возникновения тяжелого течения болезни COVID-19;
- все в школе упорно работают над тем, чтобы обеспечить безопасность детей;
- каждый, кто болеет, останется дома;
- правительство следит за эпидемиологической ситуацией — если возникнет опасность значительного роста заболеваний, то школы перейдут на дистанционный режим обучения.
Попросите детей задавать вопросы о том, что их волнует, и старайтесь дать им честные и исчерпывающие ответы.
2. ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Важно обсудить новые условия обучения, которые будут введены в школе. Для этого следует обратиться в администрацию заведения и уточнить конкретные меры, которые планируют вводить в нем.
Кроме того, стоит напомнить о важности соблюдения гигиены и социальной дистанции. Детский и семейный психолог Светлана Ройз предлагает пересмотреть с детьми 1-4 классов видеоролик «Супергерої ідуть до школи!», в котором новые правила представлены в простой и понятной для детей форме.
- Отметим, что в среду МинЗдрав несколько изменил правила и разрешил ученикам 1-4 классов заходить в школу и передвигаться в заведении без масок или респираторов.
Попробуйте дома вместе помыть руки, проверьте, делает ли ребенок это правильно и объясните, почему это важно. Тоже самое следует сделать с антисептиком. Объясните ребенку, что сейчас не стоит пользоваться общим
предметами и вещами с другими (делиться едой или пить из одной бутылки).
Со старшими детьми стоит обсудить необходимость:
- соблюдать физическую дистанцию с другими учащимися;
- правильно носить маску, надевая ее на нос и рот;
- чаще мыть и обрабатывать дезинфектором руки;
- избегать обмена предметами с другими учениками, включая бутылки с водой, устройства, канцелярские приборы и книги;
- использовать индивидуальное дезинфицирующее средство для рук (содержащее не менее 60% спирта).
Отдельно стоит остановиться на рекомендациях Центра по контролю и профилактике заболеваний (США) по выбору и ношению масок. Так, специалисты советуют:
1) Объяснить важность ношения маски и то, как она защищает других людей от болезни.
- Стоит также поговорить с ребенком о других людях, которые не могут носить маски по медицинским причинам (например, из-за астмы).
2) Выбирать маски, которые:
- прилегают плотно, но удобно к лицу;
- полностью закрывают нос и рот;
- закрепляются завязками или петлями для ушей;
- состоят из нескольких слоев ткани;
- позволяют дышать без ограничений;
- можно стирать и сушить машиной без повреждений или изменения формы.
3) Купить несколько масок, чтобы вы могли стирать их каждый день и иметь резервные.
4) Четко обозначить маски своего ребенка маркером, чтобы он не путался с другими детьми.
5) Попрактиковаться с ребенком надевать и снимать маску, не касаясь ткани.
6) Подготовить специальную тару (например, небольшой контейнер с крышкой), в которой ребенок может хранить свою маску, когда снимает ее (во время еды или урока).
3. РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯТЬ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Врачи советуют каждое утро проверять состояние ребенка. Если он имеет повышенную температуру, кашель, диарею или рвоту, поход в школу лучше отменить. Необходимо также иметь наготове контакты семейного врача, терапевта или педиатра, чтобы проконсультироваться по поводу симптомов.
Бывшая руководительница МинЗдрава Ульяна Супрун также советует проверить, есть ли у ребенка все необходимые прививки, и наверстать их, если пропустили. Она отмечает:
- «Вакцинироваться сейчас можно! Узнайте график приема на прививку у своего семейного врача, терапевта или педиатра, а также проверьте календарь прививок. Это единственный надежный способ защитить детей от опасных болезней и обезопасить других школьников, которые по определенным причинам не могут получить свою защиту вакциной. Не забывайте о вакцинации против гриппа. Этой осенью сделать эту прививку будет критически важно».
4. ПОЗАБОТИТЬСЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Спросите школьника, как он сейчас себя чувствует и уверьте, что это нормально и естественно время от времени переживать такие эмоции, как волнение, грусть, разочарование или гнев. Относитесь с пониманием к проявлений этих эмоций и объясняйте ребенку, как с ними можно справиться (поговорить о переживаниях с другими, заняться физической активностью, творчеством и т.д.).
Следите за такими изменениями в поведении ребенка, как чрезмерный плач, раздражение, беспокойство, трудности с концентрацией внимания. Они могут быть признаками того, что ребенок борется со стрессом и тревогой. Кроме того, в такой период ребенок может плохо есть или иметь проблемы со сном. Специалисты советуют не игнорировать эти сигналы и обязательно об этом поговорить с ребенком.
Стоит также разговаривать со своим ребенком о его дне, включая то, что ему понравилось, о чем он волновался, и что его ждет завтра.
- К слову, в нашем блоге есть материал, который может помочь вам выбрать подходящее время для подобного разговора и конкретные вопросы. Ознакомиться с ним можно в статье «25 способов спросить ребенка о его школьном дне».
Относитесь с пониманием к чрезмерной эмоциональности и повышенной утомляемости ребенка в этот период. Изменение распорядка, новые правила и школьные нагрузки требуют адаптации в течение определенного времени. Поэтому следите, чтобы ребенок достаточно спал, был физической активным, полноценно питался. Дайте ему больше времени утром, чтобы спокойно и тщательно собраться в школу.
Кроме того, вы можете спланировать дополнительное семейное время, ведь в этот период ребенку может не хватать общения с вами. Подумайте о совместных активностях, которые смогут обеспечить ребенку хорошее настроение и положительные эмоции.
5. ПООБЩАТЬСЯ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Спросите, какие конкретно ваша школа вводит меры безопасности по предотвращению распространения COVID-19.
- Ознакомьтесь с планом вашей школы о том, как ее представители будут общаться с семьями, когда будет выявлено положительный случай инфицирования COVID-19. Уточните, как будет обеспечиваться конфиденциальность учеников.
Стоит также уточнить контакты психологической службы учебного заведения, в которую вы могли бы при необходимости обратиться.
Посоветуйтесь также с администрацией и учителями своих школ об их планах по занятиям физической культурой и физической активностью (в частности, во время перерывов).
6. СЛЕДИТЬ ЗА СОБСТВЕННЫМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ
У родителей начало года также может вызвать тревогу. Кроме волнения за здоровье детей, на них давит необходимость изменить распорядок дня после длительного перерыва, обеспечить ребенка необходимым школьными принадлежностями, выбрать с ним дополнительные кружки и секции. Часто также родителям нужно задумываться о смене своего рабочего графика или поиске няни, которая забирала бы ребенка из школы. И все эти вопросы приходится решать в короткие сроки, что дезориентирует и истощает.
Поэтому напоминаем вам о важности заботы о собственном психологическом здоровье и советуем не брать на себя слишком много обязательств. Нам следует помнить, что спокойствие и психологическое здоровье ребенка очень зависит от эмоционального состояния и поведения его родителей. Если мы будем беспокоиться и паниковать, нашим детям очень трудно будет оставаться спокойными.
- «На детей очень сильно влияет то, каковы их родители. Если их родители будут уверенными, спокойными и позитивно настроенными относительно того, что их дети возвращаются в школу, то скорее всего такими будут и дети», — отмечает Вивьен Сазерленд, главный психолог Fife Council.
Поэтому психологи рекомендуют родителям внимательно относиться к своему эмоциональному состоянию и не переносить стресс на своих детей.
- А для того, чтобы эффективно справиться со стрессом и тревогой, рекомендуем вам посмотреть игры и практики для релаксации детей и взрослых в нашей статье. Будет полезно попробовать различные техники, выбрать те, которые лучше всего помогают вам отвлечься и расслабиться, и включать их в свой распорядок дня. Важно подобрать и для ребенка игры для релаксации и успокоения, которые он мог бы применять самостоятельно в школе.
7. БЫТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ РЕБЕНКА
Дети учатся на нашем примере. Они, как губки, впитывают в себя наши привычки, ценности и поведение. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым и умел заботиться о себе, нужно не придумывать, как бы его этому научить, а начать с себя.
Специалисты Сообщества психологов Ирландии рекомендуют обратить внимание на такие советы относительно саморегуляции родителей и детей, находящихся под их опекой:
1. Здоровое питание
Включайте в свой рацион большое количество цветных фруктов и овощей, с каждым приемом пищи употребляйте немного белка.
2. Движение
Двигайтесь в течение дня. Ходите, бегайте, танцуйте, занимайтесь спортом, делайте утреннюю зарядку, выполняйте простые асаны из йоги и т. п.
3. Сон
Старайтесь спать не менее восьми часов в сутки. Детям нужно даже больше.
- «Все живые существа нуждаются во сне, а регулярное недосыпание имеет очень серьезные последствия. Существует несколько теорий относительно функций сна, среди них энергосбережение, восстановления мозга, регуляция температуры и повышения иммунитета», — отмечают ирландские специалисты.
4. Старайтесь сохранять позитивный настрой
Это очень важно для развития и поддержки стрессоустойчивости. Вместе с тем, нужно учится признавать и принимать свои волнения и грустные чувства.
5. Практикуйте чувство благодарности
Старайтесь находить что-то хорошее в любой ситуации — счастливые воспоминания, любовь и поддержка близких и друзей, природа, мир вокруг нас. Мы всегда имеем выбор в том, что думать и как реагировать на определенные ситуации.
6. Поддерживайте связи с другими людьми
Оставайтесь на связи с семьей, друзьями и коллегами. Положительные и взаимоподдерживающие отношения важны для развития стрессоустойчивости и восстановления после проживания неприятных случаев или травм.
7. И не забывайте дышать!
Очень часто мы не замечаем, что задерживаем дыхание во время волнения или в стрессовой ситуации. Это может увеличить ощущение волнения и паники. «Правильное» глубокое дыхание (животом) на самом деле уменьшает чувство тревоги и улучшает общее самочувствие. Поэтому практикуйте его сами и учите своего ребенка.
Надеемся, эти советы помогут вам начать учебный год спокойно и продуктивно. Мы понимаем, что он будет непростым, как для родителей, так и детей. Однако в наших силах позаботиться о том, что находится в нашей зоне ответственности, и изменить то, на что мы можем влиять. Согласитесь, наладить сон и больше двигаться — это очень простые вещи, но их важность для здоровья мы часто игнорируем.
Помните: внедрение новых привычек требует времени и значительных усилий. Поэтому не требуйте от себя и детей сверхрезультатов, дайте им и себе время на адаптацию к учебному процессу и его новым условиям.