Продолжаем публиковать показатели развития ребенка, разработанные специалистами Центра США по контролю и профилактике заболеваний. Напомним, показатели развития — это то, что большинство детей могут делать в определенном возрасте. При посещении врача авторы советуют взять с собой эту информацию и поговорить с педиатром о том, чего достиг ребенок, и о том, что он должен еще достичь.
В сегодняшней статье мы рассмотрим показатели развития ребенка в возрасте 1 года, 18 месяцев и 2 лет.
- А в предыдущем нашем материале вы можете посмотреть ориентировочные нормы развития для самых маленьких детей — 2, 4, 6 и 9 месяцев.
Что могут делать большинство детей, когда им исполняется 1 ГОД?
В сфере моторного и физического развития:
- самостоятельно принимают сидячее положение без посторонней помощи;
- отталкиваются, чтобы подняться; ходят, держась за стены, мебель;
- могут сделать несколько шагов без поддержки;
- могут самостоятельно стоять.
В социальной и эмоциональной сферах:
- выделяют любимые вещи и людей;
- стесняются или нервничают в присутствии незнакомых людей;
- плачут, когда мама или папа идут;
- проявляют страх в некоторых ситуациях;
- подают книгу, когда хотят услышать рассказ;
- повторяют звуки или действия, чтобы привлечь внимание;
- поднимают ручку или ножку, чтобы помочь взрослому себя одеть;
- прячутся, играют в «ку-ку».
В сфере речи и общения:
- понимают, когда их просят сделать что-то простое (например, подать игрушку);
- говорят звуки с изменениями интонации (это звучит уже более похоже на речь взрослых);
- используют простые жесты, такие как качание головой в разные стороны, чтобы сказать «нет», или машут рукой, чтобы сказать «до свидания»;
- произносят «мама», «баба» и возгласы типа «о-о»;
- пытаются повторить слова, которые вы говорите.
В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):
- исследуют предметы разными способами (трясут, стучат или бросают);
- легко находят спрятанные предметы;
- смотрят на правильное изображение или предмет, когда его называют;
- копируют жесты;
- начинают использовать вещи по назначению, например, пить из чашки, расчесывать волосы;
- стучат двумя предметами одновременно (бьют одни по другому);
- могут поместить вещи в контейнер, вынуть их из него;
- самостоятельно подают предметы;
- обращают внимание на предметы указательным жестом (показывают указательным пальцем);
- придерживаются простых инструкций, таких как «подать, поставить игрушку».
Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 18 месяцев. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.
Когда стоит обратиться к специалистам?
Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:
- не ползает;
- не может стоять с поддержкой;
- не ищет вещи, которые он видит, как вы прячете;
- не говорит простых слов («мама» или «баба»);
- не учится использовать простые жесты (махание ручкой или кивание головой);
- не указывает на предметы;
- теряет навыки, которые уже имел.
Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.
Что делают большинство детей, когда им исполняется 18 МЕСЯЦЕВ?
В сфере моторного и физического развития:
- самостоятельно ходят;
- могут подниматься по лестнице и бегать;
- могут тянуть на веревочке игрушки, когда ходят;
- помогают себя раздевать;
- самостоятельно пьют из чашки;
- едят с помощью ложки.
В социальной и эмоциональной сферах:
- любят отдавать вещи другому (как игра);
- могут бояться незнакомых людей;
- могут появиться истерики;
- показывают любовь к знакомым людям;
- играют с элементами подражания (например, кормят куклу);
- пользуются указательным жестом, чтобы показать другим что-то интересное;
- могут цепляться к знакомому человеку в новых ситуациях или в присутствии незнакомых людей;
- исследуют пространство самостоятельно, но в близком присутствии родителей.
В сфере речи и общения:
- могут называть отдельные слова;
- говорят слово «нет» и отрицательно качают головой;
- пользуются указательным жестом, чтобы показать взрослому, что они хотят.
В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):
- знают значение общих вещей (например, телефон, стол, ложка);
- проявляют интерес к кукле или игрушечному животному, чтобы накормить;
- используют указательный жест, чтобы привлечь внимание взрослого;
- показывают части тела, когда их называет взрослый;
- рисуют «каляки-маляки»;
- могут придерживаться одношаговых устных инструкций, без сопровождения жестов (например, ребенок садится, когда вы говорите «садись»).
Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 2 года. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.
Когда стоит обратиться к специалистам?
Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:
- не пользуется указательным жестом, чтобы показывать что-то другим людям;
- не может самостоятельно ходить;
- не знает, для чего служат простые вещи (ложка, ручка);
- не подражает, не копирует других людей;
- не использует новые слова;
- не выговаривает по крайней мере 6 слов;
- не замечает или ему все равно, когда приходит или уходит человек, который заботится о нем (родители, воспитатель);
- теряет навыки, которые уже имел.
Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.
Что делают большинство детей, когда им исполняется 2 ГОДА?
В сфере моторного и физического развития:
- могут стоять на носочках;
- могут ударить по мячу ногой;
- начинают бегать;
- вылезают на мебель без посторонней помощи (и слезают с нее);
- ходят вверх и вниз по лестнице, держась за перила;
- бросают мячик, отводя руку за голову;
- рисуют или копируют прямые линии и круги.
В социальной и эмоциональной сферах:
- копируют других людей, особенно знакомых взрослых и детей;
- возбуждаются, когда рядом находятся другие дети;
- показывают, что становятся все более независимыми;
- демонстрируют непослушание (делают то, что сказали не делать, и наоборот);
- играют преимущественно рядом с другими детьми (не вместе), но уже начинают включать других детей в свои игры (например, в игры-погони, игры с предметами).
В сфере речи и общения:
- указывают на предметы и иллюстрации с их названием;
- знают имена знакомых людей и части тела;
- говорят фразы из 2-4 слов;
- придерживаются простых инструкций;
- повторяют слова, которые услышали в разговоре;
- указывают на предметы, которые появляются в книге во время пролистывания.
В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):
- находят вещи, даже если они спрятаны под 2-3 листами бумаги, слоями ткани;
- начинают сортировать предметы по форме и цвету;
- дополняют фразы и рифмы рассказов, которые им уже знакомы;
- в игре начинают появляться элементы воображения;
- строят башню из 4 и более блоков;
- могут использовать одну руку чаще, чем другую;
- придерживаются двухшаговых инструкций, таких как «подними обувь и положи ее на место»;
- называют иллюстрации в книгах (кошка, птица, собака).
Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ей исполнится 3 года. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.
Когда стоит обратиться к специалистам?
Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:
- не использует простые фразы из 2 слов (например, «пить молоко»)
- не знает, что делать с такими вещами, как мячик, телефон, вилка или ложка;
- не повторяет действия и слова;
- не соблюдается простых инструкций;
- нестабильно ходит;
- теряет навыки, которые уже имел.
Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.
Желаем здоровья и хорошего настроения вам и вашим деткам!