Пребывание в детском лагере — это прекрасная возможность для ребенка почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Летний лагерь может стать местом для новых знакомств, активного отдыха и интересного обучения. Вместе с тем, известны случаи, когда в детских лагерях к детям относятся пренебрежительно и непедагогично, детям не к кому обратиться за помощью или они находятся в несоответствующих санитарных условиях.
Поэтому перед выбором лагеря очень важно выяснить особенности и условия его работы и знать, как помочь ребенку, когда ему сложно адаптироваться. Справиться с этой непростой задачей помогут советы от детского и семейного психолога Светланы Ройз, которые она опубликовала в своем блоге в Facebook.
І. Что стоит уточнить перед выбором лагеря?
Светлана Ройз рекомендует родителям прежде всего узнать отзывы о лагере и место его расположения:
- «Помня, что мысли субъективны, но по многим похожим отзывам можно сформировать картину».
Кроме того, психолог советует ставить руководству, администрации, вожатым много вопросов. В частности, стоит спросить:
1) Есть ли определенная направленность, мировоззрение, ценности лагеря и его учредителей?
2) Какие карантинные мероприятия проводятся в лагере в этом году?
3) Что будут делать, если кто-то из детей заболеет?
4) Какие условия проживания? Знаком ли ребенку такой быт или нужно его подготовить?
5) Лагерь располагается в этом месте впервые или это уже привычное место?
6) Какой будет питьевая вода?
7) Есть ли водоем рядом и предусматриваются ли водные активности:
- «Для многих детей, которые боятся плавать, это „острая тема“», — отмечает Светлана.
8) Какая предполагается программа?
9) Кто вожатые?
10) Сколько детей на одного взрослого?
11) Дети находятся в смешанных возрастных группах или их разделяют по возрастным группам-отрядам?
12) Где находятся туалет, душ?
13) Сколько людей живет в одной комнате?
14) Можно ли пользоваться телефоном? Как с ребенком связываться? Можно ли звонить вожатым и, если да, то когда?
15) Нужно ли давать ребенку с собой деньги?
Кроме того, важно уточнить, какое планируется питание, будет ли возможность выбора пищи.
- «Если ребенок не переносит каких-то продуктов, если он — вегетарианец, важно обсудить его питание заранее. Был опыт, когда ребенок-вегетарианец попал в „походный“ лагерь, где каждый день жарили сосиски на костре, преобладало мясо, еды „салатной“ было немного. В первые дни ребенку было трудно, он был „неудобным“, и это влияло на отношение к нему», — отмечает психолог.
Не стесняйтесь задавать много вопросов, ведь речь идет о безопасности и здоровьи вашего ребенка. И чем более спокойными будут родители, тем спокойнее будет детям.
Светлана также рекомендует прописать при регистрации и сообщить администрации (врача, вожатых) о наличии аллергии у ребенка (на еду, укусы комаров, лекарства и т.д.).
Важно пересмотреть вместе с ребенком памятку о том, каким будет режим, что с собой нужно брать, какие есть правила безопасности (если такую дали при регистрации).
ІІ. Как помочь ребенку адаптироваться в лагере?
Если ваш ребенок младше 10 лет, ему может быть сложнее адаптироваться. Поэтому, отпуская ребенка в лагерь в этом возрасте, Светлана Ройз советует учесть:
- оставался ли ребенок без родителей (может ли выдержать нагрузку без мамы);
- может ли сам лечь спать;
- умеет ли ребенок складывать одежду, самостоятельно одеваться;
- сможет ли справиться с гигиеной (пойти в туалет, помыться, причесаться);
- умеет ли устанавливать контакт (знакомиться и т.д.);
- может ли попросить помощи у взрослых, если это понадобится;
- умеет ли справляться с эмоциями;
- может ли подчиняться общим правилам.
«Ребенку нужно дать с собой что-то маленькое, что напоминало бы о маме-папе, можно начитать текст на диктофон или записать видео, написать письмо. Придумать „ритуалы“ — обнимашек, смс, секретных слов — которые можно будет использовать в разлуке. Ребенку важно напомнить — что мы ради его здоровья, безопасности, счастья готовы на все. И если ему некомфортно — нам важно знать об этом, мы будем пытаться вмешиваться. И в любом случае, он может рассчитывать на нас», — отмечает психолог.
Она объясняет, что первые 3-4 дня — адаптационные (к месту, режиму, контактам). В этот период ребенок может звонить, плакать и просить его забрать. Поэтому родителям нужно быть очень внимательными к тому, что именно и как говорит ребенок, чтобы понять: он скучает за вами или ему опасно. Если опасно — Светлана советует вмешиваться сразу.
Ребенку, который растет в семье один, в первые дни может быть трудно выдерживать напряжение постоянными контактами и отсутствием своей территории. Поэтому психолог предлагает предупредить вожатых о том, что у вашего ребенка может быть потребность в уединении, молчании, он может плакать или раздражаться от перегрузки. Вы можете проговорить, что ему важно давать возможность побыть одному.
Если в лагере есть правило, что родители должны звонить в определенное время, важно его соблюдать самим и не беспокоить лишний раз ребенка.
- «Но у нас должна быть возможность связываться с вожатым. Важно об этом спросить и оставлять за собой право — знать о своем ребенке, что он в безопасности. Есть лагеря, в которых делают ежедневный фотоотчет о жизни детей — это прекрасная инициатива», — резюмирует Светлана.
ІІІ. Что делать, если ребенок звонит из лагеря и плачет?
Светлана Ройз убеждает: в таком случае не нужно сразу срываться с места, чтобы забирать ребенка из лагеря. Важно внимательно выслушать его, пытаясь понять причину. И в соответствии с этим уже решать, что делать дальше. Так, если:
1) Ребенок скучает по родителям
Нужно обязательно его поддержать, сказать о том, как вы соскучились, как хочется его прижать к себе и как необычно быть друг без друга. Психолог советует напомнить ребенку о том, что ваша любовь всегда с ним, даже когда ее не видно. Можно сказать ему ваши секретные слова, вспомнить домашние ритуалы (объятия и т.д.). Вы можете предложить ребенку писать заметки, делать фото и высылать вам. Или писать дневник — по которому потом можно будет сделать комикс.
- «Мы буквально говорим: я с тобой, где бы ты ни был. Смотрю на тебя любовью каждой звезды и каждой капельки. Прямо сейчас обними себя руками — как я тебя обнимаю. Представь, что ты у меня на руках. Обопрись о стенку так, будто я тебя обнимаю за спину и ты на меня опираешься», — советует Светлана.
2) Ему грустно или скучно
В этом случае стоит уточнить, удалось ли ребенку познакомиться и подружиться с детьми, чувствует ли он себя частью группы. Можно уточнить, как зовут детей в его группе, или дать супер-секретное задание — узнать, как зовут, есть ли братья-сестры, есть ли домашние животные. Стоит также напомнить, чем можно заняться, если есть свободное время.
- А себе психолог советует задать вопрос: как ребенок преодолевает скуку, если мы не даем ему планшет и телефон.
3) Ребенку плохо
Если ребенок говорит, что его обижают, дразнят, угрожают, необходимо сразу поговорить с вожатыми.
А во время контрольных звонков Светлана Ройз предлагает уточнять:
- помнит ли вожатый имя ребенка, понимает ли о ком говорят;
- как себя ведет ребенок в течение дня;
- важно ли вам знать что-то о ребенке, чего вы в семье не видите.
Если это будет уместно, можно попросить, чтобы вожатый прислал фотографию ребенка во время совместной активности с детьми.
«Сейчас есть большой выбор летних лагерей и активностей. Для детей 6-9 лет идеальным форматом является дневные лагеря. Подросткам было бы хорошо найти тематический или проектных лагерь (чтобы дети объединялись вокруг определенной задачи — проекта)», — отмечает психолог.
Надеемся, ее советы помогут вам выбрать хороший лагерь для ребенка, и его пребывание там будет радостным и наполненным.
Хорошего отдыха!