Продолжаем публиковать показатели развития ребенка, разработанные специалистами Центра США по контролю и профилактике заболеваний. Напомним, показатели развития — это то, что большинство детей могут делать в определенном возрасте. При посещении врача авторы советуют взять с собой эту информацию и поговорить с педиатром о том, чего достиг ребенок, и о том, что он еще достичь.
В сегодняшней статье мы рассмотрим показатели развития детей 3-5 лет.
А в предыдущем нашем материале вы можете посмотреть ориентировочные нормы развития для малышей — 2-9 месяцев и 1-2 лет.
Что делают большинство детей, когда им исполняется 3 года?
В сфере моторного и физического развития:
- хорошо поднимаются/вылезают по лесенке;
- легко бегают;
- ездят на трехколесном велосипеде;
- ходят вверх и вниз по лестнице, ставя одну ногу на каждую ступеньку. камеры
В социальной и эмоциональной сферах:
- копируют взрослых и друзей;
- показывают приверженность к друзьям без подсказки;
- могут придерживаться очереди во время игры;
- проявляют обеспокоенность, когда плачет друг;
- понимают идею «мое» и «его» или «ее»;
- показывают широкий спектр эмоций;
- легко расстаются с мамой и папой;
- могут расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня;
- самостоятельно одеваются и раздеваются.
В сфере речи и общения:
- выполняют инструкции с 2 или 3 шагами действий, например, «Пересыпь печенье из контейнера на тарелку, а потом выпей воды»;
- могут назвать наиболее знакомые вещи (кубик, книга, маркер, телефон, обувь, футболка, ножницы и т.д.);
- понимают слова «в», «на» и «под» (выполняют инструкции, связанные с ними);
- называют имя, возраст и пол;
- могут назвать имя друга;
- говорят слова «я», «мне», «мы», «вы» и некоторые множества (автомобили, собаки, кошки)
- говорят довольно хорошо (незнакомые люди или дети могут понять большую часть сказанного);
- поддерживают разговор, используя от 2 до 3 предложений.
В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):
- могут действовать с игрушками с кнопками, рычагами и подвижными деталями;
- играют в сюжетно-ролевие игры с куклами, животными и людьми;
- складывают пазлы с 3 или 4 частей;
- понимают, что означает «два»;
- копируют круг карандашом или мелом;
- листают страницы книги по одной;
- строят башни больше, чем из 6 кубиков;
- закручивают и откручивают крышки банок или поворачивают дверную ручку.
Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 4 года. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.
Когда стоит обратиться к специалистам?
Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:
- много падает или имеет проблемы с хождением по лестнице;
- имеет обильное слюноотделение или очень непонятную речь;
- не может использовать простые игрушки (например, доски с колышками, простые пазлы, игрушки с заводной ручкой)
- не говорит предложениями;
- не понимает простые инструкции;
- не играет «понарошку» (придумывая сюжет из воображения);
- не хочет играть с другими детьми или с игрушками;
- не устанавливает контакта глазами
- теряет навыки, которые уже имел.
Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.
Что делают большинство детей, когда им исполняется 4 года?
В сфере моторного и физического развития:
- прыгают и держатся на одной ноге до 2-х секунд;
- хорошо ловят мяч (большинство попыток успешны);
- могут наливать напитки, перемешивать, резать (в присутствии взрослого) собственную еду.
В социальной и эмоциональной сферах:
- получают удовольствие от новых игр, вещей, занятий;
- играют в «мам» и «пап»;
- становятся все более креативными в играх;
- предпочитают общим играм с другими детьми, чем наедине;
- могут сотрудничать с другими детьми;
- часто не могут отличить реальность от вымысла;
- рассказывают о том, что им нравится и что интересует.
В сфере речи и общения:
- знают некоторые основные правила грамматики, например, правильно используют местоимения «он» и «она»;
- поют короткие песни и рассказывают небольшие стихи наизусть;
- рассказывают истории;
- могут назвать свое имя и фамилию.
В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):
- называют некоторые цвета и цифры;
- понимают идею счета;
- начинают ориентироваться во времени (понимают понятие «день-ночь» и т.п.);
- помнят части истории (сказки);
- понимают значение слов «одинаковые» и «разные»;
- рисуют человека из 2-4 частей тела;
- умеют пользоваться ножницами;
- могут скопировать некоторые большие буквы;
- играют в настольные игры;
- сообщают, что, по их мнению, произойдет дальше в книге.
Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 5 лет. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.
Когда стоит обратиться к специалистам?
Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:
- не может прыгать;
- имеет проблемы с письмом;
- не проявляет интереса к интерактивным или сюжетно-ролевым играм;
- игнорирует других детей или не реагирует на людей за пределами семьи;
- сопротивляется одеванию, сну и использованию туалета;
- не может передать любимую историю;
- не может выполнить 3-шаговую инструкцию;
- не понимает понятия «одинаковые» и «разные»;
- не использует «я» и «ты» правильно;
- говорит нечетко;
- теряет навыки, которые приобрел ранее.
Расскажите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.
Что делают большинство детей, когда им исполняется 5 лет?
В сфере моторного и физического развития:
- стоят на одной ноге 10 секунд и дольше;
- могут делать кувырок через голову;
- подпрыгивают на одной ноге и могут бежать вприпрыжку;
- используют ложку и вилку во время еды, а иногда и нож;
- могут самостоятельно ходить в туалет;
- самостоятельно качаются на качелях и лазают по вертикальным опорам вверх-вниз.
В социальной и эмоциональной сферах:
- хотят сделать приятное друзьям;
- чаще соглашаются соблюдать правила;
- любят, петь, танцевать и играть на сцене;
- хотят походить на друзей;
- знают разницу между мальчиками и девочками;
- могут отличить реальность от вымысла;
- проявляют больше независимости (например, могут самостоятельно посетить соседей), хотя контроль взрослого все еще необходим;
- иногда бывают очень требовательными, а иногда — довольно сговорчивыми.
В сфере речи и общения:
- говорят отчетливо;
- могут рассказать простую историю, используя целые предложения;
- используют будущее время, например, «мама придет»;
- называют свое имя и адрес.
В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):
- считают 10 и более вещей;
- могут нарисовать человека по меньшей мере из 6 частей тела;
- могут писать некоторые буквы или цифры;
- копируют треугольник и другие геометрические фигуры;
- знают о значении повседневных вещей, таких как деньги, еда.
Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 6 лет. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.
Когда стоит обратиться к специалистам?
Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:
- не проявляет широкого спектра эмоций;
- часто проявляет крайности в поведении (слишком много страхов, агрессии, застенчивости или грусти;)
- очень замкнутый и не активный;
- легко отвлекается, имеет проблемы с фокусировкой на одной деятельности более 5 минут;
- не отвечает людям или реагирует лишь поверхностно;
- не может отличить реальность от вымысла;
- не играет в разные игры и не участвует в мероприятиях;
- не может назвать свои имя и фамилию;
- неправильно использует множественное число или прошедшее время;
- не рассказывает о том, чем занимался в течение дня;
- не рисует;
- не может самостоятельно чистить зубы, мыть и вытирать руки или раздеваться;
- теряет навыки, которые приобрел ранее.
Расскажите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.
Желаем здоровья и вам и вашим деткам!