5/5

Показатели нормального развития ребенка 3-5 лет

12561

Продолжаем публиковать показатели развития ребенка, разработанные специалистами Центра США по контролю и профилактике заболеваний. Напомним, показатели развития — это то, что большинство детей могут делать в определенном возрасте. При посещении врача авторы советуют взять с собой эту информацию и поговорить с педиатром о том, чего достиг ребенок, и о том, что он еще достичь.

В сегодняшней статье мы рассмотрим показатели развития детей 3-5 лет.
А в предыдущем нашем материале вы можете посмотреть ориентировочные нормы развития для малышей — 2-9 месяцев и 1-2 лет.

Что делают большинство детей, когда им исполняется 3 года?

Показатели нормального развития ребенка 3-5 лет - Learning.ua

В сфере моторного и физического развития:

  • хорошо поднимаются/вылезают по лесенке;
  • легко бегают;
  • ездят на трехколесном велосипеде;
  • ходят вверх и вниз по лестнице, ставя одну ногу на каждую ступеньку. камеры

В социальной и эмоциональной сферах:

  • копируют взрослых и друзей;
  • показывают приверженность к друзьям без подсказки;
  • могут придерживаться очереди во время игры;
  • проявляют обеспокоенность, когда плачет друг;
  • понимают идею «мое» и «его» или «ее»;
  • показывают широкий спектр эмоций;
  • легко расстаются с мамой и папой;
  • могут расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня;
  • самостоятельно одеваются и раздеваются.

В сфере речи и общения:

  • выполняют инструкции с 2 или 3 шагами действий, например, «Пересыпь печенье из контейнера на тарелку, а потом выпей воды»;
  • могут назвать наиболее знакомые вещи (кубик, книга, маркер, телефон, обувь, футболка, ножницы и т.д.);
  • понимают слова «в», «на» и «под» (выполняют инструкции, связанные с ними);
  • называют имя, возраст и пол;
  • могут назвать имя друга;
  • говорят слова «я», «мне», «мы», «вы» и некоторые множества (автомобили, собаки, кошки)
  • говорят довольно хорошо (незнакомые люди или дети могут понять большую часть сказанного);
  • поддерживают разговор, используя от 2 до 3 предложений.

В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):

  • могут действовать с игрушками с кнопками, рычагами и подвижными деталями;
  • играют в сюжетно-ролевие игры с куклами, животными и людьми;
  • складывают пазлы с 3 или 4 частей;
  • понимают, что означает «два»;
  • копируют круг карандашом или мелом;
  • листают страницы книги по одной;
  • строят башни больше, чем из 6 кубиков;
  • закручивают и откручивают крышки банок или поворачивают дверную ручку.

Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 4 года. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.

Когда стоит обратиться к специалистам?

Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:

  • много падает или имеет проблемы с хождением по лестнице;
  • имеет обильное слюноотделение или очень непонятную речь;
  • не может использовать простые игрушки (например, доски с колышками, простые пазлы, игрушки с заводной ручкой)
  • не говорит предложениями;
  • не понимает простые инструкции;
  • не играет «понарошку» (придумывая сюжет из воображения);
  • не хочет играть с другими детьми или с игрушками;
  • не устанавливает контакта глазами
  • теряет навыки, которые уже имел.

Сообщите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.

Что делают большинство детей, когда им исполняется 4 года?

Показатели нормального развития ребенка 3-5 лет - Learning.ua

В сфере моторного и физического развития:

  • прыгают и держатся на одной ноге до 2-х секунд;
  • хорошо ловят мяч (большинство попыток успешны);
  • могут наливать напитки, перемешивать, резать (в присутствии взрослого) собственную еду.

В социальной и эмоциональной сферах:

  • получают удовольствие от новых игр, вещей, занятий;
  • играют в «мам» и «пап»;
  • становятся все более креативными в играх;
  • предпочитают общим играм с другими детьми, чем наедине;
  • могут сотрудничать с другими детьми;
  • часто не могут отличить реальность от вымысла;
  • рассказывают о том, что им нравится и что интересует.

В сфере речи и общения:

  • знают некоторые основные правила грамматики, например, правильно используют местоимения «он» и «она»;
  • поют короткие песни и рассказывают небольшие стихи наизусть;
  • рассказывают истории;
  • могут назвать свое имя и фамилию.

В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):

  • называют некоторые цвета и цифры;
  • понимают идею счета;
  • начинают ориентироваться во времени (понимают понятие «день-ночь» и т.п.);
  • помнят части истории (сказки);
  • понимают значение слов «одинаковые» и «разные»;
  • рисуют человека из 2-4 частей тела;
  • умеют пользоваться ножницами;
  • могут скопировать некоторые большие буквы;
  • играют в настольные игры;
  • сообщают, что, по их мнению, произойдет дальше в книге.

Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 5 лет. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.

Когда стоит обратиться к специалистам?

Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:

  • не может прыгать;
  • имеет проблемы с письмом;
  • не проявляет интереса к интерактивным или сюжетно-ролевым играм;
  • игнорирует других детей или не реагирует на людей за пределами семьи;
  • сопротивляется одеванию, сну и использованию туалета;
  • не может передать любимую историю;
  • не может выполнить 3-шаговую инструкцию;
  • не понимает понятия «одинаковые» и «разные»;
  • не использует «я» и «ты» правильно;
  • говорит нечетко;
  • теряет навыки, которые приобрел ранее.

Расскажите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.

Что делают большинство детей, когда им исполняется 5 лет?

Показатели нормального развития ребенка 3-5 лет - Learning.ua

В сфере моторного и физического развития:

  • стоят на одной ноге 10 секунд и дольше;
  • могут делать кувырок через голову;
  • подпрыгивают на одной ноге и могут бежать вприпрыжку;
  • используют ложку и вилку во время еды, а иногда и нож;
  • могут самостоятельно ходить в туалет;
  • самостоятельно качаются на качелях и лазают по вертикальным опорам вверх-вниз.

В социальной и эмоциональной сферах:

  • хотят сделать приятное друзьям;
  • чаще соглашаются соблюдать правила;
  • любят, петь, танцевать и играть на сцене;
  • хотят походить на друзей;
  • знают разницу между мальчиками и девочками;
  • могут отличить реальность от вымысла;
  • проявляют больше независимости (например, могут самостоятельно посетить соседей), хотя контроль взрослого все еще необходим;
  • иногда бывают очень требовательными, а иногда — довольно сговорчивыми.

В сфере речи и общения:

  • говорят отчетливо;
  • могут рассказать простую историю, используя целые предложения;
  • используют будущее время, например, «мама придет»;
  • называют свое имя и адрес.

В познавательной сфере (обучение, мышление, решение проблем):

  • считают 10 и более вещей;
  • могут нарисовать человека по меньшей мере из 6 частей тела;
  • могут писать некоторые буквы или цифры;
  • копируют треугольник и другие геометрические фигуры;
  • знают о значении повседневных вещей, таких как деньги, еда.

Отметьте показатели развития, которые вы видите у своего ребенка, прежде чем ему исполнится 6 лет. На плановый осмотр у педиатра советуем взять эту информацию и поговорить о показателях, которых достиг ваш ребенок, и о том, какие из них он должен достичь.

Когда стоит обратиться к специалистам?

Специалисты Центра США по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют поговорить с врачом, если ваш ребенок:

  • не проявляет широкого спектра эмоций;
  • часто проявляет крайности в поведении (слишком много страхов, агрессии, застенчивости или грусти;)
  • очень замкнутый и не активный;
  • легко отвлекается, имеет проблемы с фокусировкой на одной деятельности более 5 минут;
  • не отвечает людям или реагирует лишь поверхностно;
  • не может отличить реальность от вымысла;
  • не играет в разные игры и не участвует в мероприятиях;
  • не может назвать свои имя и фамилию;
  • неправильно использует множественное число или прошедшее время;
  • не рассказывает о том, чем занимался в течение дня;
  • не рисует;
  • не может самостоятельно чистить зубы, мыть и вытирать руки или раздеваться;
  • теряет навыки, которые приобрел ранее.

Расскажите врачу или медсестре вашего ребенка, если вы заметите какие-либо из этих признаков возможной задержки развития для этого возраста, и попросите их сделать скрининг развития малыша.

Желаем здоровья и вам и вашим деткам!

Теги
Ваша оценка
Комментарии
Следующие статьи
Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

22 Жовтня 2025
Вирізання гарбуза на Гелловін — це не лише святкова традиція, а й чудова можливість провести час разом із дитиною. ...
Канікули в Україні 2025–2026 — шкільний календар

Канікули в Україні 2025–2026 — шкільний календар

16 Жовтня 2025
Дізнайтеся, коли школярі відпочиватимуть у 2025–2026 навчальному році. У статті зібрано рекомендовані періоди ...
8 конкурсів для учнів, студентів та педагогів з дедлайном ...

8 конкурсів для учнів, студентів та педагогів з дедлайном ...

14 Жовтня 2025
До кінця 2025 року є можливість взяти участь у багатьох цікавих заходах та конкурсах. В нашому списку конкурси ...
Подпишитесь на наши новости