13 июля 2021 года Министерство образования и науки (МОН) утвердило методические рекомендации по оцениванию результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования в условиях личностно ориентированного и компетентностного обучения.
- С полным текстом приказа можно ознакомиться по ссылке на сайте МОН.
А в сегодняшней статье мы решили опубликовать важнейшие тезисы документа.
На что направлено оценивание учеников?
МОН рекомендует рассматривать оценивание как процесс получения данных о состоянии сформированности результатов обучения учащихся, анализ полученных данных и формулирование на его основе суждений об объекте, который оценивают. Объектами оценивания являются результаты обучения ученика/ученицы, в том числе процесс их достижения им/ею.
Оценивание целесообразно осуществлять в целях:
- создания благоприятных условий для развития талантов и способностей каждого ученика/ученицы;
- формирования у него/нее компетенций и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и потребностями;
- определения степени качества образовательного процесса и путей повышения его эффективности.
Согласно Государственному стандарту начального образования, получение данных, их анализ и формулирование суждений о результатах обучения учащихся осуществляют в процессе:
- формировочного оценивания, цель которого — отслеживание личностного развития учащихся и освоения учебного опыта;
- итогового оценивания, цель которого — соотнести учебные достижения учащихся с обязательными/ожидаемыми результатами обучения, определенными Госстандартом или образовательной программой.
Характерным признаком оцениваныя является равноправное взаимодействие участников образовательного процесса, направленное на формирование субъектной позиции ученика/ученицы через активное привлечение его/ее к самооцениванию/взаимооцениванию и принятие решений по дальнейшей учебной деятельности.
Какие результаты обучения будут оценивать?
В соответствии с пунктом 22 статьи 1 Закона Украины «Про освіту» результаты обучения — это знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, приобретенные в процессе обучения, воспитания и развития, которые можно идентифицировать, спланировать, измерить и оценить и которые ребенок способен продемонстрировать после завершения образовательной программы или отдельных образовательных компонентов.
Учитывая возрастные особенности учащихся 1-4 классов, МОН рекомендует выделять:
- объективные результаты обучения — знания о предметах и явлениях окружающего мира, взаимосвязях и отношениях между ними, умения и навыки оперировать знаниями, умение применять накопленный опыт учебных действий, опыт творческой деятельности, что отражено в обязательных/ожидаемых результатах обучения, обозначенных в образовательной программе учреждения общего среднего образования;
- личностные достижения ученика/ученицы, которые ребенок обнаруживает в процессе достижения результата обучения (активность, инициативность, исполнительность, настойчивость, коммуникабельность, способность сотрудничать, самостоятельность, ответственность, ценностные отношения).
Как изменятся оценки?
- МОН предлагает определять оценку как показатель учебно-познавательной деятельности учащихся.
На замену обобщенной балльной оценке учебных достижений учащихся по предмету или курсу предложено использовать вербальную оценку отдельных результатов обучения учащихся, которая кроме оценочного суждения о достижении может еще называть и уровень результата обучения.
Для унификации терминов и удобства их использования в практической деятельности МОН предлагает оценочное суждение называть вербальной оценкой, а оценочное суждение с указанием уровня результата — уровневой оценкой.
- Заметим, что вербальную и уровневую оценку можно выражать как устно, так и письменно.
Уровень результата обучения рекомендуется определять с учетом динамики его достижения и обозначать буквами:
- П — «начальный»;
- С — «средний»;
- Д — «достаточный»;
- В — «высокий».
Для его определения МОН предлагает использовать Ориентировочную рамку оценивания результатов обучения учащихся 1-4 классов учреждений общего среднего образования (приложение 1). Она позволяет обеспечить объективность и точность результата оценивания.
- Посмотреть приложение можно по прикрепленной ссылке.
Результаты оценивания личностных достижений учащихся в 1-4 классах рекомендуется выражать вербальной оценкой, объективных результатов обучения в 1-2 классах — вербальной оценкой, в 3-4 классах — или вербальной, или уровневой оценкой по выбору учебного заведения на основании решения его педагогического совета .
Как правильно формулировать оценочные суждения?
Основой для формулирования оценочных суждений МОН предлагает считать Ориентировочную рамку оценивания результатов обучения (ссылку приводили выше) и ожидаемые результаты, указанные в образовательной программе.
Учитель предлагается соотносить результат выполненного задания с описанием характеристики результатов обучения, конкретизировать его в соответствии с содержанием задания, предусмотренного для достижения ожидаемого результата, и озвучить/записать оценочное суждение.
- К примеру, в Ориентировочной рамке указано: определяет способ преодоления выявленного затруднения по предоставленным ориентирам. На его основе учитель формулирует суждение: «Ты правильно выбрал памятку для объяснения способа вычисления, вместе с тем соблюдай последовательность действий».
В оценочном суждении учитель должен раскрыть прогресс учеников и дать советы по преодолению трудностей (при их наличии) в достижении ожидаемых результатов обучения. Оценочное суждение, как правило, выражает не только эмоциональное восприятие результата работы ученика, его прогресс (типа «Молодец!», «Здорово!»), а раскрывает суть достигнутого учеником результата в соответствии с конкретными ожиданиями.
- Например, «Глаголы в тексте определено правильно, однако проверь написание слов в строке ...», "Спасибо за усердие, ход решения задачи выбран правильно, повтори способы вычислений в № 102 на с.34 «и т.д.).
МОН призывает педагогов не допускать формулировки оценочных суждений, которые унижают достоинство ребенка.
Кому можно сообщать оценку ученика/ученицы?
В рекомендациях отмечается, что оценка является конфиденциальной информацией, доступной только для ученика/ученицы и его/ее родителей (или лиц, их заменяющих).
Информирование родителей о результатах обучения может происходить во время индивидуальных встреч, путем записей оценочных суждений в рабочих тетрадях ученика/ученицы, других носителях обратной связи с родителями (бумажных/электронных дневниках учащихся и т.д.), фиксации результатов обучения в свидетельствах достижений ученика/ученицы. Учитель может самостоятельно выбрать и согласовать с родителями учеников форму обратной связи.
Примерные образцы свидетельств учащихся можно просмотреть и скачать по прикрепленной ссылке:
- Свидетельство достижений ученика/ученицы 1-2 класса (приложение 2);
- Свидетельство достижений ученика/ученицы 3-4 класса (приложение 3).
В свидетельстве достижений ученика предлагается предоставлять развернутую характеристику результатов обучения ученика/ученицы, полученных в течение учебного года. Оба примерные образцы свидетельств достижений содержат следующие части: «Характеристика учебной деятельности», «Характеристика результатов обучения по отдельным образовательным областям», «Рекомендации учителя», «Пожелания родителей».
- Заметим, что примерные образцы свидетельств учащихся могут быть дополненными с учетом особенностей образовательной программы учреждения общего среднего образования.
МОН сообщает, что новые методические рекомендации по вопросам оценивания результатов обучения учащихся 1-4 классов имеют рекомендательный характер. В соответствии со статьей 54 Закона Украины «Про освіту» относительно академической свободы педагогических работников заведение общего среднего образования может разработать собственную систему оценивания результатов обучения учащихся, соблюдая следующие ее ключевые показатели:
- система оценки позволяет реализовать принцип ребенкоцентризма в оценочной деятельности, который предусматривает открытие ученику/ученице перспектив постоянного развития в соответствии с собственными возможностями по освоению учебного опыта;
- система оценки не должна приводить к распределению учеников на группы по индивидуальным учебным возможностям;
- система оценки должна соответствовать концептуальным основам Новой украинской школы и способствовать достижению обязательных результатов обучения ученика, определенных в Государственном стандарте начального образования.