Каждый учебный год — это новое начало. И учителя, и ученики, и родители начинают его с новыми ожиданиями, стремлениями и целями. Однако именно от учителя зависит, насколько организованным и продуктивным будет учебный процесс. Поэтому в сегодняшней статье мы подготовили советы педагогам от их коллег, учителей из США.
- Эти советы опубликала в своем блоге Калена Бейкер — американская учительница и блоггер, которая попросила больше сотни учителей поделиться информацией о школе, которая поможет педагогу оставаться собранным и спокойным в течение учебного года.
Отметим, что советы давали учителя старшей начальной школы (Upper elementary school). В США это — 3, 4, 5 классы, в которых учатся дети 8-11 лет. Однако, нам кажется, что эти рекомендации будут интересны всем учителям, ведь среди них есть те, которые касаются управления собственным временем, заботы о себе, налаживания позитивных отношений с учениками и родителями.
Все советы автор разделила на 6 основных блоков, которые являются наиболее важными для удачного начала учебного года. Это:
- управление классом;
- создание положительной атмосферы в классе;
- управления временем;
- оценивание;
- общение с родителями;
- забота о себе.
Рассмотрим их по очереди:
1) Советы по управлению классом
От того, насколько хорошо вы управляете классом, зависит успешность учебного года, поэтому многие учителя давали советы по дисциплинированию учащихся. Педагоги отмечали важность обсуждения правил в течение первых учебных недель и воплощение их на практике в течение года:
- «Выделите небольшой уголок доски для написания заданий, упражнений, установок ученикам. Я рано поняла, что, если я не запишу, что именно хочу, чтобы ученики делали или где они должны класть домашнее задание, то я постоянно буду отвечать на вопрос: «Что мы сейчас должны делать?». (Анджела Рошель, учитель 3 класса)
- «Будьте требовательными несколько первых недель обучения, чтобы ученики усвоили ожидания. И тогда вы сможете весело провести остаток года, ведь ваш класс будет под контролем!». (Кэссиди Вера, учитель 5 класса)
- «Установите свои ожидания в начале работы. Будьте справедливыми, но твердыми. И выполняйте те последствия, о которых предупреждаете. Убедитесь, что ваши ученики знают, что вы настроены серьезно, и любое несоответствующее поведение будет вами рассмотрено». (Даниэль С., учитель 6 класса)
- «После того, как вы сделаете замечание ученику, отпустите эту ситуацию. Не напоминайте ему о ней на следующий день. Относитесь к каждому дню, как к новому листу для каждого ребенка. У каждого иногда бывает плохой день, и никому не нравится напоминание об этом ». (Аноним — некоторые учителя просили остаться анонимными, поэтому их желание было учтено автором)
- «Будьте последовательными. Ученикам нужна структура и уверенность в том, что они могут вам доверять». (Аноним)
- «Используйте первые недели обучения, чтобы наладить распорядок дня в классе и установить правила. Конечно, вы можете тратить время зря, но это обязательно будет иметь свои последствия в долгосрочной перспективе». (Анна Беерфут, учитель начальных классов)
- «Я использую фишки для покера, чтобы помочь некоторым моим ученикам осознать их поведение (например, болтовню или вставание со своих стульев). Они платят мне фишку каждый раз, когда это делают. Если они не используют все свои фишки за один день, я им даю наклейку. Как только они заработают определенное количество наклеек, то получают вознаграждение. Мы с учеником заранее рассчитываем, сколько фишек он или она получит на этот день. Я начинаю максимум из 15-20 фишек и через несколько недель опускаюсь до 5-8. Работает волшебно! (Аноним)
- «Не принимайте на свой счет поведение учеников или недоразумения с родителями». (Аноним)
2) Советы по созданию положительной атмосферы в классе
Этот блок можно было бы отнести к «Управлению классом», однако очень многие учителя давали советы именно по созданию положительной атмосферы в классе и построения доверительных отношений. Поэтому было решено поместить эти советы в отдельный раздел.
- «Многие из опрошенных мной учителей отметили важность ежедневного приветствия каждого ребенка для налаживания отношений. Я включила этот совет в свой утренний распорядок, и заметила огромную (положительную) разницу!» — отмечает автор статьи Калена Бейкер.
Она советует учителям прежде чем вернуться в школу, убедиться, что у вас есть план создания доверительных отношений в классе. Это может быть, в частности, регулярное содействие положительным разговорам между вашими учениками по заранее подготовленными вопросами-картами. Например:
- «Лето закончилось и наступила осень. О чем ты будешь больше всего скучать осенью?»;
- «Что бы ты хотел изучить в этом году? Почему?»;
- «В сентябре 1452 года была напечатана первая книга. Подумай, каким бы был мир без книг?»;
- «Если бы ты мог подарить любой подарок кому-то из своей семьи, что бы это было?»;
- «День 29 февраля наступает только раз в 4 года. Хотел бы ты родиться в этот день? Почему?»;
- «Опиши, как выглядит и чем для тебя пахнет весна»;
- «22 апреля — День Земли. Как ты думаешь, если бы Земля могла говорить, что она сказала бы нам?»;
- «Каким достижением этого учебного года ты больше всего гордишься? Почему?».
Также можно попробовать некоторые из этих способов построить доверительные отношения в классе:
- «Каждый день устанавливайте личную связь с каждым учеником (приветствуйте их каждый день у дверей — рукопожатие — потом „дай пять“ в конце дня». (Аноним)
- «Прежде всего сосредоточьтесь на построении индивидуальных отношений со своими учениками». (Аноним)
- «Пишите своим ученикам записки. Это позволяет им чувствовать себя особенными и поддерживает положительный климат». (Аноним)
- «Не забывайте воспитывать добро и любовь в начале года. Это самое важное, что вы будете делать целый год! » (Аноним)
3) Советы по управлению временем
Если вы не будете разумно использовать свое время, вы не сможете работать в сфере образования очень долго. Ниже приведенные советы касаются разумного использования вашего времени, привлечения учеников и родителей-волонтеров, а также отказа от дел, на которые у вас нет времени.
- «Будьте организованными! Найдите место для каждой вещи и возвращайте ее на свое место. Это не только сохранит ваши нервы („Где же тест по математике? Послала я эти записки родителям или нет? Где я дела документы на собрание?“), но и сократит время вашего отсутствия, которым рады воспользоваться дети». (Черити Лоуренс, учительница 3 класса)
- «Потратьте время на подготовку к следующей неделе, чтобы в понедельник вы не бегали неистово по школе». (Аноним)
- «Следите за планированием: наверстать отставание вдвое сложнее». (Аноним)
- «Позвольте ученикам отвечать за маленькие задачи... Сначала я пыталась все контролировать, но со временем позволила ученикам взять под контроль некоторые задачи в классе. Это помогло мне освободиться для индивидуальной работы с отдельными учащимися. Дети любят ответственность, а я люблю дополнительные минуты». (Эми Хиндс, учительница 4 класса)
- «Очень полезным в моем классе (6 класс) было правило — если ученик может это сделать, это — его ответственность. Я стараюсь обустроить свой класс так, чтобы дети знали, что где находится. Если им что-то нужно, они не просят меня, а идут и берут это. [...] То же самое касалось проверки выполненной работы, сбора тетрадей и т.п. Если мои ученики могут это сделать самостоятельно, я им даю это сделать. Это сэкономило мне столько времени и сил. Иногда они делали совсем не то, что я хотела (например, когда вырезали игровые фрагменты для урока естествознания), но обычно это не имело большого значения, и я просто откладывала свой перфекционизм в сторону». (Рэйчел Толман, учитель 6 класса)
- «Отдайте некоторые дела в классе под контроль ваших учеников (ответственность за уборку, содержание в чистоте территорий, запись домашнего задания, заполнение бланков поведения)». (Кимберли Макгенн, учитель 3 класса)
- «Привлекайте своих родителей-волонтеров». (Аноним)
4) Советы по оцениванию
Эти советы в основном касаются управления временем для оценивания, но поскольку так много учителей поделились этими советами, было решено организовать их в отдельный блок.
Итак, что советуют педагоги:
- «1) Будьте избирательными в том, что вы оцениваете и относительно чего даете детям обратную связь, иначе можно увязнуть в бесконечном оценивании. 2) Ежедневная проверка работ или домашних заданий сохраняет ваше время». (Эрин Петерсон, учитель 2 класса)
- «Не позволяйте оцениванию накапливаться. Его количество очень быстро станет неподъемным, а ваши попытки с ним разобраться сильно растянутся во времени». (Николь, учительница 4 класса)
- «Не оценивайте все. Я выставляю оценки за тесты и стараюсь часто давать отзывы/оценки по письму. Кроме этого, я предлагаю ученикам осуществить самопроверку, проверить соседа или воспользоваться белой доской (на которой можно писать маркерами), чтобы я могла сделать быструю проверку, прежде чем они сотрут и начнут все сначала». (Кимберли Дуарте, учитель 3 и 4 класса)
- «Сделайте оценивание простым — используйте коды, предложите ученикам самооцениваться, оставляйте письменные отзывы вместо оценок и т.п.». (Аноним)
- «Помните, что положительный отзыв дает смелость продолжать делать попытки, а конструктивная обратная связь дает ученикам цели». (МЛ.Волз, учитель 6 класса)
- «Проводите оценивание вместе, всем классом. Дайте ученикам возможность отметить неправильные ответы на собственном листе, а если они изменят свой ответ на правильный, дайте им бонусный балл. (После того как вы просмотрите все варианты ответов и поговорите о том, почему каждый ответ был правильным или неправильным) ». (Аноним)
- «Позвольте ученикам проверять собственные домашние работы во время утренних занятий, отмечая, что они пропустили и почему. Затем пусть обратятся к соседу и обсудят, что они пропустили. Вы не должны все оценивать. И пока ученики учатся, вам нужно постоянно об этом помнить». (Робин Снид, учитель 4 класса)
- «Не откладывайте. Ставьте задачи и оценки как можно быстрее. Найдите систему, которая вам подходит. Возможно, это займет 5 минут во время обеда или у вас будет 5 минут после школы, чтобы поставить оценки, написать электронные письма или обновить задания. Вы будете чувствовать себя лучше, зная, что у вас нет „хвостов“, и родители ваших учеников также будут чувствовать себя лучше, видя будущие задачи и оценки». (Аноним)
«Определите „лучшее“ время для регулярного оценивания и придерживайтесь его!» (Гейл Вентворт, учитель 4 класса)
5) Советы по общению с родителями
Отношения с родителями могут иметь большое влияние на ваш учебный год, поэтому ниже приводим советы по эффективному общению с ними. Большинство учителей отметили важность информирования родителей о позитивном поведении учеников (не только отрицательном) и налаживания отношений в течение первых недель обучения.
- «Позвоните всем родителям с положительными комментариями в течение первых двух недель. Это в значительной мере будет способствовать налаживанию отношений ». (Аноним)
- «Общайтесь открыто с родителями каждый день. Это обеспечивает беспроблемный учебный год без особых вопросов. Я постоянно информирую родителей обо всех событиях в своем классе, особенно о тех, которые касаются обучения. Кроме того, стараюсь не делать родителям сюрпризов! Меня постоянно благодарили за это». (Аноним)
- «Введите систему общения как по поводу плохого, так и хорошего поведения учащихся. А не только по поводу плохого». (Аноним)
- «Не принимайте на свой счет поведение учеников или недоразумения с родителями». (Аноним)
6) Советы учителям относительно заботы о себе
«Если вы не заботитесь о себе, вскоре вы просто будете пытаться выжить, а не полноценно жить», — отмечает Калена Бейкер. И мы полностью согласны с ее словами. Поэтому ниже приводим несколько советов для школьных учителей, как правильно заботиться о себе во время учебного года:
- «Пользуйся дневником и ежедневно записывай одно положительное событие, которое случилось в этот день. (Аноним)
- „Вдохните, а затем настойчиво выполняйте то, что МОЖЕТЕ сделать, и отпустите то, что не поддается вашему контролю. Вы не можете участвовать в КАЖДОЙ „битве““. (Аноним)
- „Берегите себя, чтобы лучше заботиться о своих учениках“. (Аноним)
- „Будьте милосердны. К себе и другим. Когда вы потерпите неудачу, используйте это как возможность учиться, расти и двигаться дальше “. (Аноним)
- По возможности общайтесь с ровесниками. Поддерживайте друг друга во время неудач и отмечайте успехи. Важно также иметь кого-то, с кем вы можете конфиденциально поделиться наболевшим». (Аноним)
- «Каждый день — это новое начало. Несмотря на то, что предыдущий день был ужасным, на следующий день мы получаем шанс начать сначала». (Аноним)
- «Делиться опытом с другими — это хорошая идея, но не осуждайте себя, сравнивая с тем, как другие обучают». (Аноним)
- «Не будьте слишком строги к себе, дышите и просите помощи». -Аноним
- «Не стесняйтесь обращаться к своим коллегам за советом и поощрением. Это выстраивает хорошие профессиональные отношения и предоставляет преимущества всем вовлеченным (включая наших учеников)». (Тина, учитель 5 класса)
- «Я только что закончил свой первый год обучения, и лучший совет, который я могу вам предложить, — это найти в школе друга среди учителей. Без того, с кем вы можете свободно поговорить о хорошем, плохом и всем остальном, учебный год будет действительно тяжелым. Ученикам нужна поддержка, но учителя также в ней нуждаются». (Аноним)
- «Каждый день должен быть перезагрузкой для ваших учеников и для вас. Если у вас тяжелый день, помните, что завтра есть возможность стать лучшим». (Аноним, учитель 3 класса)
- «Наслаждайтесь своей работой и своими детьми. Я заметила, что, когда на меня давят требования, я чувствую стресс и начинаю терять радость от обучения. И тогда я напоминаю себе, что моим главным приоритетом являются дети и то, что для них лучше. Каждый год это что-то другое, потому что наши ученики меняются с каждым годом. К тому же, мы не можем обучать своих детей так, будто все они одинаковы, поскольку они имеют разные потребности. Когда я вспоминаю, кто я на самом деле в классе, я могу начать больше наслаждаться своей работой и своими детьми». (Аноним)
Надеемся: эти советы помогут вам организовать учебный процесс качественно, спокойно и эффективно.