В условиях войны подростки нуждаются в особом внимании и поддержке. Ведь, как отмечают психологи, они уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что происходит, и еще не имеют опыта, чтобы справиться со своими эмоциями и чувствами.

Так что в сегодняшней статье публикуем советы от специалистов Детского фонда ООН (UNICEF Ukraine) по поддержке подростка в кризисной ситуации. Также ниже приведем рекомендации, которые помогут подросткам сосредоточиться на обучении.

Как поддержать ребенка в ситуации?

Как поддержать подростка в кризисной ситуации? - Learning.ua

Приводим 10 советов от Детского фонда ООН:

1) Говорите и слушайте
Специалисты советуют родителям находить время и внимательно слушать рассказы детей о том, что они чувствуют и думают. Разъясните известные вам факты и давайте детям правдивую информацию (с учетом возрастных особенностей) о ситуации, в которой оказалась страна в целом и ваша семья, в частности.

2) Позвольте эмоциям быть
Рассказывайте свои чувства и объясните ребенку, что бояться, переживать, плакать — это нормально. Однако в дальнейшем важно стабилизироваться и отвлечься обыденными делами настолько, насколько это возможно.

3) Планируйте будущее
Мечтайте и планируйте вместе, обсуждайте с подростками, что вы сделаете сразу после того, как наступит мир. Такие размышления и разговоры вдохновляют и стабилизируют.

4) Обнимайтесь
Специалисты UNICEF советуют обнимать своего подростка и других членов семьи не менее 8 раз в день. Тактильный контакт очень важен в условиях неопределенности и стресса.

5) Посмотрите вместе любимые фильмы
Это можно сделать, даже находясь в укрытии. Выбирайте жизнеутверждающие фильмы, дарящие надежду, обсуждайте увиденное. Напоминайте ребенку, что после самой темной ночи наступает утро.

6) Читайте вслух
По мнению психологов, совместное чтение вслух дает чувство защищенности и спокойствия. Читайте вместе книгу, которую вы уже знаете, или новую, до которой никак не доходили руки.

7) Хвалите и делайте акценты на достижениях ребенка
Обращайте внимание даже на незначительные достижения. Внушайте подростку веру в свои силы и предлагайте поддержку.

8) Поощряйте общение ребенка со сверстниками
Для большинства подростков общение с друзьями очень важно. Содействуйте этому, расскажите ребенку, как он может поддержать друзей, которым тяжело справиться с эмоциями.

9) Приобщайте подростков к помощи другим
Но делайте это в условиях максимальной безопасности. Расскажите ребенку, как можно помочь, поддержать других, приобщайтесь к помощи вместе с ним. В то же время объясните ребенку, что приоритетом должна быть его безопасность.

10) Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка
Специалисты советуют обратиться за онлайн-консультацией к психологу, если состояние ребенка вызывает беспокойство.

Если вы чувствуете, что не можете справиться с эмоциональным напряжением и сложившимися обстоятельствами, не пускайте ситуацию на самотек, лучше сразу обратитесь к специалистам.

Как помочь подростку сохранить концентрацию во время обучения?

Образовательный Центр Верховной Рады Украины и Центр психологической поддержки «ОбійМи» в сети Facebook опубликовали 5 советов для родителей подростков, которые продолжают обучение.

1) Воздух
Проветрите помещение за 15-20 минут до того, как ребенок сядет за домашнее задание или другие задачи с концентрацией внимания. Если позволяет погода — оставьте форточку открытой.

2) Окружение
По возможности, обеспечьте подростка помещением, где его никто не побеспокоит и не будет лишнего шума. Хотя бы уголок со столом и стулом, мимо которых не будут постоянно ходить туда-сюда. Не отвлекайте ребенка, чистка картофеля подождет.

3) «Ешьте слона» по частям
Помогите ребенку выработать навык анализировать задание, делить его на части и выполнять их постепенно. Покажите, что стратегия «постичь необъятное» неконструктивна, но с заданием проще справиться, если понять последовательность шагов.
4) Техника «25+5»
Работа за временными интервалами предлагает уделять заданию 25 минут, а затем 5 минут отдыхать. Время отдыха специалисты рекомендуют потратить на чай, разминку, но ни в коем случае не на другую работу. Если задача невыполнена за первый промежуток времени — в этом нет беды. Но если подросток «втянулся» и проигнорировал звонок для отдыха — не прерывайте его.

5) Чередование
Идея «сделать все сложное, а затем простое» может быть соблазнительной для родителей (ибо самые сложные задачи будут выполнены), но мозгу нужно время, чтобы «разогнаться».
Идея «сделать все простое, а затем сложное», наоборот, привлекательна для подростка, но также неэффективна.
Лучшее, что можно попробовать — это чередовать задания в формате «простое-кусок сложного-простое». Сначала мозг «разогреется», направит максимум эффективности на сложные моменты, а после этого отвлечется.

Надеемся, что эти советы будут вам полезны.
Верим в нашу победу!