В этом году абитуриенты должны обязательно подавать мотивационное письмо для поступления в университет.

Кому нужно писать мотивационное письмо, как к нему подготовиться и каких ошибок избегать — на эти и другие вопросы ответил во время вебинара на платформе iLearn Егор Стадный, вице-президент Киевской школы экономики.

Основные тезисы и советы с вебинара публикуем сегодня для вас.

Кому нужно писать мотивационное письмо?

Как написать хорошее мотивационное письмо: советы Егора Стадного - Learning.ua

Мотивационные письма будут приниматься на все специальности: как при поступлении на бюджет, так и на контракт. Однако они будут играть разную роль в разных случаях.

При поступлении на бюджет, а также на определенные специальности на контракт (их перечислим ниже) мотивационное письмо не будет влиять на ваш конкурсный бал или использоваться вместо результатов за национальный мультипредметный тест (НМТ). Только в случае одинакового конкурсного балла у нескольких абитуриентов, претендующих на последние места в рейтинге, предпочтение будет отдаваться тому, кто имеет лучшее мотивационное письмо.

На какие специальности при вступлении на контракт мотивационные письма не могут заменить баллы по НМТ? Это:

На все остальные специальности при поступлении на контракт результаты рассмотрения мотивационного письма могут учитываться вместо баллов по НМТ, если так решит университет в своих правилах приема.

Как написать удачное мотивационное письмо?

1) Писать отдельные мотивационные письма в каждый из университетов (на каждую специальность)

Как отмечает Егор Стадный, написание универсального письма — это сразу проигрышная стратегия, ведь каждый из университетов будет иметь собственные требования и критерии их оценки:

Согласно Порядку приема на обучение в учреждения высшего образования 2022 года, университеты должны опубликовать критерии оценки мотивационных писем на своем вебсайте не позднее 1 июня.

2) Продемонстрировать личную заинтересованность
Не просто написать «Я хочу здесь учиться», а объяснить ваш интерес в этом университете.

3) Показать, что у вас такие ожидания от университета, которые это учреждение может обеспечить

4) Указать ваши сильные стороны и достижения в обучении и других видах деятельности

Возможно, у вас есть определенные награды или другие материалы, подтверждающие ваши успехи, и вы можете их продемонстрировать (например, прикрепить к мотивационному письму).

5) Сообщить о собственных слабых сторонах

Конечно, не стоит «посыпать себя пеплом» и посвящать слабым сторонам целое мотивационное письмо, но упомянуть о них нужно, потому что они есть у каждого человека. Вы можете написать, например, «Мне немного не хватает тщательности/усидчивости» или «Я отвлекаюсь за определенные остатки».

Как подготовиться к написанию мотивационного письма?

Как написать хорошее мотивационное письмо: советы Егора Стадного - Learning.ua

1) Проведите тщательный анализ тех университетов, которые рассматриваете для поступления
Узнайте, как у них происходит обучение, найдите описания образовательных программ, почитайте отзывы обучающихся в этом заведении, поинтересуйтесь, куда потом можно трудоустроиться (где работают выпускники).

Это исследование пригодится вам в самом мотивационном письме, когда вы будете описывать часть совпадения ваших ожиданий и возможностей университета:

Такой анализ будет демонстрировать, что вы хотите учиться именно в этом заведении.

2) Решите для себя, действительно ли вы хотите получать высшее образование

Ярко отличаются те поступающие, которые не просто плывут по течению, потому что «родители сказали», потому что «надо так», потому что «бегом надо поступить, чтобы куда-то поступить», а осознают, зачем им высшее образование, и доносят свою заинтересованность и мотивацию (готовность действовать).

Вы должны для себя разобраться: «Высшее образование — это моя собственная ответственность. Это моя собственная инвестиция: временная, а для поступающих на контракт — еще и денежная».

Нужно ответить для себя на эти вопросы и в мотивационном письме посвятить внимание тому, почему вам вообще нужно высшее образование, или четко аргументировать, что: «Меня интересуют сферы деятельности, где высшее образование дает преимущества (например, креативная работа, исследования, аналитическая работа)».

3) Выберите для демонстрации собственных достижений те, которые будут родственны с выбранной специальностью

Если вы поступаете на филологию, то ваши достижения в области спорта будут не очень актуальны для этой специальности. Но, возможно, вы писали ученические творческие работы, выступали на конкурсе ораторского искусства или работали в ученическом медиа.

4) Выделите на написание письма несколько дней

Не стоит писать мотивационное письмо в последнюю ночь перед дедлайном. Напишите его сначала, как черновик, и отложите в сторону. Вернитесь на следующий день к нему, перечитайте. Проследите, последовательна ли ваша мысль, есть ли четкие структурные части в письме.

Проверьте также письмо на наличие лексических и грамматических ошибок. Старайтесь их не допускать, потому что они будут демонстрировать вас как неграмотного человека.

Можете попросить человека, которому доверяете, послушать ваше письмо и сказать свое мнение.

5) Ознакомьтесь с требованиями по объемам

Объемы (количество страниц, слов, знаков) будут указаны в Правилах приема конкретного университета. За эти объемы выходить не нужно. В то же время не стоит делать письмо слишком сухим и лаконичным. Старайтесь четко и полноценно выражать свою мысль.

6) Обратите внимание на детали

Например, вы можете описать, каких одногруппников вы ожидаете увидеть в университете, с какими студентами вы хотели бы учиться. Это будет показывать вас, как человека, понимающего, что многое зависит от среды.

Можно также описать свою ролевую модель — кто из деятелей является примером для вас, примером для подражания. Это может помочь продемонстрировать приемной комиссии ваши ценности, взгляды на жизнь.

Вопросы, которые могут помочь при написании мотивационного письма:

Как написать хорошее мотивационное письмо: советы Егора Стадного - Learning.ua

Львовский национальный университет имени Ивана Франко предоставил рекомендации абитуриентам, которые могут сориентировать во время написания и помогут определиться с информацией, которую следует указать в письме. Они будут полезны не только будущим поступающим в ЛНУ, но и всем, кто будет писать мотивационное письмо.

Отметим, что вопросы сгруппированы по четырем важным критериям:

1) Уровень заинтересованности в обучении в Университете по выбранной специальности и образовательной программе:

2) Академические достижения:

3) Личные достижения и практический опыт (при наличии):

4) Социальная активность или общественная работа, спортивные достижения, интересы и увлечения и т.д.:

Надеемся: эти советы помогут вам написать удачные мотивационные письма. Напоследок хотим успокоить будущих поступающих словами вице-президента Киевской школы экономики Егора Стадного: