В сегодняшней статье продолжаем публиковать идеи активностей для школьников во время пребывания в бомбоубежищах.

В предыдущем материале мы рассказывали об упражнениях из пособия, которые можно использовать с детьми 1-11 классов. А сегодня публикуем активности, разделенные по возрастным группам:

І. Упражнения для начальной и средней школы (6-14 лет)

Упражнения, которые можна предложить школьникам в укрытии (часть 2) - Learning.ua

1. «Представим себя»

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что нацелено упражнение: борьба со страхом, снятие эмоционального напряжения и телесных зажимов.

Описание: упражнение состоит в том, чтобы дети могли вообразить себя разными персонажами или предметами и воспроизвести эту роль в игровой форме. Оно начинается с того, что учитель всему классу задает соответствующую «роль», которую нужно отыграть ученикам одновременно.
К примеру, дети представляют себя:

Если нет возможности двигаться, дети могут выполнять это упражнение сидя.

Советы и важные моменты: автор рекомендует подойти к каждому ребенку и отметить в индивидуальном порядке его старания.

2. «Показать эмоцию»

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что нацелено упражнение: избавиться от негативных эмоций.

Описание: попросите детей показать свои эмоции. Например:

Если нет возможности двигаться, дети могут выполнять это упражнение сидя. Учителю нужно внимательно следить за групповой динамикой (особенно при проявлении негативных эмоций) и вовремя переключаться на другую (противоположную) эмоцию.

Советы и важные моменты: стоит обратить внимание на то, какая из эмоций откликнулась детям больше всего. Это поможет понять групповую динамику, эмоциональное состояние группы.

3. «Оригами-сет»

Автор: Ирина Теслюк, автор мастер-класса по творческой мастерской.

На что направлено упражнение: концентрация внимания, положительные эмоции, успокоение, развитие мелкой моторики.

Описание: предложите детям создавать животных с оригами (например, лягушки или кузнечики) и устраивать между ними гонки.

Материалы для активности: цветная бумага, инструкция по созданию фигур из бумаги.

4. «Планета наоборот»

Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну.

На что нацелено упражнение: формирование положительных эмоций, эмоциональная разгрузка.

Описание: предложите детям изобразить на бумаге и придумать условия определенных предметов. Например:

Далее желающие могут провести презентацию своей работы/решения перед собравшимися.

Материалы для активности: бумага и фломастеры/карандаши/ручки. В случае отсутствия подручных материалов автор предлагает вести на эту тему диалог.

Советы и важные моменты: по опыту, школьники включаются в это упражнение благодаря его нестандартности и странности. При этом именно странное условие заставляет ребенка отвлечься и переключить внимание на поиск креативных решений.

II. Упражнения для средней и старшей школы (11-17 лет)

Упражнения, которые можна предложить школьникам в укрытии (часть 2) - Learning.ua

1. «Вопрос — ответ»

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что нацелено упражнение: концентрация внимания, эмоциональное облегчение пребывания ребенка в бомбоубежище путем переключения внимания с места нахождения действия.

Материалы для активности: теннисный мячик (не обязательно)

Описание: дети рассчитываются на «первый-второй». Первые имеют право только задавать вопросы, вторые — только отвечать. При этом дети задают условие — буквы, на которые должны начинаться вопросы и ответы. Например:

Условие: вопрос должен быть на букву «Т», ответ — на букву «Б»:

При этом дети друг друга слушают и ведут диалог в развлекательной форме. Предлагаемые темы для построения диалогов:

Советы и важные моменты: автор рекомендует это упражнение использовать в начале пребывания в бомбоубежище.

2. «Голова и хвост дракона»

Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.

На что нацелено упражнение: ощущение единения через групповое взаимодействие, чувство поддержки и формирование взаимопомощи.

Описание: все дети берутся за руки. В одном из мест руки разрывают, образуя голову (первый участник) и хвост (последний участник) дракона. Задача «головы дракона» — максимально закрутить узлы между руками и ногами, чтобы запутать «тело дракона». После того, как «голова дракона» завершила действие, «хвост дракона» (последний участник или участница) становится на ее место и раскручивает этот узел, не разрывая рук.

Советы и важные моменты: упражнение помогает детям начать лучше взаимодействовать в группе, ведь для того чтобы раскрутить узел, важно действовать сообща, советоваться и стать одним организмом.

3. Упражнение на развитие памяти

Автор: Виктория Коновалова, менторша по актерскому мастерству.

На что нацелена: развитие памяти, эмоциональная разгрузка.

Описание: в группе должно быть семь участников. Они становятся друг за другом в определенной последовательности и принимают определенные позы (которые персонально себе придумывают). Восьмой участник должен запомнить, кто за кем стоит и их позы. Подтвердив, что запомнил расположение группы, восьмой участник отворачивается.

Группа, принявшая соответствующие позы, быстро меняет их. Изменяется и последовательность участников. Можно даже заменить одного из участников группы. Восьмой участник разворачивается и должен поставить всех в предыдущем порядке по памяти. В этот момент класс активно участвует и помогает восьмому участнику вернуть всех в группе в предыдущее положение. В дальнейшем группы могут изменяться.

Советы и важные моменты: упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя.

4. «Делаем собственный подкаст»

Автор: Артём Назаренко, ментор по музыке.

На что нацелено упражнение: развитие воображения, концентрация внимания, чувство единения через групповое взаимодействие.

Материалы для активности: телефон с диктофоном, микрофон (не обязательно).

Описание: сначала предложите детям создать условия для записи собственного подкаста. Для этого они объединяются в мини-группы по ролям: ответственные за сценарий, музыкальное сопровождение, создание handmade студии звукозаписи (обычно в форме халабуды). Затем организуйте запись подкаста/серии.

Предлагаемые темы подкастов:

Советы и важные моменты: можно продолжать следующие записи или элементы подкаста при других воздушных тревогах или в классе.

Надеемся, что эти упражнения помогут разнообразить пребывание детей в укрытии и помогут им чувствовать себя лучше.