В сегодняшней статье продолжаем публиковать идеи активностей для школьников во время пребывания в бомбоубежищах.
- Напомним, что эти упражнения были разработаны экспертами общественных организаций «Культурна платформа Закарпаття» и «Освіторія» для того, чтобы педагоги могли помочь детям эмоционально и физически справиться с пребыванием в укрытии во время воздушной тревоги.
В предыдущем материале мы рассказывали об упражнениях из пособия, которые можно использовать с детьми 1-11 классов. А сегодня публикуем активности, разделенные по возрастным группам:
- начальная школа (6-10 лет);
- средняя школа (11-14 лет);
- старшая школа (15-18 лет).
І. Упражнения для начальной и средней школы (6-14 лет)
1. «Представим себя»
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что нацелено упражнение: борьба со страхом, снятие эмоционального напряжения и телесных зажимов.
Описание: упражнение состоит в том, чтобы дети могли вообразить себя разными персонажами или предметами и воспроизвести эту роль в игровой форме. Оно начинается с того, что учитель всему классу задает соответствующую «роль», которую нужно отыграть ученикам одновременно.
К примеру, дети представляют себя:
- красивым деревом;
- картиной, на которую все смотрят;
- закипающим чайником;
- пеньком;
- цветком/плющом, который плетется по стене;
- динозавром;
- лягушкой;
- кошкой, которая засыпает.
Если нет возможности двигаться, дети могут выполнять это упражнение сидя.
Советы и важные моменты: автор рекомендует подойти к каждому ребенку и отметить в индивидуальном порядке его старания.
2. «Показать эмоцию»
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что нацелено упражнение: избавиться от негативных эмоций.
Описание: попросите детей показать свои эмоции. Например:
- лень (рекомендуется делать первой);
- заинтересованность;
- хитрость (что-то задумали);
- мечтательность;
- гнев;
- страх;
- влюбленность (может быть в предмет, событие);
- радость (в конце);
- счастье (в конце).
Если нет возможности двигаться, дети могут выполнять это упражнение сидя. Учителю нужно внимательно следить за групповой динамикой (особенно при проявлении негативных эмоций) и вовремя переключаться на другую (противоположную) эмоцию.
Советы и важные моменты: стоит обратить внимание на то, какая из эмоций откликнулась детям больше всего. Это поможет понять групповую динамику, эмоциональное состояние группы.
3. «Оригами-сет»
Автор: Ирина Теслюк, автор мастер-класса по творческой мастерской.
На что направлено упражнение: концентрация внимания, положительные эмоции, успокоение, развитие мелкой моторики.
Описание: предложите детям создавать животных с оригами (например, лягушки или кузнечики) и устраивать между ними гонки.
Материалы для активности: цветная бумага, инструкция по созданию фигур из бумаги.
4. «Планета наоборот»
Автор: Евгений Величев, ментор по дизайну.
На что нацелено упражнение: формирование положительных эмоций, эмоциональная разгрузка.
Описание: предложите детям изобразить на бумаге и придумать условия определенных предметов. Например:
- Превратить что-нибудь в овал и представить, как с этим взаимодействует кот/собака.
- Что будет с домами, если все они будут овальными?
- Правила дорожного движения на квадратной планете.
- Как должен двигаться человек на квадратной планете?
Далее желающие могут провести презентацию своей работы/решения перед собравшимися.
Материалы для активности: бумага и фломастеры/карандаши/ручки. В случае отсутствия подручных материалов автор предлагает вести на эту тему диалог.
Советы и важные моменты: по опыту, школьники включаются в это упражнение благодаря его нестандартности и странности. При этом именно странное условие заставляет ребенка отвлечься и переключить внимание на поиск креативных решений.
II. Упражнения для средней и старшей школы (11-17 лет)
1. «Вопрос — ответ»
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что нацелено упражнение: концентрация внимания, эмоциональное облегчение пребывания ребенка в бомбоубежище путем переключения внимания с места нахождения действия.
Материалы для активности: теннисный мячик (не обязательно)
Описание: дети рассчитываются на «первый-второй». Первые имеют право только задавать вопросы, вторые — только отвечать. При этом дети задают условие — буквы, на которые должны начинаться вопросы и ответы. Например:
Условие: вопрос должен быть на букву «Т», ответ — на букву «Б»:
- 1. Вопрос: «Твоя мама — украинка?»
- 2. Ответ: «Британка».
При этом дети друг друга слушают и ведут диалог в развлекательной форме. Предлагаемые темы для построения диалогов:
- «Я и мои друзья»;
- «Вкусы в музыке, литературе, кино»;
- «Здоровое питание»;
- «Экология»;
- «Я и мой город»;
- «Мое хобби»;
- «Мои мечты и желания»;
- «Мой класс».
Советы и важные моменты: автор рекомендует это упражнение использовать в начале пребывания в бомбоубежище.
2. «Голова и хвост дракона»
Автор: Виктория Коновалова, ментор по актерскому мастерству.
На что нацелено упражнение: ощущение единения через групповое взаимодействие, чувство поддержки и формирование взаимопомощи.
Описание: все дети берутся за руки. В одном из мест руки разрывают, образуя голову (первый участник) и хвост (последний участник) дракона. Задача «головы дракона» — максимально закрутить узлы между руками и ногами, чтобы запутать «тело дракона». После того, как «голова дракона» завершила действие, «хвост дракона» (последний участник или участница) становится на ее место и раскручивает этот узел, не разрывая рук.
- Минимальное количество учащихся для проведения упражнения — 8. Чем больше пространство, тем больше может быть привлечено детей к выполнению упражнения.
Советы и важные моменты: упражнение помогает детям начать лучше взаимодействовать в группе, ведь для того чтобы раскрутить узел, важно действовать сообща, советоваться и стать одним организмом.
3. Упражнение на развитие памяти
Автор: Виктория Коновалова, менторша по актерскому мастерству.
На что нацелена: развитие памяти, эмоциональная разгрузка.
Описание: в группе должно быть семь участников. Они становятся друг за другом в определенной последовательности и принимают определенные позы (которые персонально себе придумывают). Восьмой участник должен запомнить, кто за кем стоит и их позы. Подтвердив, что запомнил расположение группы, восьмой участник отворачивается.
Группа, принявшая соответствующие позы, быстро меняет их. Изменяется и последовательность участников. Можно даже заменить одного из участников группы. Восьмой участник разворачивается и должен поставить всех в предыдущем порядке по памяти. В этот момент класс активно участвует и помогает восьмому участнику вернуть всех в группе в предыдущее положение. В дальнейшем группы могут изменяться.
- К позам и последовательности расположения участников может добавиться и определенная эмоция каждого, которую тоже нужно запомнить.
Советы и важные моменты: упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя.
4. «Делаем собственный подкаст»
Автор: Артём Назаренко, ментор по музыке.
На что нацелено упражнение: развитие воображения, концентрация внимания, чувство единения через групповое взаимодействие.
Материалы для активности: телефон с диктофоном, микрофон (не обязательно).
Описание: сначала предложите детям создать условия для записи собственного подкаста. Для этого они объединяются в мини-группы по ролям: ответственные за сценарий, музыкальное сопровождение, создание handmade студии звукозаписи (обычно в форме халабуды). Затем организуйте запись подкаста/серии.
Предлагаемые темы подкастов:
- «Школьные новости или важные события класса»;
- «Тема недели: общественно важные темы, такие как экология, минная безопасность, здоровое питание, здоровье и гигиена»;
- «Цели устойчивого развития ООН»;
- «Стендап (смешные истории из жизни учеников и класса)».
Советы и важные моменты: можно продолжать следующие записи или элементы подкаста при других воздушных тревогах или в классе.
Надеемся, что эти упражнения помогут разнообразить пребывание детей в укрытии и помогут им чувствовать себя лучше.