В октябре наша страна подверглась массированным ракетным обстрелам и атакам иранскими беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Воздушные тревоги звучали в течение рекордных 5 часов подряд, и продолжают раздаваться ежедневно. Но как оказалось на практике: родители часто не знают, как действовать, когда тревога застала по дороге в школу или когда ребенок находится в укрытии учебного заведения. Кроме того, стали известны случаи, когда руководители учебных заведений вызвали работников на работу во время тревоги, а в некоторые заведения врывались неизвестные в поисках укрытия.
Поэтому служба образовательного омбудсмена выпустила разъяснение по поводу действий каждого из участников образовательного процесса во время тревоги.
- «Мы обобщили рекомендации ГСЧС, органов управления образования, опыт Израиля, а также предоставили собственные предложения по подготовке и действиям участников образовательного процесса во время воздушной тревоги в различных ситуациях», — отмечают в службе.
В частности, советы касаются таких случаев, когда:
- тревога застала до начала занятий;
- тревога застала дорогой в заведение;
- тревога застала в учебном заведении;
- во время воздушной тревоги работников вызывают на работу в заведение;
- во время воздушной тревоги родители хотят забрать ребенка из укрытия.
Как руководителю организовать работу учебного заведения во время тревоги?
Государственная служба чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) рекомендует провести следующие подготовительные мероприятия на случай воздушной тревоги во время занятий в учебном заведении:
1) Участники образовательного процесса должны быть ознакомлены с местоположением защитных сооружений и правилами поведения во время эвакуации и в укрытии.
2) Участники образовательного процесса заранее должны уметь выполнять мероприятия из Плана реагирования на чрезвычайные ситуации или Инструкции учебного заведения, предусмотренные на случай получения сигнала воздушной тревоги.
3) Учреждение заранее размещает все указатели направления движения для быстрого и безопасного проведения эвакуационных мероприятий участников образовательного процесса.
4) Руководитель должен определить ответственное лицо из работников учебного заведения, которое будет сопровождать участников образовательного процесса во время эвакуации и укрытия в защитном сооружении.
5) Руководитель заранее устанавливает ответственных лиц, которые после эвакуации проверяют заведение на наличие присутствующих учащихся вне защитного сооружения.
- «Мы считаем, что руководитель обязательно должен издать письменный приказ или распоряжение о работе учебных заведений и работников во время воздушной тревоги. Выдавать и ознакомлять с документом необходимо заранее», — отмечают в службе образовательного омбудсмена.
В приказе следует прописать два варианта развития действий:
- если воздушная тревога началась, когда продолжаются занятия;
- если воздушная тревога началась до начала занятий.
С приказом должны быть ознакомлены все участники образовательного процесса, ведь некоторые родители даже во время тревоги, рискуя жизнью ребенка и своей собственной, везут или приводят ребенка в заведение. В такой ситуации есть риск, что родители придут в школу или садик, а там нет педагогических работников, все находятся в укрытии, ведь педагоги также не должны перемещаться во время тревоги, рискуя собственной жизнью, то есть некому передать ребенка. Поэтому нужно создать четкий алгоритм, как действовать родителям и педагогам, если тревога начинается до начала занятий.
- В службе образовательного омбудсмена подчеркивают: вход посторонним лицам в укрытие запрещен. По правилам, если учебное заведение начало очное обучение, жители близлежащих зданий должны пользоваться другими укрытиями, так как укрытие рассчитано только на соискателей образования и работников учебного заведения.
В каждом учебном заведении на основе алгоритмов ГСЧС и МОН относительно действия воздушной тревоги должен быть разработан индивидуальный алгоритм. Ведь в каждом учебном заведении своя ситуация с безопасностью, которая зависит от территориального расположения учебных заведений, количества соискателей и работников, расположения укрытия, возраста соискателей, обучающихся в заведении и т.д.
ЮНИСЕФ также рекомендует:
- организовать создание единого канала коммуникации в учебном заведении между руководством учреждения и участниками образовательного процесса на случай воздушной тревоги, чтобы обладать оперативной информацией о ситуации в учреждении;
- проинструктировать участников образовательного процесса, если в случае воздушной тревоги будет повреждена интернет- и мобильная связь, где находится укрытие и где после окончания воздушной тревоги родители смогут забрать ребенка.
Как поступать педагогическим работникам во время воздушной тревоги?
І. Если педагогический работник находится в учебном заведении:
ГСЧС предлагает такой порядок действий учителя в случае воздушной тревоги во время занятий в учебном заведении:
1) Ответственное лицо при поступлении сигнала включает существующую систему оповещения заведения.
2) Учитель мгновенно извещает учащихся (словесно) об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и прекращении занятия.
3) Ответственное лицо вместе с учителями должно скоординировать ход эвакуации учащихся от класса в защитное сооружение (укрытие).
4) Классы, где преподают учителя, должны быть организованы для немедленного передвижения двумя колоннами в помещении класса и быстрого покидания кабинета.
- По возможности ученики самоорганизуются для ухода из кабинета и движения в защитное сооружение.
- При ограниченном пространстве для передвижения ученики покидают помещение группами.
5) Ответственные за эвакуацию лица должны находиться в заранее определенных местах и помочь в организации и регулировании быстрого движения в защитное сооружение.
- Младшим классам (1 или 2 классы) необходимо предоставить помощников.
6) Медицинский работник должен находиться в отведенном для него месте для быстрого оказания медицинской помощи.
7) Ответственные за эвакуацию лица должны находиться у выхода из защитного сооружения для осуществления контроля за порядком укрытия участников образовательного процесса и быстрого реагирования, если окажется, что кто-то отсутствует.
8) Ученики или целые классы, которые находятся во дворе заведения, во время сигнала тревоги должны двигаться под наблюдением учителя или самостоятельно в защитное сооружение.
9) Внутри защитного сооружения ответственные лица должны обеспечить, чтобы учащиеся быстро и осторожно заняли свои места. После того как все ученики займут свои места, ответственный за класс должен проверить наличие всех учащихся.
10) Во время пребывания в защитном сооружении учителя и ответственные лица должны провести мероприятия, чтобы успокоить детей и всех находящихся в нем.
- Если родители хотят забрать во время тревоги ребенка из укрытия — педагог не имеет права передавать им ребенка. Более подробно подобные случаи рассмотрим ниже.
II. Если тревога застала педагога перед началом рабочего дня:
1) Если работник имеет возможность быстро за 5-7 минут добраться до учебного заведения и в учебном заведении есть укрытие, то работник перемещается до укрытия учебного заведения. Но стоит учитывать расположение учебного заведения, в некоторых регионах до укрытия необходимо переместиться за 2-3 минуты.
2) Если в учебном заведении нет укрытия, то работник должен переместиться в ближайшее к нему укрытие по месту его нахождения.
3) Противозаконно и преступно требовать от работников прибыть в учебное заведение во время воздушной тревоги.
Как действовать родителям до и во время воздушной тревоги?
І. Чтобы подготовиться к возможной воздушной тревоге, ЮНИСЕФ рекомендует родителям:
- присоединиться к каналу коммуникации учебного заведения между администрацией учреждения и участниками образовательного процесса, чтобы обладать оперативной и необходимой информацией в случае воздушной тревоги;
- предоставить руководству учреждения свои контакты, контакты тех, кто может забирать ребенка из школы, детали состояния здоровья ребенка, в частности, об особых потребностях ребенка. Также проинформируйте ребенка, чтобы он знал свой резус-фактор и группу крови, свои хронические болезни, а также ваши контакты.
В эвакуационный рюкзак ребенка нужно положить
записку, в которой указаны фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, адрес проживания, контакты родителей, семейное фото (по возможности и, желательно, с подписями, кто на нем изображен). Также следует отметить в этой записке резус-фактор и группу крови ребенка.
II. Если во время воздушной тревоги ребенок находится в учебном заведении:
В службе образовательного омбудсмена отмечают, что родители не могут забрать ребенка из укрытия во время воздушной тревоги, а педагог, соответственно, не имеет права отпустить ребенка из укрытия даже по просьбе родителей. Ведь так родители подвергают опасности и себя, и ребенка. Таким образом, до завершения воздушной тревоги ребенок должен оставаться в укрытии.
- «Пунктами 15-16 Порядка заполнения и пребывания в сооружениях фонда защитных сооружений гражданской защиты („Витяг із Вимог щодо утримання та експлуатації захисних споруд цивільного захисту, затверджений наказом МВС від 09.07.2018 № 579“) определено, что выход из защитного сооружения осуществляется только если поступило информация об отсутствии опасности (после уточнения ситуации в районе постройки), а также в случаях вынужденной эвакуации», — отмечают в службе образовательного омбудсмена.
Вынужденная эвакуация из сооружения фонда защитных сооружений производится, если:
- произошло повреждение сооружения, исключающее дальнейшее пребывание в нем укрывающихся лиц;
- произошло затопление сооружения;
- произошел пожар сооружения и образовались в нем опасные концентрации вредных газов;
- были достигнуты предельные параметры внутренней воздушной среды, например, в укрытии существенно снизился уровень кислорода или воздухе есть какие-то опасные вещества.
«Мы понимаем родителей, ведь все волнуемся за своих родных и близких, особенно за детей, и хотим, чтобы в опасности они были рядом с нами. Но правильное решение во время воздушной тревоги — родителям оставаться там, где они есть, и искать ближайшее безопасное укрытие для себя, а ребенку — находиться в укрытии учебного заведения или закрепленном за учебным заведением укрытии», — подчеркивают в службе образовательного омбудсмена.
Следует также напоминать ребенку, что во время воздушной тревоги нужно слушать учителя и не покидать учебное заведение, чтобы бежать домой или на улицу.
ІІІ. Если воздушная тревога случилась дорогой в/из учебного заведения:
Департамент образования и науки Киева разработал рекомендации на случай, если воздушная тревога застает соискателя по дороге в или из учебного заведения. Служба образовательного омбудсмена приводит эти советы в несколько трансформированном виде:
1) Выберите с ребенком безопасный путь в школу и обратное направление (т.е. составьте своеобразный маршрут движения), далее выберите укрытия, которые ребенок сможет использовать дорогой в случае сигнала воздушной тревоги.
2) Объясните ребенку, чтобы он двигался только по составленному маршруту, не останавливался и никуда не сворачивал.
3) Подчеркните ребенку, что если нет возможности быстро дойти до школы или дома во время сигнала воздушной тревоги, он должен направляться к определенному вами укрытию и находиться внутри укрытия, а не у его входа.
4) Научите ребенка не касаться обнаженных электрических проводов, неизвестных предметов, проговорите правила минной безопасности.
- Подробнее о правилах минной безопасности читайте на сайте образовательного омбудсмена и в нашей статье «Осторожно, мины: что нужно знать детям и взрослым».
5) Сообщите классному руководителю о местонахождении ребенка или попросите ребенка это сделать.
Что делать участникам образовательного процесса, если не успели добежать до укрытия при обстреле?
Если не было времени добежать до укрытия, ГСЧС советует:
- немедленно перейти в помещение без окон или воспользоваться правилом двух стен (первая стена берет на себя силу взрыва, вторая — разрушение);
- если возник пожар или повреждение дома — позвонить по телефону 101, указав точный адрес, этаж и покинуть опасное место;
- если в доме произошел взрыв — следует как можно быстрее самостоятельно покинуть здание и оставить дверь открытой, чтобы спасатели не срезали ее.
Как работают школы в Израиле во время тревоги?
Служба образовательного омбудсмена сообщает, что в израильских школах во время воздушной тревоги, вне зависимости от того, завершились занятия или нет, все дети остаются в укрытии до конца воздушной тревоги и даже еще 10 минут после ее завершения.
- Только после завершения тревоги, настройки коммуникаций и запуска работы общественного транспорта дети могут возвращаться домой.
Классные руководители в такой ситуации обязательно должны поинтересоваться, пришел ли ребенок домой.
Кроме того, в Израиле, согласно циркуляру генерального директора по обеспечению безопасности учебных заведений, во время стрельбы или захвата учебного заведения даже не в случае воздушной тревоги, а во время занятий в целом все ворота для входа на территорию заведения закрыты в соответствии с указаниями охранника и по согласованию с офицером безопасности израильской полиции. Без разрешения учебного заведения после закрытия ворот в заведение вход другим лицам запрещается, в том числе даже родителям, братьям, сестрам учеников.
Надеемся, что эти советы помогут вам уберечь своих детей и себя.