В октябре наша страна подверглась массированным ракетным обстрелам и атакам иранскими беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Воздушные тревоги звучали в течение рекордных 5 часов подряд, и продолжают раздаваться ежедневно. Но как оказалось на практике: родители часто не знают, как действовать, когда тревога застала по дороге в школу или когда ребенок находится в укрытии учебного заведения. Кроме того, стали известны случаи, когда руководители учебных заведений вызвали работников на работу во время тревоги, а в некоторые заведения врывались неизвестные в поисках укрытия.

Поэтому служба образовательного омбудсмена выпустила разъяснение по поводу действий каждого из участников образовательного процесса во время тревоги.

В частности, советы касаются таких случаев, когда:

Как руководителю организовать работу учебного заведения во время тревоги?

Как действовать учебному заведению и участникам образовательного процесса во время воздушной тревоги? - Learning.ua

Государственная служба чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) рекомендует провести следующие подготовительные мероприятия на случай воздушной тревоги во время занятий в учебном заведении:

1) Участники образовательного процесса должны быть ознакомлены с местоположением защитных сооружений и правилами поведения во время эвакуации и в укрытии.

2) Участники образовательного процесса заранее должны уметь выполнять мероприятия из Плана реагирования на чрезвычайные ситуации или Инструкции учебного заведения, предусмотренные на случай получения сигнала воздушной тревоги.

3) Учреждение заранее размещает все указатели направления движения для быстрого и безопасного проведения эвакуационных мероприятий участников образовательного процесса.

4) Руководитель должен определить ответственное лицо из работников учебного заведения, которое будет сопровождать участников образовательного процесса во время эвакуации и укрытия в защитном сооружении.

5) Руководитель заранее устанавливает ответственных лиц, которые после эвакуации проверяют заведение на наличие присутствующих учащихся вне защитного сооружения.

В приказе следует прописать два варианта развития действий:

С приказом должны быть ознакомлены все участники образовательного процесса, ведь некоторые родители даже во время тревоги, рискуя жизнью ребенка и своей собственной, везут или приводят ребенка в заведение. В такой ситуации есть риск, что родители придут в школу или садик, а там нет педагогических работников, все находятся в укрытии, ведь педагоги также не должны перемещаться во время тревоги, рискуя собственной жизнью, то есть некому передать ребенка. Поэтому нужно создать четкий алгоритм, как действовать родителям и педагогам, если тревога начинается до начала занятий.

В каждом учебном заведении на основе алгоритмов ГСЧС и МОН относительно действия воздушной тревоги должен быть разработан индивидуальный алгоритм. Ведь в каждом учебном заведении своя ситуация с безопасностью, которая зависит от территориального расположения учебных заведений, количества соискателей и работников, расположения укрытия, возраста соискателей, обучающихся в заведении и т.д.

ЮНИСЕФ также рекомендует:

Как поступать педагогическим работникам во время воздушной тревоги?

Как действовать учебному заведению и участникам образовательного процесса во время воздушной тревоги? - Learning.ua

І. Если педагогический работник находится в учебном заведении:
ГСЧС предлагает такой порядок действий учителя в случае воздушной тревоги во время занятий в учебном заведении:

1) Ответственное лицо при поступлении сигнала включает существующую систему оповещения заведения.

2) Учитель мгновенно извещает учащихся (словесно) об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и прекращении занятия.

3) Ответственное лицо вместе с учителями должно скоординировать ход эвакуации учащихся от класса в защитное сооружение (укрытие).

4) Классы, где преподают учителя, должны быть организованы для немедленного передвижения двумя колоннами в помещении класса и быстрого покидания кабинета.

5) Ответственные за эвакуацию лица должны находиться в заранее определенных местах и помочь в организации и регулировании быстрого движения в защитное сооружение.

6) Медицински​й работник должен находиться в отведенном для него месте для быстрого оказания медицинской помощи.

7) Ответственные за эвакуацию лица должны находиться у выхода из защитного сооружения для осуществления контроля за порядком укрытия участников образовательного процесса и быстрого реагирования, если окажется, что кто-то отсутствует.

8) Ученики или целые классы, которые находятся во дворе заведения, во время сигнала тревоги должны двигаться под наблюдением учителя или самостоятельно в защитное сооружение.

9) Внутри защитного сооружения ответственные лица должны обеспечить, чтобы учащиеся быстро и осторожно заняли свои места. После того как все ученики займут свои места, ответственный за класс должен проверить наличие всех учащихся.

10) Во время пребывания в защитном сооружении учителя и ответственные лица должны провести мероприятия, чтобы успокоить детей и всех находящихся в нем.

II. Если тревога застала педагога перед началом рабочего дня:

1) Если работник имеет возможность быстро за 5-7 минут добраться до учебного заведения и в учебном заведении есть укрытие, то работник перемещается до укрытия учебного заведения. Но стоит учитывать расположение учебного заведения, в некоторых регионах до укрытия необходимо переместиться за 2-3 минуты.

2) Если в учебном заведении нет укрытия, то работник должен переместиться в ближайшее к нему укрытие по месту его нахождения.

3) Противозаконно и преступно требовать от работников прибыть в учебное заведение во время воздушной тревоги.

Как действовать родителям до и во время воздушной тревоги?

Как действовать учебному заведению и участникам образовательного процесса во время воздушной тревоги? - Learning.ua

І. Чтобы подготовиться к возможной воздушной тревоге, ЮНИСЕФ рекомендует родителям:

В эвакуационный рюкзак ребенка нужно положить
записку, в которой указаны фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, адрес проживания, контакты родителей, семейное фото (по возможности и, желательно, с подписями, кто на нем изображен). Также следует отметить в этой записке резус-фактор и группу крови ребенка.

II. Если во время воздушной тревоги ребенок находится в учебном заведении:

В службе образовательного омбудсмена отмечают, что родители не могут забрать ребенка из укрытия во время воздушной тревоги, а педагог, соответственно, не имеет права отпустить ребенка из укрытия даже по просьбе родителей. Ведь так родители подвергают опасности и себя, и ребенка. Таким образом, до завершения воздушной тревоги ребенок должен оставаться в укрытии.

Вынужденная эвакуация из сооружения фонда защитных сооружений производится, если:

«Мы понимаем родителей, ведь все волнуемся за своих родных и близких, особенно за детей, и хотим, чтобы в опасности они были рядом с нами. Но правильное решение во время воздушной тревоги — родителям оставаться там, где они есть, и искать ближайшее безопасное укрытие для себя, а ребенку — находиться в укрытии учебного заведения или закрепленном за учебным заведением укрытии», — подчеркивают в службе образовательного омбудсмена.

Следует также напоминать ребенку, что во время воздушной тревоги нужно слушать учителя и не покидать учебное заведение, чтобы бежать домой или на улицу.

ІІІ. Если воздушная тревога случилась дорогой в/из учебного заведения:

Департамент образования и науки Киева разработал рекомендации на случай, если воздушная тревога застает соискателя по дороге в или из учебного заведения. Служба образовательного омбудсмена приводит эти советы в несколько трансформированном виде:

1) Выберите с ребенком безопасный путь в школу и обратное направление (т.е. составьте своеобразный маршрут движения), далее выберите укрытия, которые ребенок сможет использовать дорогой в случае сигнала воздушной тревоги.

2) Объясните ребенку, чтобы он двигался только по составленному маршруту, не останавливался и никуда не сворачивал.

3) Подчеркните ребенку, что если нет возможности быстро дойти до школы или дома во время сигнала воздушной тревоги, он должен направляться к определенному вами укрытию и находиться внутри укрытия, а не у его входа.

4) Научите ребенка не касаться обнаженных электрических проводов, неизвестных предметов, проговорите правила минной безопасности.

5) Сообщите классному руководителю о местонахождении ребенка или попросите ребенка это сделать.

Что делать участникам образовательного процесса, если не успели добежать до укрытия при обстреле?

Как действовать учебному заведению и участникам образовательного процесса во время воздушной тревоги? - Learning.ua

Если не было времени добежать до укрытия, ГСЧС советует:

Как работают школы в Израиле во время тревоги?

Служба образовательного омбудсмена сообщает, что в израильских школах во время воздушной тревоги, вне зависимости от того, завершились занятия или нет, все дети остаются в укрытии до конца воздушной тревоги и даже еще 10 минут после ее завершения.

Классные руководители в такой ситуации обязательно должны поинтересоваться, пришел ли ребенок домой.

Кроме того, в Израиле, согласно циркуляру генерального директора по обеспечению безопасности учебных заведений, во время стрельбы или захвата учебного заведения даже не в случае воздушной тревоги, а во время занятий в целом все ворота для входа на территорию заведения закрыты в соответствии с указаниями охранника и по согласованию с офицером безопасности израильской полиции. Без разрешения учебного заведения после закрытия ворот в заведение вход другим лицам запрещается, в том числе даже родителям, братьям, сестрам учеников.

Надеемся, что эти советы помогут вам уберечь своих детей и себя.