5/5

Игры и советы для развития навыка взаимодействия со сверстниками дошкольника

7366

Взаимодействие со сверстниками — это умение безопасно общаться (как в детстве, так и во взрослой жизни), обмениваясь идеями, знаниями, опытом. А еще менять роли и поведение в зависимости от ситуации. Сейчас из-за войны многим украинцам приходится адаптироваться к новому саду или школе, и без навыка взаимодействия со сверстниками ребенку будет очень трудно найти себе друзей и чувствовать себя комфортно в новой среде.

Поэтому в сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы по развитию этого навыка детей 3-6 лет от специалистов в сфере психологии и педагогики.

  • Другие рекомендации по развитию важных навыков у дошкольников можно найти на платформе «НУМО» — ресурсе, созданном командой UNICEF Ukraine, Всеукраинским фондом «Крок за кроком» и известным украинским психологом Светланой Ройз.

Отметим, что в нашем блоге мы уже описывали 10 постепенных шагов для развития таких навыков дошкольников:

Почему так важно развивать навык взаимодействия со сверстниками?

Межличностный уровень развития важен в освоении ребенком мира. По словам разработчиков, он готовит его к различным социальным ролям, к умению сотрудничать и чувствовать себя уверенно в мире людей.

К тому же, взаимодействуя со сверстниками, ребенок проявляет активность, развивает здоровое представление о себе и положительную самооценку, становится более независимым, учится делиться игрушками, а позже — идеями, проявлять заинтересованность в том, что делают другие, просить о помощи и помогать другим, успокаивать их, выражать одобрение или делиться радостью.

Как помочь ребенку развить этот навык?

Игры и советы для развития навыка взаимодействия со сверстниками дошкольника - Learning.ua

Приводим 10 постепенных шагов (ступеней) к развитию навыка:

1 СТУПЕНЬ — интересуется другими детьми, понимает, кто из них ровесники

Вопросы, которые можно задать воспитателям:

  • Обращает ли мой ребенок внимание на других играющих детей?
  • Охотно ли присоединяется к совместной деятельности?

Идеи для разговора:
Расскажите историю о том, как вы играли во дворе. Ваше внимание всегда привлекали другие дети. Вы брали свои игрушки и радостно бежали к ним, чтобы играть вместе.

Игры и упражнения:
Просматривая журналы или книги с картинками, поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно показать, где дети и взрослые.

  • Пофантазируйте, как бы звали этих детей, сколько бы им было лет, чем бы они интересовались, во что бы любили играть.
  • Спросите, дружил бы ребенок с этим мальчиком/девочкой.

2 СТУПЕНЬ — присоединяется к игре, когда предлагают, или присоединяется сам, спрашивая разрешения

Вопросы, которые можно задать воспитателям:

  • Может ли мой ребенок самостоятельно присоединиться к игре?
  • Спрашивает ли он об этом разрешение у детей?

Идеи для разговора:
Расскажите, как вы наблюдали игру детей. Сначала вы сомневались, подойти ли к ним, но очень хотели присоединиться к веселой игре. Вы подошли и спросили: «Можно с вами поиграть?». Вам было радостно.

Игры и упражнения:
1) Чаще сами спрашивайте ребенка: «Можно с тобой поиграть? Можно взять твою игрушку?».
2) С игрушками потренируйтесь здороваться, называть свое имя, просить присоединиться к игре. Проиграйте разные варианты: когда приглашения принимают и когда не принимают.
3) Игра в котика и человека. Котик хочет играть, пытается привлечь внимание человека. Как это он делает? Если бы кот мог говорить, что он сказал?

3 СТУПЕНЬ — дает свои игрушки другим (делится, если хочет)

Игры и советы для развития навыка взаимодействия со сверстниками дошкольника - Learning.ua

Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:

  • Как помочь ребенку сформировать навык делиться?
  • Делится ли мой ребенок игрушками с другими детьми?

Идеи для разговора:
Расскажите, как любили делиться игрушками и брали их много в детский сад. Однако, там не все дети хотели делиться. Вы не расстраивались, потому что у вас было много друзей.

Игры и упражнения:
Игра «Скряга и добряк».
Взрослый по очереди играет роль скряги/добряка, а ребенок просит у него игрушку. Затем они меняются ролями. Скряга не отдает своего, но и не может взять чужого. А добряк не может отказать и все свое отдает, оставаясь ни с чем. Мы спрашиваем: «Как правильнее?». Вместе приходим мысли: мы делимся, когда готовы к этому, но не отдаем своего только из-за боязни, что с нами не будут играть.

4 СТУПЕНЬ — инициирует разговоры (самостоятельно подходит к ребенку и инициирует общение)

Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:

  • Инициирует ли мой ребенок разговор с другими детьми?
  • Что вы можете посоветовать, чтобы развивать этот навык?

Идеи для разговора:
Расскажите историю о том, как вам всегда хотелось общаться с другими детьми, и вы смело подходили к ним, предлагали играть вместе, делились игрушками. Вы называли свое имя и спрашивали, как зовут других детей. От этого вам становилось радостно, вы чувствовали себя уверенно.

Игры и упражнения:
Играем в «пришельца», только что высадившегося на планету и исследующего жизнь на ней. Он подходит к разным предметам, принюхиваясь и присматриваясь. Подходит к людям, пытается и человека понюхать, а люди учат его здороваться так, как принято на Земле.

5 СТУПЕНЬ — участвует в общих видах деятельности

Игры и советы для развития навыка взаимодействия со сверстниками дошкольника - Learning.ua

Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:

  • Охотно ли мой ребенок участвует в деятельности со многими детьми?
  • Что помогает им договориться?
  • Как развить навык делать что-то вместе?

Идеи для разговора:
Расскажите, как вам нравилось играть с детьми. Вы любили, чтобы другие дети приходили к вам в гости и вы вместе рисовали или строили.

Игры и упражнения:
1) Игра: нужно вдвоем нести воздушный шарик/книжку, не касаясь ее руками, а лишь сжимая частями тела. Акцентируйте внимание на слове «вместе».
2) Играйте в ролевые игры со многими персонажами.

  • «У каждого своя переносимость контактов, свой характер; нервная система имеет предел общения. Каждый ребенок выдерживает определенное количество детей рядом. Некоторые устают от шума, эмоций, движений. Не ждите от ребенка того, что ему не по силам», — подчеркивают эксперты.

6 СТУПЕНЬ — поощряет других детей к игре, делает действенные предложения разнообразными способами

Вопросы, которые можно задать воспитателям:

  • Предлагает ли мой ребенок другим играть вместе?
  • Каким образом он может предложить игру или деятельность другим детям?
  • Как поощрить ребенка быть более активным в своем предложении совместной игры?

Идеи для разговора:
Расскажите, как любили играть с коробками: строили крепости, автомобили, домики для кукол и т.д. И каждый раз это было что-то новое. Вас с друзьями/родителями так увлекала игра, что время проходило незаметно.

Игры и упражнения:
1) Когда вы с ребенком на площадке, с его разрешения приглашайте в игру других детей. А затем отходите дальше, оставаясь в поле зрения ребенка.
2) В ролевых играх поиграйте в приглашение к игре.
3) Помните, что ребенок не всегда нуждается в контактах.

7 СТУПЕНЬ — во взаимодействии с другими детьми различает их эмоции и может их поддержать

Игры и советы для развития навыка взаимодействия со сверстниками дошкольника - Learning.ua

Вопросы, которые можно задать воспитателям:

  • Реагирует ли мой ребенок на эмоции других детей?
  • Различает ли он эмоции детей?

Идеи для разговора:
Расскажите, как в игре с другими детьми вам всегда было радостно, когда радовались другие, и грустно, когда другие грустили. К примеру, когда вы видели радугу, вам всем было радостно.

Игры и упражнения:
1) Игра в котиков. Один из котиков поранил лапку и грустно мяукает, а второй ему помогает, поддерживает, сочувствует. Один свалился с горки и разозлился, а другой пытается его поддержать взглядом или прикосновением.
2) Когда видите эмоции детей и взрослых, задавайте ребенку вопросы или сами говорите: «Наверное, он грустит, потому что... А если бы это был ты, как бы стоило тебя поддержать?».

8 СТУПЕНЬ — проявляет расположение и симпатию к одному ребенку или нескольким детям, налаживая дружеские отношения. Ценит друзей и скучает, когда их нет рядом

Вопросы, которые можно задать воспитателям:

  • Как вы думаете, есть ли у моего ребенка друзья в группе?
  • Как ребенок ведет себя, если друзей по какой-то причине в этот день нет?
  • Может ли он играть с другими детьми?
  • Что ему помогает подружиться?

Идеи для разговора:
Расскажите о своих друзьях, с которыми дружите много лет. Скажите, что сейчас у вас есть друзья с детства и что вам грустно, когда вы долго не видитесь, а еще — как радуетесь встрече.

Игры и упражнения:
1) Нарисуйте вместе письмо бабушке или дедушке, живущим отдельно.
2) Нарисуйте «журнал/книгу дружбы», где будут портреты друзей, описание их любимых игрушек, привычек. Поговорите о том, что когда мы вспоминаем о друзьях, то как будто бы становимся ближе к ним.

9 СТУПЕНЬ — делится своими идеями и принимает идеи других

Игры и советы для развития навыка взаимодействия со сверстниками дошкольника - Learning.ua

Вопросы, которые можно задать воспитателям:

  • Делится ли мой ребенок своими идеями с другими?
  • Поддерживают ли его идеи другие дети?
  • Поддерживает ли он идеи других детей?

Идеи для разговора:
Расскажите, как строили с друзьями крепость из песка у водоема и обсуждали, как она будет выглядеть. От каждого звучало множество идей. Мне понравилась идея моего друга, и я ее поддержал. У нас получилась большая и крепкая крепость, с которой мы играли до вечера.

Игры и упражнения:
1) На листе бумаги поочередно вместе с ребенком рисуйте, добавляя по одной детали. В конце пофантазируйте, что у вас получилось.
2) Вместе придумайте чудо-мир, в котором все возможно. И каждый из вас может по очереди добавлять свою идею о том, каков этот мир.
3) Вместе по одному предложению составьте историю.

10 СТУПЕНЬ — вместе с другими детьми принимает участие в различных видах деятельности: вместе играют, делятся секретами, развивают физическую и творческую
активность

Вопросы, которые можно задать воспитателям:

  • Может ли мой ребенок свободно менять деятельность, присоединяясь к разным группам детей?
  • Что помогает ему настроиться на совместную деятельность в разных группах?

Идеи для разговора:

Расскажите историю о том, как вам было радостно играть со своими друзьями. Вы всегда что-то придумывали, делали вместе, делились своими секретами. Каждый раз вы радостно ждали новой встречи с друзьями.

Игры и упражнения:
Поговорите с ребенком о том, что дети в садике делают вместе (одеваются, играют, ходят на улицу, едят, учатся, ложатся спать, мастерят и т.д.). А что делают вместе братья и сестры? А что делают вместе люди в семье?

Желаем успехов на пути овладения этим важным навыком!

Теги
Ваша оценка
Комментарии
Следующие статьи
Як навчити дитину дбати про своє здоровʼя?

Як навчити дитину дбати про своє здоровʼя?

17 Листопада 2025
Поступові кроки до освоєння навички здорового способу життя у дітей 3–6 років від експертів платформи публікуємо ...
Джерела для вивчення історії України: Цифрові ресурси для ...

Джерела для вивчення історії України: Цифрові ресурси для ...

03 Листопада 2025
Історію України сьогодні можна вивчати онлайн завдяки якісним цифровим платформам. У статті зібрано три найкращі ...
Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

Як вирізати гарбуз на Гелловін: покрокова інструкція та 7 ...

22 Жовтня 2025
Вирізання гарбуза на Гелловін — це не лише святкова традиція, а й чудова можливість провести час разом із дитиною. ...
Подпишитесь на наши новости