Взаимодействие со сверстниками — это умение безопасно общаться (как в детстве, так и во взрослой жизни), обмениваясь идеями, знаниями, опытом. А еще менять роли и поведение в зависимости от ситуации. Сейчас из-за войны многим украинцам приходится адаптироваться к новому саду или школе, и без навыка взаимодействия со сверстниками ребенку будет очень трудно найти себе друзей и чувствовать себя комфортно в новой среде.
Поэтому в сегодняшней статье мы подготовили профессиональные советы по развитию этого навыка детей 3-6 лет от специалистов в сфере психологии и педагогики.
- Другие рекомендации по развитию важных навыков у дошкольников можно найти на платформе «НУМО» — ресурсе, созданном командой UNICEF Ukraine, Всеукраинским фондом «Крок за кроком» и известным украинским психологом Светланой Ройз.
Отметим, что в нашем блоге мы уже описывали 10 постепенных шагов для развития таких навыков дошкольников:
- саморегуляции;
- безопасного поведения;
- эмоциональной компетентности;
- речи и грамотности;
- сенсорного развития.
Почему так важно развивать навык взаимодействия со сверстниками?
Межличностный уровень развития важен в освоении ребенком мира. По словам разработчиков, он готовит его к различным социальным ролям, к умению сотрудничать и чувствовать себя уверенно в мире людей.
К тому же, взаимодействуя со сверстниками, ребенок проявляет активность, развивает здоровое представление о себе и положительную самооценку, становится более независимым, учится делиться игрушками, а позже — идеями, проявлять заинтересованность в том, что делают другие, просить о помощи и помогать другим, успокаивать их, выражать одобрение или делиться радостью.
Как помочь ребенку развить этот навык?
Приводим 10 постепенных шагов (ступеней) к развитию навыка:
1 СТУПЕНЬ — интересуется другими детьми, понимает, кто из них ровесники
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Обращает ли мой ребенок внимание на других играющих детей?
- Охотно ли присоединяется к совместной деятельности?
Идеи для разговора:
Расскажите историю о том, как вы играли во дворе. Ваше внимание всегда привлекали другие дети. Вы брали свои игрушки и радостно бежали к ним, чтобы играть вместе.
Игры и упражнения:
Просматривая журналы или книги с картинками, поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно показать, где дети и взрослые.
- Пофантазируйте, как бы звали этих детей, сколько бы им было лет, чем бы они интересовались, во что бы любили играть.
- Спросите, дружил бы ребенок с этим мальчиком/девочкой.
2 СТУПЕНЬ — присоединяется к игре, когда предлагают, или присоединяется сам, спрашивая разрешения
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Может ли мой ребенок самостоятельно присоединиться к игре?
- Спрашивает ли он об этом разрешение у детей?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вы наблюдали игру детей. Сначала вы сомневались, подойти ли к ним, но очень хотели присоединиться к веселой игре. Вы подошли и спросили: «Можно с вами поиграть?». Вам было радостно.
Игры и упражнения:
1) Чаще сами спрашивайте ребенка: «Можно с тобой поиграть? Можно взять твою игрушку?».
2) С игрушками потренируйтесь здороваться, называть свое имя, просить присоединиться к игре. Проиграйте разные варианты: когда приглашения принимают и когда не принимают.
3) Игра в котика и человека. Котик хочет играть, пытается привлечь внимание человека. Как это он делает? Если бы кот мог говорить, что он сказал?
3 СТУПЕНЬ — дает свои игрушки другим (делится, если хочет)
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Как помочь ребенку сформировать навык делиться?
- Делится ли мой ребенок игрушками с другими детьми?
Идеи для разговора:
Расскажите, как любили делиться игрушками и брали их много в детский сад. Однако, там не все дети хотели делиться. Вы не расстраивались, потому что у вас было много друзей.
Игры и упражнения:
Игра «Скряга и добряк».
Взрослый по очереди играет роль скряги/добряка, а ребенок просит у него игрушку. Затем они меняются ролями. Скряга не отдает своего, но и не может взять чужого. А добряк не может отказать и все свое отдает, оставаясь ни с чем. Мы спрашиваем: «Как правильнее?». Вместе приходим мысли: мы делимся, когда готовы к этому, но не отдаем своего только из-за боязни, что с нами не будут играть.
4 СТУПЕНЬ — инициирует разговоры (самостоятельно подходит к ребенку и инициирует общение)
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Инициирует ли мой ребенок разговор с другими детьми?
- Что вы можете посоветовать, чтобы развивать этот навык?
Идеи для разговора:
Расскажите историю о том, как вам всегда хотелось общаться с другими детьми, и вы смело подходили к ним, предлагали играть вместе, делились игрушками. Вы называли свое имя и спрашивали, как зовут других детей. От этого вам становилось радостно, вы чувствовали себя уверенно.
Игры и упражнения:
Играем в «пришельца», только что высадившегося на планету и исследующего жизнь на ней. Он подходит к разным предметам, принюхиваясь и присматриваясь. Подходит к людям, пытается и человека понюхать, а люди учат его здороваться так, как принято на Земле.
5 СТУПЕНЬ — участвует в общих видах деятельности
Вопросы, которые можно задать воспитателям или психологу:
- Охотно ли мой ребенок участвует в деятельности со многими детьми?
- Что помогает им договориться?
- Как развить навык делать что-то вместе?
Идеи для разговора:
Расскажите, как вам нравилось играть с детьми. Вы любили, чтобы другие дети приходили к вам в гости и вы вместе рисовали или строили.
Игры и упражнения:
1) Игра: нужно вдвоем нести воздушный шарик/книжку, не касаясь ее руками, а лишь сжимая частями тела. Акцентируйте внимание на слове «вместе».
2) Играйте в ролевые игры со многими персонажами.
- «У каждого своя переносимость контактов, свой характер; нервная система имеет предел общения. Каждый ребенок выдерживает определенное количество детей рядом. Некоторые устают от шума, эмоций, движений. Не ждите от ребенка того, что ему не по силам», — подчеркивают эксперты.
6 СТУПЕНЬ — поощряет других детей к игре, делает действенные предложения разнообразными способами
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Предлагает ли мой ребенок другим играть вместе?
- Каким образом он может предложить игру или деятельность другим детям?
- Как поощрить ребенка быть более активным в своем предложении совместной игры?
Идеи для разговора:
Расскажите, как любили играть с коробками: строили крепости, автомобили, домики для кукол и т.д. И каждый раз это было что-то новое. Вас с друзьями/родителями так увлекала игра, что время проходило незаметно.
Игры и упражнения:
1) Когда вы с ребенком на площадке, с его разрешения приглашайте в игру других детей. А затем отходите дальше, оставаясь в поле зрения ребенка.
2) В ролевых играх поиграйте в приглашение к игре.
3) Помните, что ребенок не всегда нуждается в контактах.
7 СТУПЕНЬ — во взаимодействии с другими детьми различает их эмоции и может их поддержать
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Реагирует ли мой ребенок на эмоции других детей?
- Различает ли он эмоции детей?
Идеи для разговора:
Расскажите, как в игре с другими детьми вам всегда было радостно, когда радовались другие, и грустно, когда другие грустили. К примеру, когда вы видели радугу, вам всем было радостно.
Игры и упражнения:
1) Игра в котиков. Один из котиков поранил лапку и грустно мяукает, а второй ему помогает, поддерживает, сочувствует. Один свалился с горки и разозлился, а другой пытается его поддержать взглядом или прикосновением.
2) Когда видите эмоции детей и взрослых, задавайте ребенку вопросы или сами говорите: «Наверное, он грустит, потому что... А если бы это был ты, как бы стоило тебя поддержать?».
8 СТУПЕНЬ — проявляет расположение и симпатию к одному ребенку или нескольким детям, налаживая дружеские отношения. Ценит друзей и скучает, когда их нет рядом
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Как вы думаете, есть ли у моего ребенка друзья в группе?
- Как ребенок ведет себя, если друзей по какой-то причине в этот день нет?
- Может ли он играть с другими детьми?
- Что ему помогает подружиться?
Идеи для разговора:
Расскажите о своих друзьях, с которыми дружите много лет. Скажите, что сейчас у вас есть друзья с детства и что вам грустно, когда вы долго не видитесь, а еще — как радуетесь встрече.
Игры и упражнения:
1) Нарисуйте вместе письмо бабушке или дедушке, живущим отдельно.
2) Нарисуйте «журнал/книгу дружбы», где будут портреты друзей, описание их любимых игрушек, привычек. Поговорите о том, что когда мы вспоминаем о друзьях, то как будто бы становимся ближе к ним.
9 СТУПЕНЬ — делится своими идеями и принимает идеи других
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Делится ли мой ребенок своими идеями с другими?
- Поддерживают ли его идеи другие дети?
- Поддерживает ли он идеи других детей?
Идеи для разговора:
Расскажите, как строили с друзьями крепость из песка у водоема и обсуждали, как она будет выглядеть. От каждого звучало множество идей. Мне понравилась идея моего друга, и я ее поддержал. У нас получилась большая и крепкая крепость, с которой мы играли до вечера.
Игры и упражнения:
1) На листе бумаги поочередно вместе с ребенком рисуйте, добавляя по одной детали. В конце пофантазируйте, что у вас получилось.
2) Вместе придумайте чудо-мир, в котором все возможно. И каждый из вас может по очереди добавлять свою идею о том, каков этот мир.
3) Вместе по одному предложению составьте историю.
10 СТУПЕНЬ — вместе с другими детьми принимает участие в различных видах деятельности: вместе играют, делятся секретами, развивают физическую и творческую
активность
Вопросы, которые можно задать воспитателям:
- Может ли мой ребенок свободно менять деятельность, присоединяясь к разным группам детей?
- Что помогает ему настроиться на совместную деятельность в разных группах?
Идеи для разговора:
Расскажите историю о том, как вам было радостно играть со своими друзьями. Вы всегда что-то придумывали, делали вместе, делились своими секретами. Каждый раз вы радостно ждали новой встречи с друзьями.
Игры и упражнения:
Поговорите с ребенком о том, что дети в садике делают вместе (одеваются, играют, ходят на улицу, едят, учатся, ложатся спать, мастерят и т.д.). А что делают вместе братья и сестры? А что делают вместе люди в семье?
Желаем успехов на пути овладения этим важным навыком!