В этом году выпускники сдают национальный мультипредметный тест (НМТ) в течение июня-июля: основная сессия началась 5 июня и продлится до 23 июня, дополнительная — состоится с 11 по 24 июля.
А уже 1 июля начнется регистрация электронных кабинетов поступающих на бакалавриат (магистратуру медицинского, фармацевтического и ветеринарного направлений) на основе полного общего среднего образования (ПОСО) или образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, образовательно-профессиональной степени профессионального младшего бакалавра, образовательной степени младшего бакалавра. Чтобы ответить на вопросы абитуриентов по поступлению, Министерство образования и науки Украины (МОН) подготовило исчерпывающие объяснения на своем официальном сайте. Мы избрали наиболее распространенные и актуальные на данном этапе для поступающих и разделили ответы на следующие рубрики:
- «Подача заявлений»;
- «Обучение на средства госбюджета»;
- «Творческие конкурсы»;
- «Приоритетность заявлений»;
- «Зачисление на бюджет и контракт».
Начнем со сроков вступительной кампании.
І. Подача заявлений
1) Когда начнется прием документов для поступления на бакалавра (магистра медицинского, фармацевтического и ветеринарного направления) и в какие сроки можно будет подать заявление?
Поступление 2023 года на дневную форму обучения состоится в следующие сроки:
- 1 июля — начало регистрации электронных кабинетов, загрузка необходимых документов;
- до 9 июля — должны проводиться медицинские осмотры и другие доконкурсные процедуры, если это вызвано особыми условиями конкурсного отбора;
- с 3 июля до 18:00 10 июля — будет осуществляться регистрация заявлений на участие в собеседованиях и творческих конкурсах для поступления на места государственного или регионального заказа; для поступления только на места за средства физических и/или юридических лиц — до 18:00 25 июля;
- с 7 по 18 июля — должны проводиться в несколько потоков собеседования и творческие конкурсы для поступления по всем источникам финансирования; для поступления только на места за средства физических и/или юридических лиц — до 31 июля;
- 19 июля — начало регистрации заявлений поступающих для участия в конкурсе (по результатам вступительных испытаний — НМТ, ВНО, творческих конкурсов, собеседований);
- в 18:00 31 июля — окончание регистрации заявлений поступающих для участия в конкурсе.
В эти же сроки будет проводиться поступление на первый год обучения на основе полного общего среднего образования (ПЗСО) или образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, образовательно-профессиональной степени профессионального младшего бакалавра, образовательной степени младшего бакалавра по другим (кроме дневной) формам обучения по государственному или региональному заказу.
- При этом сроки приема заявлений и документов, конкурсного отбора и зачисления на обучение за счет средств физических и/или юридических лиц определяются Правилами приема высших учебных заведений (ВУЗы).
2) Как подать заявление для поступления в ВУЗ?
Поступающие на младшего бакалавра, бакалавра (магистра медицинского, фармацевтического и ветеринарного толка) в этом году подают заявления в электронной форме (кроме отдельных ситуаций, которые опишем ниже).
Для подачи таких заявлений нужно зарегистрировать личный электронный кабинет абитуриента, заполнив электронную форму в режиме онлайн на сайте https://vstup.edbo.gov.ua/ (эта возможность будет открыта с 1 июля 2023 года). По итогам этого будет создан личный электронный кабинет абитуриента. Через него 19 июля 2023 г. будет открыта возможность подачи заявлений в вузы.
3) Кто имеет право подавать бумажные заявления на бакалавра (магистра медицинского, фармацевтического и ветеринарного направления)?
Подать заявление только в бумажной форме разрешается:
- для поступления по результатам творческого конкурса (для специальностей, определенных в приложении 1 к Порядку приема) и собеседования вместо результатов НМТ, для лиц, местожительством которых является временно оккупированная территория или переселившихся с нее после 1 января 2023 года;
- в случае предоставления иностранного документа об образовании;
- при подаче документов иностранцами и лицами без гражданства;
- в случае предоставления документа о ранее полученном образовании, выданного до использования фотополимерных технологий их изготовления;
- в случае подачи заявления по истечении сроков работы электронных кабинетов;
- при невозможности зарегистрировать электронный кабинет или подать заявление в электронной форме по другим причинам, что подтверждено справкой приемной комиссии ВУЗа.
4) Сколько можно подать заявлений на бюджетную и контрактную формы обучения на основе полного общего среднего образования?
Поступающие могут подать до 5 заявлений на места государственного и регионального заказа в фиксированных (закрытых) и открытых конкурсных предложениях по любым специальностям.
- Максимальное количество заявлений, которое сможет подать абитуриент — 20 заявлений.
5) Какие документы нужно подать для поступления в ВУЗ?
Поступающий, который подает заявление в электронной форме, при регистрации личного электронного кабинета, вносит следующие данные:
- адрес электронной почты, к которой имеет доступ (указанный адрес будет логином для входа в личный электронный кабинет поступающего);
- пароль для входа в личный электронный кабинет;
- серию и номер документа (одного из документов) о ранее полученном образовании (основу поступления);
- номер, PIN-код и год получения сертификата внешнего независимого оценивания/сертификата НМТ (указывается любой из разрешенных Порядком приема);
- тип и номер (серию и номер) документа, удостоверяющего личность, или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при отсутствии сертификатов ВНО/сертификата НМТ).
При подаче заявления в бумажной форме поступающий предъявляет лично оригиналы:
- документа, удостоверяющего личность;
- военно-учетного документа для военнообязанных (кроме случаев, предусмотренных законодательством);
- документа о ранее полученной образовательной степени (образовательно-квалификационном уровне), на основе которой осуществляется поступление, и приложение к нему;
- документов, подтверждающих право поступающего на зачисление за собеседованием, на участие в конкурсе по результатам вступительных экзаменов и/или квоте-1, квоте-2 на основе полного общего среднего образования (ПОСО).
К заявлению, поданному в бумажной форме, поступающий добавляет следующие документы:
- копию документа (одного из документов), удостоверяющего личность, предусмотренного Законом «Про Єдиний державний демографічний реєстр та документи, що підтверджують громадянство України, посвідчують особу чи її спеціальний статус»;
- копию военно-учетного документа (у военнообязанных — военного билета или временного удостоверения, а у призывников — удостоверение о приписке к призывным участкам);
- копию документа о ранее полученном образовательном (образовательно-квалификационном) уровне, на основе которого осуществляется поступление, и копию приложения к нему;
- копию сертификата (сертификатов) ЗНО и/или НМТ;
- четыре цветные фотографии размером 3×4 см.
Перечень документов, необходимых для поступления, в том числе дополнительных, если это вызвано особенностями поступления на определенную специальность или конкурсное предложение, устанавливают ВУЗЫ в своих Правилах приема.
6) Сертификаты ВНО каких лет можно подавать в 2023 году для поступления в ВУЗ?
В этом году принимают сертификаты ЗНО 2020 и 2021 годов и результаты НМТ 2022 и 2023 годов.
7) Какие документы необходимо иметь с собой для прохождения собеседования?
Поступающие, которые проходят собеседования (вместо НМТ в предусмотренных Порядком приема случаях) и творческие конкурсы, допускаются к участию в них при наличии оригинала документа, удостоверяющего личность, экзаменационного листка с фотографией и документа, подтверждающего право поступающего на участие во вступительном экзамене.
- Другие копии документов предоставляются, если это вызвано особыми условиями для поступления на соответствующие конкурсные предложения.
8) Нужно ли для поступления подавать медицинскую справку?
В Порядке приема 2023 года не предусмотрено для поступления предоставления медицинской справки. Однако ВУЗ в своих Правилах приема устанавливают перечень документов (в том числе дополнительных), необходимых для поступления, если это вызвано особенностями поступления на определенную специальность или конкурсное предложение. Поэтому, нужно ли подавать справку, МОН советует выяснить в приемной комиссии избранного ВУЗа.
9) Что делать, если учебное заведение задерживает выдачу документа о среднем (высшем) образовании?
Нужно обратиться с соответствующим письменным заявлением к руководителю учебного заведения, а в случае возникновения проблем — в орган управления или к учредителю учебного заведения.
10) Обязательно ли мотивационное письмо в 2023 году?
В 2023 году мотивационное письмо поступающий вносит в каждое заявление. Кроме того, при необходимости на определенную ВУЗом электронную почту поступающий направляет копии (фотокопии) материалов, подтверждающих изложенную в мотивационном письме информацию. Высшее учебное заведение в своих Правилах приема определяет требования к структуре и содержанию мотивационного письма
- Также перед написанием мотивационных писем советуем ознакомиться с советами из нашей прошлогодней статьи «Как написать хорошее мотивационное письмо: советы от Егора Стадного».
II. Обучение за счет госбюджета
1) Как узнать, сколько бюджетных мест выделено на ту специальность, на которую хочу поступать?
Конкретное количество мест, выделенных государством на ту или иную отрасль знаний и специальность, определяется ежегодно соответствующим постановлением КМУ — его в основном принимают накануне вступительной кампании.
Максимальный объем бюджетных мест на специальность в пределах заведения (с возможным разбиением на конкурсные предложения) публикуется на официальных сайтах ВУЗов. Общее количество мест на фиксированные (закрытые) конкурсные предложения также публикуется на сайтах ВУЗов.
2) Как узнать, какой проходной балл на госбюджет по выбранной мной специальности?
Проходной балл определяется ежегодно по результатам конкурса, поэтому будет известен после оглашения его результатов. Однако поступающие могут просмотреть проходные баллы прошлых лет, чтобы оценить свои шансы для поступления на ту или иную специальность (https://vstup.edbo.gov.ua/statistics/).
3) Можно ли одновременно поступить на обучение по двум разным специальностям в два разных ВУЗа?
Да, можно учиться по нескольким специальностям (специализациям, образовательным программам) и формам обучения в одном или разных высшых учебных заведениях при условии, что только одна из них — по государственному (региональному) заказу.
4) Если я закончил/а обучение по уровню профессионального младшего бакалавра (младшего специалиста) за средства госбюджета, могу ли я поступить на бакалавра на бюджетную форму?
Да, вы можете принимать участие в конкурсе для продолжения обучения для получения степени бакалавра за счет госбюджета.
5) Устанавливается ли в этом году минимальный проходной балл на какие-либо специальности?
Каждое высшее учебное заведение может в своих Правилах приема устанавливать минимальный проходной балл по тому или иному конкурсному предложению. Однако для всех поступающих, участвующих в получении степени младшего бакалавра, бакалавра (магистра на базе ПЗСО) установлено минимальное значение конкурсного балла для допуска к конкурсному отбору на бюджетные места — он должен составлять не менее 130 баллов.
Кроме того, для всех поступающих на специальности «Стоматология», «Медицина» и «Педиатрия» Порядком приема 2023 года установлен минимальный конкурсный балл для допуска к конкурсному отбору на бюджетные и контрактные места — он должен составлять не менее 150 баллов.
Также для поступающих на специальности отраслей знаний «Право», «Публичное управление и администрирование», «Международные отношения», специальности «Фармация, промышленная фармация» установлено минимальное значение конкурсного балла для допуска к конкурсному отбору. Он должен составлять на бюджетные места — не менее 140 баллов, на контрактные места — не менее 120 баллов.
ІІІ.Творческие конкурсы
1) Что такое творческий конкурс и как он влияет на конкурсный бал?
Творческий конкурс (конкурс творческих и/или физических способностей) — форма вступительного испытания, предусматривающая демонстрацию и оценивание творческих и/или физических способностей поступающего (в частности, полученного ранее специализированного образования), необходимых для получения высшего образования по специальности, внесенной в Перечень специальностей, прием на обучение по которым осуществляется с учетом уровня творческих и/или физических способностей абитуриентов, и проводится в пределах одного дня (результат оценивания оглашается не позднее следующего дня).
2) На какие специальности установлен творческий конкурс?
Проведение творческого конкурса установлено для специальностей:
- «Фізична культура і спорт»;
- «Аудіовізуальне мистецтво та виробництво»;
- «Дизайн» (за спеціалізаціями «Графічний дизайн», «Дизайн одягу (взуття)»; «Дизайн середовища», «Промисловий дизайн»);
- «Образотворче мистецтво, декоративне мистецтво, реставрація»;
- «Хореографія»;
- «Музичне мистецтво»;
- «Сценічне мистецтво»;
- «Архітектура та містобудування».
3) Творческие конкурсы нужно проходить в каждом ВУЗе отдельно?
Да, однако по решению приемной комиссии могут приниматься результаты творческого конкурса, полученные в другом ВУЗе.
IV. Приоритетность заявлений
1) Обязательно ли нужно выставлять приоритетность?
Обязательно для поступления на места государственного и регионального заказа на открытые и фиксированные (закрытые) конкурсные предложения.
2) Можно ли сменить приоритетность?
Нет, указанная абитуриентом приоритетность заявлений не может быть изменена. Можно отменить заявление с приоритетностью. В таком случае заявлению будет присвоен статус «Скасовано вступником», то есть поданное заявление считается не подаваемым. Этот статус присваивают заявлению, если оно отменено поступающим в личном электронном кабинете до присвоения заявлению статуса «Зареєстровано у закладі освіти» или «Потребує уточнення вступником». В то же время вы имеете право подать новое заявление с такой же приоритетностью.
- В случае принятия заявления приемной комиссией вместо отмененного заявления подать новое невозможно. В таком случае заявлению будет присвоен статус «Скасовано вступником (без права подання нової заяви з такою самою пріоритетністю)», то есть упускается возможность подавать новое заявление с такой же приоритетностью.
3) Если я отменю заявление с первой приоритетностью, будут ли следующее заявление считать первой приоритетностью?
В таком случае следующее по приоритетности заявление будет обрабатывать система на уровне заявления с первой приоритетностью других поступающих.
V. Зачисление на бюджет и контракт
1) Где можно посмотреть свое место в конкурсе на определенную специальность?
В рейтинговом списке после его обнародования приемной комиссией или на сайте информационной системы https://vstup.edbo.gov.ua/.
2) Когда будут обнародованы списки поступивших на госбюджет? А на контракт?
Cписки рекомендованных к зачислению на бюджет в этом году должны быть обнародованы не позднее 5 августа.
- Списки обнародуют на информационных стендах приемных комиссий, вебсайте ВУЗа, а также информация поступает в электронный кабинет поступающего и доступна на сайте https://vstup.edbo.gov.ua/.
3) До какого числа будут продолжаться переводы на вакантные места госбюджета?
В этом году перевод на вакантные места государственного, регионального заказа лиц, зачисленных на обучение за средства физических и/или юридических лиц, состоится не позднее 18 августа.
- С информацией о том, кто сможет претендовать на эти места, можно ознакомиться поподробнее на сайте МОН.
4) Если я подавал документы только на бюджет, но не прошел, предложат ли мне контрактное место?
Если во время подачи заявления вы указали вариант «претендую на участь у конкурсі на місце державного або регіонального замовлення і на участь у конкурсі на місця за кошти фізичних та/або юридичних осіб у разі неотримання рекомендації за цією конкурсною пропозицією за державним або регіональним замовленням», то в соответствии с конкурсной ситуацией и с учетом вашего конкурсного балла, вам может быть предложено контрактное место.
5) Если я включен в приказ для зачисления в бюджет, что будет с моими другими заявлениями?
Если после выполнения требований к зачислению, определенных Правилами приема ВУЗа, изменяется статус электронного заявления поступающего на «Включено до наказу (навчання за державним (регіональним) замовленням)», статус его других заявлений, поданных на открытые и/или фиксированные конкурсные предложения для поступления на обучение по государственному или региональному заказу автоматически меняется на «Деактивовано (у зв’язку із зарахуванням на навчання за державним (регіональним) замовленням)».
- Деактивированные заявления могут быть активированы (при необходимости) представителем Приемной комиссии, по обращению поступающего для установления заявлениям статуса «Допущено до конкурсу (навчання за кошти фізичних та/або юридичних осіб)»..
С подробными объяснениями относительно льготных категорий поступающих, конкурсного балла, коэффициентов и дополнительных баллов предлагаем ознакомиться на сайте МОН.
Желаем успешного и взвешенного поступления!