Борщ, картофельное пюре с жареной котлетой и салат из капусты — вот стандартный обед украинского школьника. Обычно на протяжении дня дети еще перехватывают что-то в буфете: булочки, чипсы, сухарики, газированную воду или пакетированные соки.
А чем кормят учеников за рубежом? В каких странах вообще не предусмотрено школьного питания? И как реформирует меню в украинских школах победитель пятого сезона кулинарного шоу «МайстерШеф» Евгений Клопотенко?
Давайте выяснять вместе.
Что едят школьники в Италии?
Питанию в итальянских школах уделяют очень много внимания. Обед учеников — это знакомство с местными кулинарными традициями и воспитание культуры питания с детства.
С 2010 года правительство обязало школы кормить детей преимущественно местными и органическими продуктами. Так, в Риме они составляют 70% школьного питания.
В большинстве итальянских школ в первую половину дня предусмотрен перерыв на «меренду» (второй завтрак). Его дети могут приносить из дома или купить в школе.
Стоит отметить, что в школьных столовых Италии меню является сезонным и набор продуктов постоянно обновляется.
Ежедневный обед — это паста, рис или суп, основное блюдо (мясо, рыба, яйца или сыр), два или более варианта сезонных овощей и много фруктов (которые в украинских государственных школах часто вообще отсутствуют). Мясо появляется в меню всего пару раз в неделю, небольшими порциями. В качестве десерта или перекуса часто подают хлеб с шоколадной пастой или несколько конфет, пирожных. А вот чипсы, картофель фри и жареная курица — запрещены.
Значительное количество мучных изделий и сладостей в школьном меню, вероятно, является причиной того, что сейчас в Италии процент детей с избыточным весом является достаточно высоким.
Важно отметить, что пища готовится на централизованной городской кухне или на месте — блюда должны быть свежо приготовленными (замороженные продукты являются недопустимыми).
Как организовано школьное питание в Японии?
Школьные обеды для японцев — часть образовательной программы, где дети учатся самостоятельности и ответственности.
Ученики начальной школы обедают в своих классах, где они узнают о правильном питании, а также истории и культуре японской кухни.
Для этого специально накрывают стол, а ученики надевают перед обедом белые халаты. Детей учат помогать друг другу, убирать после еды и выбрасывать мусор в корзины для переработки. Поэтому обед в японских школах продолжается 45 минут.
Он обязательно должен состоять из горячего супа, риса, блюда из мяса, салата и молока. Все дети получают одинаковые блюда.
Если ребенок не поел, может остаться голодным: в японских школах нет торговых автоматов, а в большинстве учебных заведений приносить пищу из дома разрешено только учащимся средних и старших классов, так как действуют определенные диетические ограничения.
В 2005 году правительство приняло закон, по которому в школах должны учить детей выбирать здоровую пищу, а через 2 года в учебные заведения даже начали нанимать преподавателей по вопросам диеты и питания. Такое внедрение было достаточно успешным, и программа школьных обедов стала способствовать снижению темпов ожирения в стране: сейчас, уровень детского ожирения в Японии является одним из самых низких в мире.
- Интересно, что в США и Австралии программы здорового питания не принесли желаемого результата: во-первых, здоровая пища значительно дороже (и не все школы готовы финансово ее обеспечить), во-вторых, поставщики часто не заботятся о вкусовых свойствах полезных блюд, и дети их или не покупают, или просто выбрасывают. Поэтому школьные столовые в этих странах вынуждены отказываться от здорового питания или находятся на грани закрытия из-за неокупаемости.
Чем питаются ученики Финляндии?
Финны рассматривают школьное питание как инвестицию в будущее, а столовые считают важным элементом социализации.
С 1948 года каждый ученик от начальной до старшей школы обедает бесплатно (за счет налогов родителей), а если остается на дополнительные занятия, то получает и перекус.
В школьный ланч входит горячее блюдо с мясом, яйцами или рыбой, порции овощей, хлеба и напитка (кроме воды обязательно дают молоко). Власть следит за тем, чтобы блюда были вкусными, красочными и питательными.
С конца 1990-х годов установлены основные пропорции: овощи должны составлять половину блюда, белки и углеводы — по одной четверти тарелки. Особое внимание уделяют в финских учебных заведениях аллергическим и религиозным особенностям питания. Во многих столовых ежедневно подают вегетарианские блюда.
Также каждая школа включает «food education» в учебный процесс: дети ездят к фермерам, собирают чернику и полностью погружаются в традиционную кулинарию.
В городе есть централизованная кухня, которая готовит для всех школ и садиков. Еду привозят в школу, раскладывают в столовой, а дети сами выбирают, что взять (так называемый «шведский стол»).
В каких странах не предусмотрено школьного питания?
Во многих школах Канады, особенно начальных (где учатся дети до 12 лет) нет столовых. Родители обязаны собрать ребенку ланч-бокс с обедом. Кроме того, они могут заказать перекусы (хот-догов, бутербродов, фруктов) в организации, занимающейся их доставкой в школы. Для трапезы обычно выделяется небольшая комната или спортзал.
В Нидерландах также не бывает школьных горячих обедов — предполагается, что дети ходят обедать домой во время большого перерыва. При школах действуют небольшие кафетерии, где можно купить сэндвичи, печенье, лимонад, сок, чай. Но к ним обычно выстраиваются длинные очереди, поэтому школьники, которые не ходят на обед домой, либо остаются голодными, либо берут с собой ланч-боксы.
В Австралии, на сегодняшний день, как отмечалось выше, большинство столовых закрываются. Поэтому во многих школах есть буфеты, для которых готовят родители-волонтеры. Обычно они пекут кексы, пироги, делают хот-доги, сэндвичи. Еду в таких буфетах нужно заказывать заранее, хотя, если ребенок проголодается, его обязательно накормят. В Австралии это называют «mother’s little helper».
Как в Украине собираются реформировать школьное меню?
Эксперт Минздрава Украины по гигиене питания Олег Швец год назад отмечал, что около 80% детей в нашей стране, которым предлагается школьное питание, не хотят ходить в столовую.
Поэтому реформировать школьное меню в украинских учебных заведениях взялся кулинарный эксперт, победитель пятого сезона телешоу «МастерШеф» (2015) Евгений Клопотенко, который уже два года работает над совершенствованием блюд школьных столовых в Украине.
Потребность в обновлении школьного меню назрела уже давно, ведь действующий сборник рецептов был издан еще в 1957 году, и с тех пор лишь дважды незначительно корректировался.
Вместе с командой диетологов и кулинарных экспертов Евгений создал новую книгу рецептов для школ (в которую вошли около 60 блюд) и в течение октября 2018 испытал двухнедельное меню в двух киевских учебных заведениях.
Согласно новому сборнику, поварам предлагают готовить блюда из тех же продуктов, что и раньше (и за ту же цену), но на новый лад. Например, вместо пюре с котлетой — «Пастуший пирог» (запеченный фарш на подушке из картофеля), свеклу рекомендуют не отваривать, а запекать (так в нем сохраняется на 80% больше витаминов), суп — готовить без зажарки, в салаты — добавлять соусы или ароматное масло (подогретое до 60 градусов масло с сухой мятой или цедрой апельсина — прим.ред.).
В интервью программе «Сніданок 1+1» Е.Клопотенко отмечает: «Я хочу, чтобы у детей было желание есть в школьных столовых, чтобы им нравилась еда, которую там готовят, и уже с детства человек знал, что питание может быть разнообразным и вкусным».
Поэтому сейчас команда кулинарного эксперта работает над разработкой пошаговой инструкции для интеграции нового меню во всех украинских школах, которые захотят его ввести.
Однако станет ли вкусная и полезная еда в школах для наших детей привычным рационом, а не редким явлением, пока неизвестно.
Конечно, ассортимент блюд школьных обедов обусловлен культурными особенностями страны и уровнем ее экономического благосостояния. Но, как показывает опыт других государств, для организации качественного и здорового питания в школе необходимо сотрудничество всех участников образовательного процесса: как органов местной власти, учебных заведений, так и родителей.
Поэтому МОН Украины призывает интересоваться информацией об обеспечении детей школьными обедами, и в случае необходимости обращаться к администрации школы и органов местной власти, чтобы ученики каждый день имели сбалансированный рацион, соответствующий государственным стандартам и рекомендациям здорового питания.