Недавно на нашей учебной платформе начал свою работу новый уровень — задания по украинскому языку для учащихся 8-го класса. Хотим поговорить о нем более подробно — в частности, об упражнениях, которые вошли в курс, а также об уровне в целом. Поэтому не будем терять времени!

    Главное:

    Упражнения в этом курсе предназначены для учащихся 13-14 лет, но также будут полезными для школьников 7 и 9 классов — для ознакомления с будущими темами и повторения пройденного соответственно.

    Курс содержит 297 упражнений, которые разделены на 25 тем. Главная черта этого курса — целостность, достигается благодаря взаимосвязи между различными темами и направлениями изучения. Уровень знаний по украинскому языку после прохождения всех упражнений вырастет не по отдельным темам, а в целом, всесторонне. Это возможно с помощью удачно подобранных задач. Те из них, которые посвящены новым темам, знакомят с основными их тонкостями и дают главное — понимание базы. Те же упражнения, касающиеся уже известных тем (например, частей речи), делают знания более глубокими.

    Кроме того, важной особенностью этого уровня является акцент на свободном использовании уже известных языковых категорий. Например, ученик знает, что в большинстве случаев подлежащим является существительное в именительном падеже. Однако это не обязательно, ведь грамматическая роль слова определяется его значением в конкретном контексте. Поэтому предложения, где подлежащим является глагол, превращаются из малопонятных исключений во вполне приемлемую норму. Лексические единицы, устоявшиеся выражения, особые формы различных частей речи, члены предложения — после работы над этим курсом задач ученик научится со всем этим работать действительно свободно, ведь получит понимание каждой темы и связи между ними.

    Есть задания, посвященные более глубокому изучению темы (обозначены оранжевым флажком), а также те, которые созданы только по международному стандарту (обозначены флажком зеленого цвета). Все упражнения определены стандартами МОН Украины и поэтому прекрасно подходят как дополнительный материал при изучении программы 8-го класса.

    Традиционно:

    Каждая успешно пройдена тема — новый этап на пути изучения языка. Это достижение отмечается символическими, но приятными наградами и подарками, среди которых есть интересные игры — способ отвлечься и отдохнуть. А теперь подробнее об основных темах:

    Различаем словосочетания с прямым / переносным значением

    Это одна из первых задач, которая сразу задает тон всей работе с языковыми единицами. Обратите внимание: различать тип значения нужно не для отдельных слов, а целых словосочетаний, ведь именно комбинации языковых единиц предоставляют им большей вариативности и смыслового богатства. Какие же из оттенков смысла можно назвать прямым значением слова, какие — переносным? Пройдя эту задачу, ученик научится давать ответ на этот вопрос для любых словосочетаний.

    Различаем многозначные слова и омонимы

    Еще одно упражнение по лексикологии, но на этот раз оно обращается к более распространенному вопросу. Слова, имеющие одинаковое написание, но разные значения, могут не быть связаны между собой совершенно — и тогда это омонимы; или между ними есть историческая и даже смысловая связь, и тогда это многозначное слово с несколькими оттенками. Кажется, что разница между этими явлениями легко уловимая, но только практика, которую предоставляет это упражнение позволит избавиться от ошибок, которые допускают и взрослые.

    Выбираем уместный заголовок-фразеологизм в текст 

    Эта задача по теме «Фразеология» является не просто еще одним способом обработать тему. С фразеологизмами ученик знаком давно и знает, что каждый такое выражение — это постоянная структура, содержащая слова в конкретно определенной форме. Значение фразеологизма тождественно значению одного определенного слова и как словосочетание не рассматривается. Все это ученик знает, но кроме теоретической базы, практику в работе с фразеологизмами школьник получает редко. Это задание исправляет ситуацию, поскольку позволяет совместить традиционный текст с фразеологизмами в максимально корректный и удачный способ, ведь заголовок текста действительно должно быть точным, ярким и образным, и одновременно он должен оставаться лаконичным.

    Распределяем наречия 

    Наречие — самостоятельная часть речи, которая не меняется грамматически. У наречия есть формы окончания, как и грамматические переменные категории. Хотя эти слова относятся к глагольной группе, причина этого только смысловая — наречие действительно в основном характеризует действие или состояние и только изредка — другое качество. Поэтому наречие почти всегда связывается с глаголом, но ни категории, времени, ни лица он не имеет. Однако наречие компенсирует это большим количеством разновидностей: есть такие, которые характеризуют действие по времени, месту, способу, качеством и тому подобное. Если раньше ученик изучал эти категории отдельно, то эту задачу позволяет проработать их в целом, ведь школьник уже с ними знаком. А такой способ работы делает понимание наречий более целостным и обобщенным, то есть готовит к практическому использованию этих слов.

    Подбираем общий префикс к словам 

    Эта задача прекрасно демонстрирует взаимосвязь между различными темами языкознания. Для успешного выполнения упражнения нужно совместить навыки правописания со знанием морфологии. Приставка — часть слова, стоящая перед корнем. Она может изменять лексическое значение слова. Два префиксы могут существенно отличаться по значению, даже если различие между ними заключается только в одной букве.

    Находим сказуемое и определяем его значение 

    Эта задача по теме «Подлежащее и сказуемое» демонстрирует стремление курса к углублению уже известной информации. Ученик знает: сказуемое является частью грамматической основы предложения. Но выполнение этой задачи позволяет сосредоточиться на более детальной информации об этом элементе высказывания. Теперь школьник имеет возможность на практике познакомиться с различными случаями составленных сказуемых. А это позволит эффективно работать со сложенным сказуемым в любых предложениях.

    Объясняем отделения приложения в предложении 

    Ранее школьник знал, что предложение может быть простым и сложным. В первом случае есть только одна грамматическая основа, во втором — больше одной. Однако предложение любого вида может быть осложненным дополнительными структурами. Эта задача по теме «Обособленные члены предложения» знакомит с ними, в частности — с приложением. Важно, что работа здесь происходит на уровне понятийного понимания. Столкнувшись с чем-то новым, ученику нужно не просто выполнить механический набор действий, а именно понять саму концепцию приложения и объяснить причину ее отделения. Это очень важно для того, чтобы такие структуры превратились в часть активного языкового арсенала ученика.

    Делим текст на абзацы 

    Это задание уже знакомо ученику из предыдущих лет, но здесь текст уже более сложный для анализа и восприятия. Цель выполнения упражнения является важной, поскольку научиться разделять текст на абзацы можно только одним способом — поняв, как он делится на микротемы, где заканчивается зачин, начинается основная часть, кульминация, концовка. Такие тонкости можно уловить только при одном условии — если научиться понимать текст комплексно. А это важно и для лучшего понимания литературных произведений, и для общения, и для творческих поисков ученика.

    Блюда народов мира 

    С помощью языка мы познаем окружающий мир, поэтому неудивительно, что в курсе упражнений, посвященных языкознанию, также есть упражнения, в процессе выполнения которых школьник может узнать больше и о кухне разных народов. Здесь сочетается две цели: разработка отдельных лингвистических тем и познания нового с помощью языка, расширение словарного запаса и попытка заинтересовать ученика в окружающем мире с его многообразием.

    Определяем стиль, жанр и типы речи 

    Текст — крупнейшая языковая единица. Его можно разобрать конкретно: найти его тему, мысль, разобрать на структурные части и составить план. Все это школьник делает в соответствующем разделе, но эта задача несколько меняет масштаб проработки. Здесь речь идет уже не о конкретных языковых единицах, больших или малых, а о стиле речи как таковом — об особенностях различных способов выражения мысли, об атрибутах стилей, жанров и типов речи. Упражнение с несколько более обобщенного раздела обращается к конкретным инструментам выражения этих тем и одновременно позволяет понять, в чем же разница между стилем, жанром и типом речи. Ведь путаница между ними — одна из главных ошибок учеников не только 8 класса, но и более старшего возраста. И эта задача позволяет от такой ошибки избавиться.

    Постепенно шагая от одной темы к другой, ученик получает более четкое понимание языка как системы и одновременно — сможет потренироваться в практических навыках использования этой системы свободно, согласно собственному стилю, который сейчас только зарождается. Надеемся, что теперь вы лучше понимаете роль этого курса. Остается только получить все преимущества от созданных уроков — при помощи практики! Поэтому заходите и начинайте путешествие между уровнями, задачами, темами.

    Успехов!