Ну, что же, в связи с продлением карантина, школьникам таки придется учиться дома еще в апреле. Две недели такого обучения показали, что у многих детей возникают трудности с самоорганизацией, своевременным выполнением задач, и, вообще, восприятием времени, проведенного дома, как обучение, а не каникул.
Действительно, даже многим взрослым сейчас это сложно сделать, тем более учитывая то, что мы все переживаем стресс в результате этих внезапных изменений. Именно поэтому психологи советовали в начале карантина дать детям возможность отдохнуть немного, прожить свою тревогу и адаптироваться. Но время не стоит на месте — проходит уже третья неделя нашего вынужденного сидения дома.
К тому же, школьный учебный процесс не останавливался, он продолжается с использованием дистанционных технологий. А это возлагает гораздо большую ответственность за образование детей на родителей. Им теперь нужно научиться организовывать учебный процесс в домашних условиях.
Поэтому сегодня предлагаем вам проверенные советы специалистов и мам, имеющих опыт хоумскулинга (домашнего обучения), чтобы ваш ребенок мог быть продуктивным и включенным в учебный процесс в условиях карантина.
Итак, к делу.
Как мы можем помочь школьникам настроиться на обучение дома?
1. Поговорить с ребенком о сложившейся ситуации
Специалисты соглашаются, что первый шаг, который должны сделать все родители, — это поговорить с детьми о том, почему школы закрыты, и почему самоизоляция столь важна. Важно донести, что ситуация серьезная, не ссылаясь на панику.
- К слову, недавно мы делились с вами рекомендациями детского и семейного психолога Светланы Ройз относительно разговоров с детьми о коронавирусе и способов оставаться спокойными в условиях карантина.
Объясните школьнику, что учебный процесс не отменялся, поэтому промедление с выполнением заданий и пропуск учебных тем совсем скоро превратится в неподъемный груз, с которым не удастся разобраться за один день.
2. Начинать утро с активности
Психолог Инга Кузнецова отмечает, что важнейшей задачей утром есть жизненная активизация. Именно уровень нашей утренней активности дает мозгу сигнал о том, как провести свой день.
- «В той прошлой, докарантинной жизни, мы вскакивали с постели, в быстром темпе выполняли все нехитрые утренние ритуалы и выбегали из дома, получая при этом долю гормонов полезного стресса, который заряжал нас на дальнейшую активность. Конечно, отлично никуда с утра не спешить, но мозг тогда получает сигнал о том, что так же вяло и неторопливо может проходить весь день», — объясняет психолог.
Поэтому очень важно найти собственные способы утренней активизации. Это может быть зарядка, танцы, йога, выход на свежий прохладный воздух (на балкон или просто под открытое окно), обливание водой или хождение по лестнице.
3. Найти место для обучения
Важно, чтобы у ребенка было собственное пространство, где он будет выполнять школьные задания и изучать новое. Место, которое будет настраивать его на учебный процесс.
- Подробнее об организации рабочего места дома мы писали в статье «10 советов для эффективного онлайн-обучения». Кроме того, там вы найдете информацию о том, зачем, учась дома, соблюдать режим дня, устраивать регулярные перерывы и чередовать онлайн-обучение с другими видами учебной деятельности.
4. Переодеваться в «учебную форму»
Этот, казалось бы, странный совет часто можно встретить и в рекомендациях по работе дома. Ведь взрослые, работая дистанционно, также часто берут ноутбук в кровать и остаются в пижаме. «Зачем переодеваться, если мне и так удобно?» — спрашивают они.
Дело в том, что даже сам процесс переодевания будет настраивать нас на смену деятельности. Надевая определенную одежду, предназначенную для обучения, ребенок сможет легче переключаться с игр и домашних дел на учебный процесс.
- Попробуйте подобрать собственный вариант. Возможно, это будет пиджак или юбка школьной формы, а, возможно, просто удобная одежда, в которой ваш ребенок чувствует себя комфортно. Важно то, что в этой одежде дома он будет только учиться.
5. Заранее напоминать ребенку о начале занятий
Родители советуют сообщать школьнику, что через определенный промежуток времени у него начнутся занятия. Ведь детям (особенно младшим школьникам) трудно сразу сосредоточиться на учебе. Поэтому можете ненавязчиво напоминать: «Помнишь, через 30 мин должен начаться онлайн-урок с преподавателем английского?».
- «Моя тактика такова: за полчаса до того, как она должна сесть за уроки, напоминаю через каждые 15, 10 минут, сколько у нее осталось времени. Завершает все свои „ТИК ТОКи“, общение с подругами и садится за уроки», — делится опытом Валентина Ткачук, мама 11-летней Александры.
При этом важно чувствовать ситуацию, ориентироваться на своего ребенка и не пропустить момент, когда он способен самоорганизоваться и самостоятельно контролировать свое время.
- Светлана Ройз также советует, чтобы к обучению детей звал определенный сигнал, вроде звонка — например, будильник телефона или приятная музыка.
6. Разделить сложное задание на простые
Мысль о том, что нужно выполнить сложный проект или сделать сразу все задачи, заставляет детей медлить и оттягивать. Ведь они часто даже не знают, с чего начать.
Помогите ребенку разделить страшную кучу невыполненных и запланированных учебных дел на небольшие задачи, которые можно решать по порядку. Выполнение простых задач и соблюдение плана даст ребенку импульс продолжать и завершить дела.
7. Использовать технику «Pomodoro»
- Появлением этой техники мы обязаны итальянскому студенту Франческо Чирилло. Попробуем объяснить ее суть.
Для начала нужно разделить время, отведенное на учебный процесс, на фиксированные отрезки, которые условно называются «помидорами». Один классический отрезок — «помидор» — длится 30 минут: 25 минут работы и 5 минут отдыха.
Перед запуском таймера ребенок должен составить список задач для выполнения (от более важных к менее важным). После этого он может установить таймер на 25 минут и начать работать. Сигнал таймера сообщит о наступлении 5-минутного отдыха. В это время нужно отвлечься от занятий и отдохнуть. А потом снова вернуться к задачам и и продолжить их выполнение.
- После четырех «помидоров», которые нужно отмечать на листе с заданиями, нужно сделать большой перерыв. Он может длиться от 15 минут до получаса.
Конечно, существуют различные варианты этой методики, и вы можете выяснить, что ребенку нравятся более короткие интервалы обучения, или, возможно, он сможет повторить цикл только два раза, и ему понадобится большой перерыв.
Однако, независимо от того, как вы модифицируете технику, разделение времени на небольшие интервалы обучения и регулярные перерывы значительно повышают производительность ребенка.
8. Экспериментировать с формами обучения
Винничанка Инна Ахновская, сын которой несколько лет находился на домашнем обучении и уже закончил школу, советует родителям договориться с детьми о том, что обучение во время карантина — это эксперимент. Поэтому можно пробовать что-то новое, а не только читать учебник, сидя и сложив руки за столом.
«Больше свободы и творчества» — отмечает Инна. Действительно, пробуйте различные форматы:
- просмотр видеолекций;
- создание проектов;
- онлайн-конференции в Zoom, Skype и т.д.;
- просмотр учебных фильмов;
- выполнение заданий на онлайн-платформах;
- проведение экспериментов;
- посещение онлайн-музеев.
9. Дать ребенку больше свободы
Очень часто у детей образование связывается с тотальным контролем — родителей, учителей, тренеров и т. п. А, когда ребенок чувствует чрезмерное давление, он отказывается от обучения.
Конечно, важно мониторить успехи ребенка, направлять его в учебном процессе. Но так же важно позволить школьнику иметь контроль над собственным опытом обучения. Дайте ему возможность выбирать. Спросите, что бы он хотел сегодня узнать, какие темы ему хочется изучить, в каких дополнительных занятиях участвовать.
- Психолог Инга Кузнецова советует: «Найдите оптимальный уровень контроля за ребенком. Это такая вовлеченность в его дела, в результате которой он одновременно и чувствует поддержку от родителей, и становится более самостоятельным. Ошибкой является как постоянное совместное сидение над уроками вместе с ребенком, так и полное снятие контроля над результатами».
Помните: чем больше собственной ответственности за процесс обучения будет чувствовать ребенок, тем активнее и мотивированнее он будет.
10. Демонстрировать собственный пример
Будьте для ребенка образцом, показывайте на собственном примере, что учиться — это круто. Пользуйтесь каждой возможностью открывать для себя новую информацию и делитесь своими впечатлениями и мыслями с ребенком. Если ваш ребенок будет видеть, что вы искренне увлечены учебой, он, скорее всего, начнет интересоваться еютоже.
Помогите ребенку понять, что обучение — это путешествие к впечатляющим новым открытиям. И его можно начать в любой момент с любого уголка планеты.
11. Поддерживать ребенка в его начинаниях и трудностях
Конечно, переход на домашнее обучение вызывает немало сопротивления и трудностей. Не кричите, пожалуйста, на ребенка, не ругайте его за ошибки и промедления. Это будет вызывать только еще большее сопротивление и нежелание учиться.
Будьте другом, помогайте и поддерживайте. Создайте атмосферу, в которой ребенок сможет высказывать свое мнение и делиться переживаниями.
- «Отойдите от тотального контроля, постоянных напоминаний, перфекционизма и стремления сделать из ребенка самого успешного человека века», — советует Инна Ахновская.
12. Сосредоточиться на процессе, а не результатах
Фокусируйтесь на том, что ваш ребенок учится, а не на том, как он это делает. Вместо того, чтобы спрашивать его, как он сделала тест по математике, предложите ребенку рассказать вам, что нового он сегодня узнал и чему научился.
Сосредоточение на опыте обучения покажет вашему школьнику, что процесс обучения важнее оценок. Кроме того, пересказ изученного своими словами поможет ребенку лучше усвоить и запомнить то, что он узнал.
13. Сделать каждый день учебным днем
- Превращение каждого дня в учебный может показаться немного странным, но на самом деле это очень эффективный совет, если воплощать его правильно.
По возможности поощряйте ребенка исследовать окружающий мир, задавайте вопросы и устанавливайте связи. Помогите ему научиться обобщать то, что он видит и переживает, классифицировать и критически мыслить.
Это поможет вашему ребенку развить внутреннюю мотивацию к обучению, как дома, так и в школе.
14. Попробовать несколько стратегий и советов
Имея такое количество стратегий и советов, вы можете выбрать по крайней мере одну, которая сработает для вас. Испытайте несколько из них и посмотрите, являются ли они эффективными для вашего ребенка. Но отметим, что лучше всего они будут работать вместе.
Сейчас мы особенно понимаем, насколько самоорганизация является сложной работой. Карантин стал вызовом для каждого из нас. Но именно от нас зависит, сможем ли мы помочь собственным детям прожить этот сложный период и выйти из него более сильными и организованными.