Надеемся, что вы уже знаете о том, что на нашем портале появился новый уровень с Украинского языка. Теперь для пятиклассников! Итак, по традиции, предлагаем вместе взглянуть на особенности уровня и интересные упражнения.

    Общая информация:

    Пятый класс создан для детей 10-11 лет, которые учатся в средней школе. Возраст школьника может отличаться в зависимости от его уровня подготовки и умения усваивать новую информацию. Так, курс может стать полезным и для учеников 4 класса, которые значительно опережают школьную программу, и для шестиклассников, которые стремятся улучшить свои знания.

    5 класс по украинскому языку состоит из 25 отдельных разделов, которые вместе составляют более 266 задач на уровне. Каждый урок — это отдельная вселенная с новыми персонажами, интересными заданиями и необходимыми знаниями.

    Какие разделы и задачи встретятся?

    1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Раздел, который еще раз напомнит ученику, из чего состоят слова, какие существуют особенности деления на слоги и как правильно ставить слова под ударение. При написании текста особенно важно уметь переносить слова правильным образом, для этого необходимо разобраться в правилах разделения слов на слоги. Кроме того, уроки нацелены на то, чтобы проработать с ребенком сложные случаи ударения.

    А.22 Дописываем предложение, используя правила мелодичности

    Украинский язык считается одним из самых мелодичных языков в мире. Чтобы поддерживать этот статус, необходимо учитывать определенные правила мелодичности. Например, с предлогами «у», «в», «і», «й», «та». Ученик пятого класса должен легко определять, какой из них можно употреблять в предложении для красивого звучания. В этом уроке дети смогут потренироваться расставлять конструкции в предложении.

    Во время каждого этапа задачи на экране перед учеником будет появляться новое предложение с пропущенным предлогом или союзом. Задача ребенка — проанализировать, что добавить в предложение, чтобы оно сохранило свою мелодичность. Важно, чтобы школьник полагался не только на общие правила, но и на собственные ощущения языка.

    А.26 Считаем количество звуков и букв

    Звуки и буквы — далеко не новое понятие для ученика пятого класса. Уже с младшей школы дети знают, что слово состоит из меньших частиц — звуков. Однако, количество звуков и букв в слове не всегда одинаково. Следует учитывать удвоение букв, смягчения или употребления апострофов перед я, ю, є, ї и тому подобное.

    Подобный урок не станет чем-то новым для школьника. Задание нацелено на то, чтобы улучшить и углубить умение ребенка ориентироваться в сложных случаях употребления букв и звуков. На этом этапе пятиклассник встретится исключительно с необычными, сложными случаями, когда количество букв обязательно будет отличаться от количества звуков. Поэтому, необходимо быть внимательными и крайне осторожными перед тем, как указывать показатели на пустом месте.

    2. Строение слова. Словообразование. Она же морфология. Эта тема создана для того, чтобы разобраться в строении слова. Как известно, в украинском языке существует много морфем, например корни, суффиксы, приставки, аффиксы и тому подобное. Задача ребенка — научиться ориентироваться в них для того, чтобы уметь создавать новые слова. Знание этой темы дает ребенку ключ к значению новых слов.

    Б.7 Распределяем слова с / без префиксов

    В этом уроке ребенок сможет потренироваться в употреблении такой морфемы как приставка. Важно понимать, что префикс ставится перед корнем и несколько меняет его лексическое значение, влияя на слово целом. Кроме того, ученик должен знать, что слово не всегда может иметь префикс, но абсолютно всегда в его составе есть такая морфема как корень. Поэтому следует отличать слова, в которых имеются префиксы, а которые начинаются сразу с корня.

    Итак, в этом упражнении ребенок видит перед собой две доски, между которыми есть слова с приставками и без них. Главная задача — переместить слова с приставками на желтой доску, а без префиксов — на зеленую. После того, как ученик решит, что справился с задачей правильно, он должен нажать на кнопку «Готово». Если ошибок в ответе нет, то школьник может переходить на новый этап задачи.

    Г.12 Образуем уменьшительно-ласкательные слова

   

    Для украинского языка характерна нежность и мягкость речи. Дело здесь не только в мелодичности, но и в строении слов. Некоторые морфемы (например, суффиксы) способны делать наш язык более мягким за счет смягчения слова и его содержания. Именно так в украинском языке образуются уменьшительно-ласкательные слова. И хотя кажется, что при добавлении суффиксов содержание не становится новым, однако, оно получает новую лексическую окраску и насыщает язык.

    Во время прохождения этого урока ребенку придется работать с такими суффиксами, например -еньк-, -есеньк-. От начальной формы прилагательного нужно будет создать уменьшительно-ласкательными. Помогут в этом уже известны морфемы. После того, как школьник впишется в полости правильные ответы, он может нажать на кнопку «Готово» и проверить, насколько правильно справился со своей задачей.

    3. Части речи. Это большая тема, в которой мы отдельно рассмотрим особенности самостоятельных и служебных частей речи. Детальная проработка существительных, глаголов, прилагательных или союзов позволит ребенку сосредоточиться на конкретных аспектах именно этой части речи, начиная от написания глаголов с частицей «не» и заканчивая употреблением знаков препинания в предложениях с союзами. Эта тема является обязательным повторением и закреплением знаний, полученных в младшей школии. Основная ее необходимость — это стандарты common core.

    Д.16 Выбираем формы звательного падежа существительных

    Существительное — это самостоятельная часть речи, которая указывает на название предмета или лица. Оно имеет значительное количество характеристик, начиная от категории рода и до падежных форм. Особенно хочется обратить внимание на звательный падеж существительных. Звательный падеж — седьмой из семи возможных падежей грамматики украинского языка. Последним он является не просто так: имея достаточно узкую спецификацию, звательный падеж образуется редко, но не все существительные его имеют. Несмотря на то, что этот падеж является довольно редким, однако, он все еще актуален и распространен в украинском языке. Важно уметь правильно образовывать формы звательного падежа существительных, поскольку ошибки в них — обычное дело.

    Для того, чтобы школьник с самого детства запоминал правильные формы звательного падежа существительных, мы создали этот урок. Задача, которая стоит перед учеником, — выбрать из перечня представленных слов только те, что уже стоят в форме звательного падежа. Потом — просто нажать на них и перейти к кнопке «Готово». Если все выполнено правильно, ученик сможет перейти к новому этапу задачи.

    Е.5 Определяем времена глаголов

    Одна из важнейших самостоятельных частей речи — это глагол. Он означает определенное действие или состояние. Кроме того, ему присуще такое понятие как времена. Прошлое, настоящее и будущее. Прошедшее время означает действие, которое состоялось до момента речи. Настоящее время означает действие, которое происходит во время этого момента. Будущее время обозначает действие, которое начнется после момента речи. Пятиклассники уже знают об их существовании, а потому это не станет неожиданностью.

    Этот урок еще раз потренирует умения учащихся ориентироваться на временах глаголов. На экране школьник увидит перед собой планшет с четырьмя глаголами. Все они имеют разные времена. Около каждого слова есть пустая ячейка. В нее нужно будет поставить одно из яблок, которые находятся под словами. Какое именно — расскажет наша подсказка (если нажать на знак вопроса). Так, красное яблоко будет обозначать настоящее время, желтое — прошлое, а зеленый — будущее время. Когда ученик расставит яблочки к каждому глаголу, он должен нажать на кнопку «Готово», после чего перейдет к новому количеству глаголов.

    4. Лексикология. Большой раздел, направленный на расширение словарного запаса ученика. При прохождении этого раздела школьник встретится с такими терминами, как например омонимы, антонимы, синонимы, многозначные и однозначные слова, паронимы, иноязычные и профессиональные слова и тому подобное. Здесь можно говорить и о разделе «Фразеология», который научит ученика отличать устоявшиеся высказывания от фразеологизмов. Такое насыщенное количество новых слов и выражений поможет ребенку лучше ориентироваться в ежедневном потоке информации и расширит мировоззрение школьника.

    З.13 Составляем словосочетания с омонимами

    Омонимы — это слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разное значение: кран (механизм для подъема и перемещения грузов) и кран (трубка с закривкою, которой перекрываем воду, газ и т.д.). Проработать омонимии легче и эффективнее с помощью контекста. Это означает, что омонимы, несмотря на одинаковость и сходство звучания, имеют совершенно разное значение, а потому и используются в различных текстах, словосочетаниях, предложениях.

    Именно в этом уроке ученик увидит перед собой два телефона, на которых по два словосочетания. Слово (общее для обеих словосочетаний) — упущенное. Под телефонами есть по три варианта слов, которые смогут дополнить фразу. Задача школьника — выбрать одно из этих слов, чтобы словосочетание стали полными. Благодаря этому упражнению ребенок увидит, каким образом одно слово может приобретать сразу несколько лексических расцветок.

    З.20 Различаем неологизмы и устаревшие слова

    Украинский язык богат на различные неологизмы, устаревшие слова, омонимы, паронимы, многозначные слова, диалекты и тому подобное. Итак, пятиклассник должен ориентироваться и в пассивной, и в активной лексике языка.

    Неологизмы — это новые слова, словосочетания, появившиеся в языке и еще не перешедшие в разряд общеупотребительных. Общая причина появления неологизмов заключается в необходимости давать названия тем новым явлениям и понятиям, которые появляются в процессе непрерывного развития человеческого общества. Когда неологизмом был «компьютер», а теперь это стало общеупотребительным словом. Устаревшие слова, как и неологизмы, относятся к пассивной лексики. В процессе исторического развития словарный состав каждого языка подвергается различным изменениям. Одни слова перестают быть общеупотребительными, понятными для носителей языка, и постепенно выходят из употребления.

    Для того, чтобы ученику было проще понимать неологизмы и устаревшие слова, мы посвятили отдельный урок этой теме. На экране перед собой школьник увидит два листа и слова между ними. Главная задача — сгруппировать в одной части неологизмы, а в другой — устаревшие слова. Когда цель будет выполнена, можно нажать кнопку «Готово». Если все правильно, то ребенок переходит к следующему этапу урока.

    З.18 Подбираем к словам иноязычного происхождения украинские соответствия

    Перенимать новые слова из других языков — это нормальное явление. Однако, для того, чтобы не потерять собственную аутентичность, необходимо не забывать и о чисто украинские слова.

    Этот урок поможет ученику найти украинские соответствия к иноязычным словам с аналогичным значением. Задача призвана дополнить словарный запас ученика и показать, что чаще всего использование слов иноязычного происхождения не так уж и целесообразно. Более того, с украинским словом фраза будет звучать более емко и красочно.

    На экране перед школьником есть целое предложение с пропущенным словом. Далее следует объяснение этого слова. Задача ребенка — понять, какое слово отсутствует (по перечню под предложением), а затем — нажать на него. Если все правильно, то можно переходить к следующим этапам упражнения.

    И.4 Превращаем словосочетание в фразеологизмы

    Для того, чтобы украинский язык был более насыщенным и красивым, в нем существуют пословицы, поговорки, устоявшиеся выражения и фразеологизмы. В этом уроке мы хотим обратиться к последним. Фразеологизмы (фразеологические обороты) — устойчивые словосочетания, которые воспринимаются как единое целое и используются носителями языка в устойчивом оформлении. Фразеологизм — неделимое, устойчивое словосочетание, которое можно заменить синонимичным словом. В предложении фразеологизм — это один член предложения.

    Ученики должны иметь определенный лексический запас из фразеологизмов для того, чтобы их язык был более разнообразным. На экране перед собой школьник видит два фразеологизма, с одним общим словом (например, «волосы»). Во втором фразеологизме отсутствует одно слово. Чтобы понять, какое именно нужно вставить, под словосочетаниями есть три варианта ответа. Лишь один дополнит словосочетание так, чтобы в результате образовался фразеологизм. Ученик нажимает на выбранное слово, а затем переходит к кнопке «Готово». Если все выполнено правильно, то можно переходить к новым фразеологизмам.

    5. Типы предложений. Этот раздел расскажет ребенку, что в украинском языке могут существовать более сложные предложения, состоящие из нескольких грамматических основ. Ученики научатся расставлять союзы и знаки препинания, а также строить схемы сложных предложений.

    Н.2 Определяем грамматические основы в сложном предложении

    Как известно, в украинском языке существуют два вида предложений: простые и сложные. Отличаются они тем, что последние имеют несколько грамматических основ, а потому осложнены союзами, предлогами и знаками препинания. Достаточно часто определение грамматических основ в сложном предложении способно вызвать панику у ребенка. Ведь с каждым годом и классом сложность предложений увеличивается, что влияет на способность удачно распознавать все члены предложения.

    Этот урок создан для того, чтобы научить школьника ориентироваться в грамматической основе предложения, легко находить подлежащие и сказуемые. Благодаря подобному умению ученик не будет больше путаться в знаках препинания каждого предложения. На экране ребенок видит планшет с предложением. Оно — сложное. Задача, которая ставится перед учеником, — подчеркнуть грамматические основы в предложении. Для этого сначала нужно выбрать отметку (например, для подлежащего — одно подчеркивание), а далее нажать на слово, которое ребенок определит как подлежащее. Последний шаг — нажать кнопку «Готово».

    6. Строение и структура текста. План текста. Немаловажный раздел, изучающий определения текста, его основные признаки, отличия текста от высказывания; объясняет особенности строения; учит определять тему и основную мысль готового текста, составлять простой план; выделяет ключевые слова, анализирует строение; различает тексты по принадлежности к определенному типу речи, составляет или восстанавливает текст, соблюдая содержательное и композиционное единство; осуществляет выборочный перевод текста определенного типа.

    Сюда же следует добавить и аудирование. Ученик должен уметь: различать на слух языковые единицы: слова, словосочетания, предложения; выявлять на слух единицы, произнесенные с нарушением правил произношения или согласования составляющих; слушать и понимать устное высказывание; фиксировать начало и конец, определять на слух количество предложений и слов в тексте; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного; демонстрировать понимание прослушанного текста, выполняя с ним учебные действия.

    С.4 Выясняем тему текста

    Тема текста — это достаточно важная его характеристика. Как правило, тема совпадает с названием. Однако, она не может заменить заключение. Как и название книги, тема должна говорить о том, о чем будет идти речь в самом тексте. Другими словами — это главная его мысль, идея, которая читается сразу. Подобные задачи встретятся пятиклассникам и через 6 лет, на ВНО, когда им нужно будет прочитать большой кусок текста и выделить из него одну главную мысль — тему. Поэтому пора начинать подготовку!

    В этом упражнении школьник увидит перед собой совсем небольшой текст с двух-трех предложений. Задача, которая ставится перед ребенком, — прочитать этот текст и создать заголовок из пары слов. Какой именно будет заголовок, ученику подскажет содержание текста и логическое мышление. Нужно просто внимательно вчитаться и выделить основную мысль. После этого — нажать на два необходимых слова. Когда задача будет выполнена, можно переходить к следующему этапу задачи.

    Т.8 Определяем тип и название прослушанного текста

    На уроках языка стоит тренировать не только такой вид деятельности как чтение, но и слушание-понимание информации (аудирование). Умение слушать и понимать устную речь лежит в основе развития навыков говорения, чтения, письма. В современных условиях, когда происходит увеличение объемов информации, возникает потребность в быстром и точном восприятии устной речи, понимании прослушанного, умении концентрировать произвольное внимание в течение более длительных отрезков времени. Все это вызывает необходимость совершенствовать навык слушания и понимания (аудирование).

    Учеников необходимо учить следить за развитием мысли, адекватно воспринимать информацию, замечать в тексте слова, важные для понимания высказывания, выделять определенные факты, осознавать содержание прослушанного текста, учитывая общий тон, тембр, темп, силу голоса того, кто озвучивает текст.

    Для того, чтобы практиковать подобные навыки, мы создали отдельный раздел — «Аудирование». Он включает значительное количество разнообразных задач, нацеленных на понимание и аудиовосприятие текстов. В уроке «Определяем тип и название прослушанного текста» ученик должен будет прослушать небольшой текст, определить его тип (описание, рассуждение или рассказ) и выбрать лучший заголовок к прослушанному тексту.

    У.2 Уникальные явления природы

    Этот урок также входит в категорию «Текст». Основная его цель — расширить кругозор ученика, рассказывая ему об удивительных явлениях природы. Интересно, что о значительном количестве этих зашифрованных фактов знает не всякий взрослый! Однако, есть небольшая проблема — для того, чтобы прочитать этот текст полностью, его нужно восстановить в соответствии с правилами структурирования текста. А для того, чтобы узнать, о каком явлении идет речь, необходимо будет расшифровать его название, воспользовавшись специальным ключом. Подсказка к тому, как проходить упражнение, находится у задачи (надо нажать на знак вопроса).

    Благодаря этому уроку ученик не только еще раз потренируется в структурировании текстов, но и почувствует себя настоящим Шерлоком, расшифровывая скрытые названия!

    7. Важной частью курса Украинский язык 5 класс являются заключительные разделы. Кроме того, что они формируют социально-культурные и деятельностные компетентности учащихся, они также состоят из учебных аспектов. Поскольку каждый урок, кроме общеобразовательных материалов, предлагает определенные учебные действия со словом, предложением, текстом и диалогом.

    Ф.6 Курс юного парамедика

    Подобное упражнение относится к разделу «Я и общество». Оно говорит о крайне важном общественном деле — оказании первой медицинской помощи. Благодаря подобной задачи школьник воспринимает, анализирует, оценивает прочитанные или услышанные сведения, подбирает и использует те из них, которые необходимы для достижения определенной коммуникативной цели.

    Ребенок формирует ценностную позицию относительно гражданского патриотизма, любви к Родине, уважения к ее истории, культуре и историческим памятникам, семейным ценностям, признанию ценности здоровья своего и других, оптимизма в восприятии мира.

    В этом уроке ученику нужно будет возобновить диалог. А именно — его порядок. После чего надо дать ответ на последнюю реплику. Если ученик сделал все правильно, он может переходить к следующему этапу.

    Как видите, 5 класс по украинскому языку невероятно насыщенный. Учеников ждут самые разнообразные упражнения из разных тематик, яркие персонажи и настоящие награды. Надеемся, что нашим маленьким и взрослым пользователям он действительно понравится. Поэтому, давайте исследовать!